ПО ПУТЯМ-ДОРОГАМ ФРОНТОВЫМ
ПО ПУТЯМ-ДОРОГАМ ФРОНТОВЫМ
Шофер-разведчик Александр БУЧИН до войны интенсивно увлекался мотокроссом и 22 июня 1941 года как раз готовился к первенству Москвы. Но соревнования по известным причинам не состоялись… А уже через пару недель его назначили водителем в охрану Г. К. Жукова.
К "самому" Бучина сначала не подпускали - он водил "эмку" в "хвосте" кортежа сопровождения. В Москве работа была не пыльная, Жуков ездил не достаточно. Маршрут - Генштаб, Кремль и назад, квартира, дача… Но наступил сентябрь 41-го.
- Дело было в Калининской области, - ведает Александр Николаевич. - Погода - дрянь: ветер, дождик, глинистую дорогу развезло. Вдруг ехавший впереди вездеход ГАЗ-61 с Жуковым "на борту" улетел в канаву. Попробовали вынуть машину - не удалось. Ко мне подбежал Бедов, начальник охраны Жору Константиновича: "Выручай! Ты же гонщик!.." Я сел за руль застрявшего вездехода, включил фронтальный мост. Вперед, вспять - выскочил из канавы. Жуков не произнес ни слова, я возвратился в свою хвостовую машину… Через пару дней повез на передовую генерала Кокорева, порученца Жукова. Ехали проселком, через лес, выскочили на поляну. А на ней паника: несколько 10-ов ополоумевших красноармейцев мечутся в различные стороны, над ними "забавляется" "мессер" - обстреливает ребят. "Эмку" я мигом загнал под дерево, в кустики. Кокорев ушел, мне пришлось еще какое-то время следить за кровавыми утехами мерзавца-истребителя. Когда генерал возвратился, поехали далее… Позже случаем вызнал, что он доложил Жукову, что под огнем я успел нырнуть с "эмкой" под ветки дерева - показал храбрость… Не в храбрости дело - просто у мотокроссмена хорошая реакция.
В один прекрасный момент начальник охраны Жукова произнес: "Повезешь "самого". Я ответил: "Есть!"
Сел за руль ГАЗ-61, рядом Жуков, на заднем сидение Бедов и адъютант. Только выехали со двора избы, где ночевал Жуков, как машина тормознула. Я взял ключ, поднял капот, открутил бензопровод, продул его - и мотор затарахтел. Поехали… Никто не проронил ни слова. Но с того денька началась моя служба водителем Жукова.
За рулем ГАЗ-61 не раз понадобились кроссовые способности. Подъехали как-то к реке, а мост разрушен. Ехать в объезд? Так ведь у Жукова любая минутка на счету. Прикинул, где помельче, потихонечку опустил передок машины в воду, включил первую передачу, отдал обороты побольше - и как сиганул!.. Вылетел на другом берегу. Жуков отреагировал: "Ну, артист!..."
У Александра Николаевича есть медаль "За отвагу". Казалось бы, какие подвиги может совершить шофер? А вы пробовали ездить ночкой без света фар? А ему приходилось, чтоб не выдать себя. А сколько раз уворачивался от бомб и снарядов, съезжал с дороги и гнал по пересеченке.
В 42-м под Ельней, вспоминает Бучин, он вел большой "Бьюик", в машине - Жуков и чуть не весь Генштаб. И вдруг автомобиль с сухого асфальта попал на лед! Будь за рулем другой, кто знает, чем бы все кончилось… Но, опять-таки, способности кроссовика, отменная реакция и хладнокровие - вот что его выручило, уверен Александр Николаевич.
А меж тем, шофер настолько видного в государстве лица несет ответственность и за репутацию собственного командира. В особенности в то время, когда все, в том числе и высшие чины армии, были "под колпаком", и хоть какой проступок подчиненного мог навлечь проблемы для начальника. Недоброжелатели всегда найдутся…
- Дело было в Одессе, скоро после войны. Компаньон попросил меня отвезти его на байке к знакомой. Сел сзади, и мы покатили по Дерибасовской, оба в форме. И здесь я решил покуражиться - проехаться на очах прогуливающихся, стоя на байке. Поднялся, и мы промчались по оживленной улице… Когда я уже один ворачивался, меня поджидали: милиционеры, взявшись за руки, перегородили путь. Я сделал вид, что "сдаюсь", снизил скорость, те расслабились… Но в нескольких шагах от цепи я крутнул ручку газа. Байк взревел, я пригнулся к рулю и перескочил под расставленными руками… На последующий денек Жора Константинович вызвал меня и с порога огорошил: "На вас, Александр Николаевич, "тележка". - "Какая тележка?" - "А кто вчера хулиганил на Дерибасовской?!" Пришлось покаяться. Жуков не ругал, а только тяжело вздохнул. Позднее я вызнал, что, оказывается, в эти самые деньки в Одессу из Москвы пожаловал очередной "контролер" Жукова - собирал компромат. Выходит, я в каком-то смысле "подставил" Жору Константиновича. С того времени, пока служил при маршале, ничего подобного для себя не позволял.
Не только лишь НА ПЕРЕДОВОЙ
Жора Васильевич ХРИСТОФОРОВ попал на войну "с отсрочкой": в июне 41-го он окончил учебу в институте, и студентам-выпускникам предоставили месяц на сдачу госэкзаменов. С дипломом Университета он попал в минометно-артиллерийское училище - и сходу на фронт, под Волоколамск. Вел войну недолго - контузия, которую, правда, длительно укрыл. 7 ноября 1941 года в составе собственного артиллерийского училища он участвовал в параде на Красноватой площади. После парада все училище выслали в тыл доучиваться. У Жору Васильевича все-же нашли контузию, и на фронт он больше не попал, а остался преподавать. Весной 1942 возвратился в Москву, пошел работать на бронетанковый завод начальником цеха, выпускающего Новинки Автопрома.
После войны Христофоров организовал при предприятии мотосекцию, "с головой" ушел в Подвеска, пару раз побеждал в многодневках в классе байков с колясками, удостоен 5 Знатных символов ДОСААФ. Жора Васильевич мастер Подвескаа, заслуженный тренер РСФСР, воспитал много мастеров.
Не только лишь НА ПЕРЕДОВОЙ