Мекка
Мекка
О парадоксе Sturgis Motorcycle Rally и его роли в байкерском движении сказано и написано много. Чтобы не повторяться, скажу для тех, кто не был в Стерджисе: он конкретно таковой, каким вы его представляете, только помножьте на 10**.
Торжество кастомайзинга в Стерджисе Но к делу. Тема моей экспедиции – кастомайзинг. Этого добра здесь, поверьте, в излишке. Что типично, кастом-байки не только лишь красовались на щитах, да и с радостной периодичностью мерцали в нескончаемом и круглосуточном потоке байков, дефилирующих по улочкам города и близкорасположенных селений. Ну где еще вы встретите почтеннейшего Арлена Несса, рассекающего посреди затрепанных жизнью «Xарлеев» на собственном новом двухмоторном (!) аппарате ценой в полмиллиона (!) баксов?! А это что за взрыв красок в общей черно-хромированной массе? Ба, да это наш старенькый знакомый Рик Фэрлис*** в постоянной цветастой рубашке, управляющий одним из собственных «психоделических» чопперов!.. Короче, именины сердца.
Торжество кастомайзинга в Стерджисе Количество различных кастом-шоу в Стерджисе также под стать размаху мероприятия. Не считая IV Официального чемпионата мира по кастом-байк-билдингу, на котором мы ниже остановимся поподробнее, это и «филиал» знаменитого дайтонского Rat’s Hole Show, и шоу журнальчика The Horse, и конкурс, проводимый под эгидой шинников из Metzeler, и Harley-Davidson Ride-In Show, и Feel The Thunder, и Sculptures in Steel, и Legend Top 50, и Trike Wars. Добавьте сюда Ride-In Show элитарного мотоклуба Hamsters, также наинтереснейшую выставку байков One World Chopper, устроенную известным южноамериканским кастом-публицистом Майклом Лихтером (к ней, могу вас заверить, мы еще вернемся в одном из следующих номеров) – и вы поймете: чтоб посетить все эти вида, необходимо иметь, как минимум, установку для телепортации, металлическую печень и карбоновые почки. Вот в каких нечеловеческих критериях приходилось работать! Да уж, хлеб кастом-критика нелегок и имеет горьковатый привкус. О масле кастом-критика я и совсем молчу. (Если сострадательные байкеры из какого-либо мотоклуба вздумают выслать посылку на поправку здоровья, мой адресок есть в редакции.)
Торжество кастомайзинга в Стерджисе Стоит увидеть, что особенной конфронтации меж бессчетными кастом-шоу не наблюдается – у каждого своя грядка, и каждый ее обрабатывает. Feel The Thunder, к примеру, практикуется на гоночных аппаратах, конкурс журнальчика The Horse – на жестком «олд-скуле», Trike Wars – понятно на чем. При всем этом в корне ошибочно считать эти мероприятия «вторым эшелоном». На их такие жемчужины попадаются!.. Мотопарк богатых «Хамстеров» и совсем наполовину состоит из байков, узнаваемых по прессе и прошедшим чемпионатам. А у Rat’s Hole Show вообщем история длиной в без малого сороковник. Ну и сама вывеска «чемпионат мира», что греха таить, для янки означает совершенно не то же, что для европейцев. Почему не «всеамериканский чемпионат»? Разве «мир» и «Америка» не сущность одно и то же?.. Короче, есть вопросы. Нельзя также сбрасывать со счетов обычное неучастие в первенстве «по версии AMD» многих американских мастер-билдеров первой величины. Ну, с этими понятно – они, типа, «выше», а прилюдно облажаться (а такая опасность существует) ой как не хочут.
Все же, чемпионат мира по кастомайзингу основался в Стерджисе. И если в прошедшем году* устроители из AMD арендовали под это дело площадь в большенном выставочном павильоне Thunder Road на окраине, то сейчас обзавелись своей недвижимостью – «Парком чемпионов» (Champions Park) в самом центре городка. («Недвижимость» в Стерджисе понятие относительное – по сути это временное сооружение, как и большая часть подобного рода местных строений.)
