ЧТО-ТО ЕСТЬ В ЭТИХ Безумных
ЧТО-ТО ЕСТЬ В ЭТИХ Безумных
фото из архива редакции
Не торопитесь инкриминировать их в эксцентричности. История указывает: причуды галлов - обратная сторона их здравомыслия. Судите сами: разве ж плох эндуро в городке? Высочайшая посадка, в оживленном городском потоке видишь далековато, поверх крыш легковых машин - это раз. Энергоемкие подвески и спицованные колеса, которым не жутки ни выбоины, ни бордюры - два. Дорожный просвет позволяет просто запрыгивать на тротуар, а то и махнуть подземным переходом - это три. Тяговитый мотор, не терзающий необходимостью каждые две секунды переключать передачу - четыре. Узенький силуэт (хоть займись слаломом меж машин) - 5.
Целый букет плюсов! На их фоне недочеты блекнут (к тому же их нетрудно убрать). Шины со огроменными грунтозацепами не "держат" влажную брусчатку? Ставим гладкие шоссейные! Из-за огромного хода подвесок маневренность на виражах выходит "размазанной"? Укоротим хода, увеличим твердость. Длинноватая передняя вилка "подламывается" в повороте? Ставим помощнее, от дорожного байка. Рассчитанные на медленные загородные прогулки тормоза небезопасны для безумного уличного трафика? Нет заморочек - диски побольше, скобы позацепистее… Что вышло? Ни эндуро, ни байком двойного предназначения эту штуку уже не назовешь. Эй, братья-парижане, что это? Дайте термин! "Да это ж, братан, крутой суперводила! По-нашему - supermotard. Подходит словцо?"
Любая вещь получает право на существование тогда, когда получит удачное имечко. Чтобы звучало! Словцо "супермотард" пошло гулять сначала 80-х - и лихорадка постройки таких аппаратов расползлась по Европе далековато за границы Франции. Кто-то нашел, что на машинках прикольно отжигать по гоночным трассам - совсем особенная манера вождения, а скорости немногим меньше, чем на обычных шоссейниках сопоставимой кубатуры.
Как запахло прибылью, на забаву "самодельщиков" обвалился солидняк. Ну, сначала не слишком-то приличные компании. Сперва за идею ухватились тюнинг-ателье (к примеру, германское LSL и французское Boxer Bikes), потом - итальянские, французские компании второго-третьего разряда (Fantic, HRD). B 90-e, когда запахло большущими деньжищами, в пирог вгрызлись европейские гранды, назовем две такие различные, но умопомрачительно калоритные их машины - Бмв F650CS и КТМ LC4 Supermoto.
A что все-таки жители страны восходящего солнца? Проспали? Да нет, они отреагировали чуть не ранее европейцев. В потоке секонд-хэнда из Стране восходящего солнца не редчайший гость смешное городское эндуро с ажурными литыми колесами Honda AX-1 дебюта 1987 года. Но тогда ей время еще не пришло… Словом, погоды эта ласточка не сделала.
А лет 5 вспять словцо "супермотард" вдруг стало всем понятным без перевода. Капризная мода, поигравшись со стритфайтерами, захотела новейшую игрушку. Здесь уж кинулись столбить места в этом секторе рынка все кому не лень, и каждый выпекал пирожки - супермотарды по собственному рецепту. Но какие из их "супер", а какие просто мотарды?..
РЕЦЕПТ 1-ый: С ПЕРЦЕМ
Этот способ исповедуют сторонники жесткой Подвескаивной дрессуры: желаете адреналина - жрите его ложками! Чего мудрить, если есть примечательные гонки - супермото? Берем Подвескаивный байк, обвешиваем фонариками указателей поворотов, меняем "лапти" на дорожную резину - и вперед!
Фундаторы и апологеты этого направления - маленькие европейские компании: ТМ, Gas-Gas. Их машины по утонченности технической внутренности (и стоимости!) не уступят отличному Подвескабайку: массивные моторы, порою с впрыском горючего, стопроцентно регулируемые подвески, утонченные тормозные системы. На дороге же они кое-чем напоминают 2-тактные Подвескабайки начала 90-х: кайф огребешь по полной программке и за полчаса укатаешься вусмерть!
Спрос на такие генераторы адреналина невелик, и маленькие компании его полностью закрывают. Большие же, которые рассчитывают отгрызть побольше, следуют нерадикальным методом: их супермотарды на базе hard-enduro. Такая и новинка сегодняшнего сезона - Suzuki DR-Z400SM. Его база - пользующийся популярностью байк двойного предназначения DR-Z400S, только-только отметивший пятую годовщину собственных рыночных побед. Староват? Ни в коем разе! Полюбуйтесь хотя бы на движок: два верхних распредвала, жидкостное остывание, кованый поршень с верхним L-образным кольцом, непростая (никель-кремний-фосфор-углерод) композиция, покрывающая зеркало цилиндра… Система смазки - с сухим картером (это гарантия бесперебойности смазки в любом положении байка, ну и картер при всем этом компактнее), маслобаком выступает часть рамы. Задняя подвеска - с маятником из дюралевого сплава, регулируемым моноамортизатором и прогрессивной чертой.
