II. Полуостров Мэн – трасса!
II. Полуостров Мэн – трасса!
Несколько увлекательных, казусных и трагичных фактов из истории Tourist Trophy
Откуда слово Tourist в заглавии одной из самых сложных гонок? Так как мысль соревнования появилась, когда вершина английского авто-мотоклуба ворачивалась из Австрии с гонки за Интернациональный мотокубок. Там команда Англии с позором провалилась – английские гонщики на фактически серийных байках не могли противостоять особым гоночным машинам из Франции, Германии и Австрии (по регламенту соревнований байк мог весить менее 50 кг, и в это фактически велосипедное шасси умудрялись втискивать 2-литровые моторы!). Потому было решено, в пику устроителям Кубка, устроить соревнования для серийных (как их тогда называли, туристских) байков – со стандартными седлами, педалями, крыльями и глушителями. Сначала ввели даже ограничение расхода горючего: менее 3,1 л на 100 км для одноцилиндровых машин и 3,8 л – для 2-цилиндровых.
На первом Tourist Trophy, проведенном в 1907 году, на старт вышли машины 2-ух классов: одноцилиндровые и 2-цилиндровые. При этом такое разделение ввели не поэтому, что 2-цилиндровые числились заранее сильнее, напротив – их признавали более тихоходными. Так и вышло: фаворит гонки, Чарльз Коллир на одноцилиндровом 430-кубовом Matchless, прошел дистанцию со средней скоростью 61,5 км/ч, а наилучший гонщик посреди выступавших на 2-цилиндровых байках, Рембранд Фоулер на 670-кубовом Norton, показал только 58,2 км/ч. К чести гонщиков нужно сказать, что такие достаточно низкие скорости объясняются тем, что им приходилось пару раз останавливаться для подмены свеч и пробитых шин. Гандикап для 2-цилиндровых моторов отменили только в 1912 году, но прямо до начала 50-х годов одноцилиндровые движки доминировали на трассе.
Сначала гонку проводили на маленьком (25 км) кольце на равнинной западной части острова. Дело в том, что в 1905 году состоялись пробные мотосоревнования – и односкоростные маломощные Новинки Автопрома той поры просто не смогли победить подъемы! Только в 1911 году трассой было избрано так называемое горное кольцо длиной 60 км, обхватывающее практически весь полуостров и по собственной конфигурации близкое к современному маршруту гонки. Перепад высот на нем – около 400 м.
Обычно все классы байков несут собственные наименования. Сначала организаторы гонки выделили Senior («старший») и Junior («младший»), которые с 1912 года относятся к кубатурам соответственно 500 и 350 смз. В 1920 году добавили категорию Lightweight («легкий») – 250 смз, потом – Ultra-Lightweight («сверхлегкий») – 175 смз в 1924 – 25 годах и 125 смз с 1951 года. В наши деньки систематизация «слегка» изменена: Senior TT – 1000-кубовые Новинки Автопрома, Junior TT – 600-кубовые. Не считая того, гонщики соревнуются в категориях Superbike и Superstock.
Несколько увлекательных, казусных и трагичных фактов из истории Tourist Trophy
Откуда слово Tourist в заглавии одной из самых сложных гонок? Так как мысль соревнования появилась, когда вершина английского авто-мотоклуба ворачивалась из Австрии с гонки за Интернациональный мотокубок. Там команда Англии с позором провалилась – английские гонщики на фактически серийных байках не могли противостоять особым гоночным машинам из Франции, Германии и Австрии (по регламенту соревнований байк мог весить менее 50 кг, и в это фактически велосипедное шасси умудрялись втискивать 2-литровые моторы!). Потому было решено, в пику устроителям Кубка, устроить соревнования для серийных (как их тогда называли, туристских) байков – со стандартными седлами, педалями, крыльями и глушителями. Сначала ввели даже ограничение расхода горючего: менее 3,1 л на 100 км для одноцилиндровых машин и 3,8 л – для 2-цилиндровых.
На первом Tourist Trophy, проведенном в 1907 году, на старт вышли машины 2-ух классов: одноцилиндровые и 2-цилиндровые. При этом такое разделение ввели не поэтому, что 2-цилиндровые числились заранее сильнее, напротив – их признавали более тихоходными. Так и вышло: фаворит гонки, Чарльз Коллир на одноцилиндровом 430-кубовом Matchless, прошел дистанцию со средней скоростью 61,5 км/ч, а наилучший гонщик посреди выступавших на 2-цилиндровых байках, Рембранд Фоулер на 670-кубовом Norton, показал только 58,2 км/ч. К чести гонщиков нужно сказать, что такие достаточно низкие скорости объясняются тем, что им приходилось пару раз останавливаться для подмены свеч и пробитых шин. Гандикап для 2-цилиндровых моторов отменили только в 1912 году, но прямо до начала 50-х годов одноцилиндровые движки доминировали на трассе.
Сначала гонку проводили на маленьком (25 км) кольце на равнинной западной части острова. Дело в том, что в 1905 году состоялись пробные мотосоревнования – и односкоростные маломощные Новинки Автопрома той поры просто не смогли победить подъемы! Только в 1911 году трассой было избрано так называемое горное кольцо длиной 60 км, обхватывающее практически весь полуостров и по собственной конфигурации близкое к современному маршруту гонки. Перепад высот на нем – около 400 м.
Обычно все классы байков несут собственные наименования. Сначала организаторы гонки выделили Senior («старший») и Junior («младший»), которые с 1912 года относятся к кубатурам соответственно 500 и 350 смз. В 1920 году добавили категорию Lightweight («легкий») – 250 смз, потом – Ultra-Lightweight («сверхлегкий») – 175 смз в 1924 – 25 годах и 125 смз с 1951 года. В наши деньки систематизация «слегка» изменена: Senior TT – 1000-кубовые Новинки Автопрома, Junior TT – 600-кубовые. Не считая того, гонщики соревнуются в категориях Superbike и Superstock.