Перевоплощение "эндурки" в супермотард вышло по стандартной схеме. Во-1-х, заместо фронтального "телескопа" обыденного типа установили более жесткий на скручивание "перевертыш" Showa. Конструктивно обновили тормоза (поперечник фронтального диска увеличен с 250 до 310 мм). Основная перемена - круговые шоссейные шины на 17-дюймовых колесах. Вышел аппарат злой (все-же 40 л.с. на 134 кг сухой массы), но в меру. Этот - для "продвинутых юзеров".
РЕЦЕПТ 2-ой: ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
Последующий герой - "не мальчишка, но мужик с трудной судьбой". Вольно ж было рекламщикам Honda ставить крест на отличном байке двойного предназначения NX650 Dominator, чтоб позже с маниакальным упорством лепить из его агрегатов все новых и новых лузеров! Попытка 1-ая: 1996 год, модель SLR650 в модном тогда стиле "скрэмблер". И… абсолютный провал на рынке: покупатели решительно отвергли "городской недоэндуро". Ну и качество его производства хромало - аппарат выпускал испанский филиал. Через несколько лет лузера поменял FX650 Vigor. За полной сменой индекса очень умеренные косметические мазки (мини-обтекатель на руле и проч.). Эволюция не вызвала ажиотации. И вот в наступившем сезоне - 3-я попытка пристроить мотор Dominator в отличные руки (то бишь шасси): FMX650.
B одном традиция этих городских "одностволок" продолжилась - в дизайне, он мягко говоря… хм, странноватый. Высшая часть машины так припоминает итальянские "эндурки" 80-х, что складывается воспоминание: лет 20 вспять некий очень неплохой дизайнер впал в летаргический сон, а сейчас его разбудили, наспех напичкали полусонные мозги новыми тенденциями и - давай, вперед! По другому чем разъяснить эту мешанину стилей. Но если обозвать себя снобом, отвлечься от назойливого сравнения с Gilera Dakota эталона 1985 года, то можно признать и так: снаружи машинка хороша, полностью…
А снутри? Движок Dominator в представлении не нуждается - этот потомок удачнейшей серии "одностволок" Honda c круговым расположением клапанов издавна заслужил общенародную любовь. Железная рама - с сильной хребтовиной, служащей сразу маслобаком для системы смазки мотора. Задняя подвеска - системы Delta-Link Pro-Link, c газонаполненным моноамортизатором. Из новомодного - передняя вилка перевернутого типа (нерегулируемая), задний габарит на светодиодах (от Fireblade), дюралевый руль Renthal.
Естественно, о Подвескаивных амбициях FMX650 гласить не приходится (сравните его 37,7 л.с. на 163 кг сухой массы и 40 л.с. на 134 кг у Suzuki DR-Z400SM). Ho для ежедневных городских разъездов Honda практичнее - с этим не поспоришь. К тому же внедрение старенькых испытанных агрегатов позволило сделать машину не только лишь надежной, да и сравнимо дешевенькой.
РЕЦЕПТ 3-ий: КУХНЯ FUSION
Вот только не нужно кидать в меня дохлыми воронами и инкриминировать в волюнтаризме! Не слепой, сам вижу: на супермотард этот байк совсем не похож. И дослушайте до конца: есть три весомых резона, чтоб включить этот экземпляр в наш обзор.
Во-1-х, это тоже новинка сезона-2005. (Ироничные возгласы из публики: "Это ты в точку! Молодец! Еще про Bentley Flying Spur нам задвинь!") Во-2-х, у него тоже внедорожное происхождение. В-3-х, и в основных: он "играет" в той же рыночной нише - городские "синглы" средней ценовой категории. Ну, угомонились? Итак, встречайте: Aprilia Pegaso 650 Strada!
Есть такая кухня - fusion, она смело соединяет самые немыслимые ингредиенты: ну, скажем, пицца с ласточкиными гнездами под салатом "оливье". Удивительно, но смачно! По тому же принципу состряпали и Pegaso 650 Strada: что-то традиционное, что-то супермотардовское, что-то стритфайтеровское.
Если вы думаете, что под словечком Strada (по-итальянски - "дорога") прячется только легкая модернизация Pegaso эталона 2004 года, то здорово заблуждаетесь. По сути все новое: заместо мотора Rotax c его уникальной 5-клапанной головкой - мотор Minarelli-Yamaha (четыре клапана, жидкостное остывание, впрыск горючего). Заместо прежней дюралевой рамы - железная. Впереди - обыденный "телескоп", задняя подвеска системы APS, c регулировкой моноамортизатора по подготовительному поджатию пружины и гидравлике отбоя. Тормоза Brembo, в перечне опций предусмотрена Abs. Увлекательная особенность: если обычно для байков седло пониженной высоты предлагается на заказ (к примеру, для Honda FMX650 - на 20 мм ниже стандартного), то для Strada конкретно в эталоне идет "маленький" вариант, а увеличенная на 40 мм высота - вот это чисто по заказу. Очевидно проглядывает забота об итальянских синьорах, которые высотой роста не славятся. Не для их ли и прикольный багажничек на бензобаке, который раскрывается нажатием кнопки на руле: ах как комфортно в него класть помаду либо пудреницу…
Еще одна приятность Pegaso 650 Strada - перечень опций. Приятен он размером - ого-го! Не считая тормозов с Abs и "рослого" седла, в него входят огромное ветровое стекло, устройство обогрева рукояток руля (вот это, вероятнее всего, для северян (ок), защита для рук, багажный кофр… Некий он вышел немного дамский. Но чего в жизни не бывает…