Торжество кастомайзинга в Стерджисе В этом году 70 мастеров из США, Канады, Стране восходящего солнца, Франции, Германии, Швеции, Ирландии, Италии, Испании, Венгрии и Чехии выставили 77 байков. При этом «Лучшая двадцатка» смотрелась на уникальность интернационально – в нее попали Новинки Автопрома из 10 государств. По уже сложившейся традиции судили конкурс сами участники (очевидно, нельзя было выставлять баллы собственному творению), что в определенной мере позволяло возлагать на объективность.
Так и вышло. Новинки Автопрома гласили сами за себя, и присутствующие на церемонии награждения не были удивлены плодами. При этом тройка фаворитов финишировала с солидным отрывом. Сравните: 513, 488 и 419 судейских баллов набрали аппараты, взявшие соответственно «золото», «серебро» и «бронзу», в то время как байк, занявший 4-ое место, получил 254 балла.
Призы победителям вручал самый резвый (и, как оказывается, самый «компактный») мотоциклист на планетке Крис Кросс – тот, который пропархал на собственной «сигаре» BUB Lucky 7 по соляному насту высохшего озера Бонневиль со скоростью 564 км/ч*.
Все три ступени воображаемого пьедестала заняли уже известные нам по прошлогоднему чемпионату фигуры. Чемпионский перстень с нескрываемым ликованием водрузил для себя на палец швед Стеллан Эгеланд из SE Service. Его филигранно исполненный «спидвейный» Hulster вправду не оставлял никому шансов на первенство. Напомним, в прошедшем году Эгеланд получил «бронзу» за собственный Esox Lucius.
Вторым призером стал японец Чикара Нагата из Chicara Motorcycles. Его Chicara Art II, хотя это очевидное продолжение темы аппарата Chicara Art (с помощью которого японец получил титул чемпиона мира в прошедшем году), цеплял за живое с не наименьшей силой.
Торжество кастомайзинга в Стерджисе Третье досталось также представителю Стране восходящего солнца. Кейдзи Кавакита из Hot-Dock Custom Cycles представил красивый во всем Red Gladiator – сплав боббера и евро стритфайтера, при этом с острым японским привкусом. В прошедшем году его Crusader тоже был отмечен в Стерджисе – он занял тогда одиннадцатую позицию в номинации «Фристайл».
(Не могу удержаться: ведь мы не раз предупреждали о дальневосточной опасности! Кстати, в «Топ-20» попал очередной японский байк – 14-е место заполучила мастерская Custom Works Zon. Были и другие достойные внимания, на мой взор, представители «японо-скула».)
Вот что любопытно: если в прошедшем году призеров чемпионата Европы оценили в Стерджисе очень высоко, то фаворитов Майнца-2007 сейчас приметно «приземлили»: венграм из Sapka Muvek досталось 5-ое место (многие, включая вашего преданного некомпитентного слугу, пророчили им чемпионство – уж больно впечатлила The Time Machine!)*, французской мастерской Art of Racer за их «мультяшный» Rock’N Bike – седьмое, а их землякам из Riverside Motorcycles за The Crosser – одиннадцатое.
Сейчас о фаворитов в «младших» классах. Канадец Роджер Голдэммер к двум своим чемпионским титулам добавил звание «Метрического чемпиона» (другой его аппарат занял хорошее девятое место во «Фристайле»). В классе Production Manufacturer красивым «дуплетом» выстрелила популярная компания Confederate Motor Company. Ее фактически серийные модели Wraith и Hellcat заняли соответственно 1-ое и 2-ое места. Лично меня от всей души порадовало, что эти нестандартные аппараты получили достойную оценку. И в конце концов, популярная нам по последнему Майнцу Guindilla испанской мастерской Hot Dreams уверенно одолела в классе Modified Harley-Davidson.
Подведем черту. Не жирную (разве можно приостановить кастомайзинг?), а такой пунктир. Живой ли «олд-скул»? «Жив» не то слово – не дождетесь! А вот «хай-тек» все еще в тени. Видать, не наигрался еще люд в «ретро». Этим же, кто просит развести «старую» и «новую» школы по классам, Робин Брэдли, обладатель марки «Чемпионат мира по кастомайзингу» отвечает приблизительно так: «Ша! Основной класс у нас как именуется? Верно, «Фристайл». Другими словами никаких ограничений. Желаете стать фаворитом? Вот и выбирайте сами, в каком стиле строить байк – держите нос по ветру».
Отшумели фанфары еще одного чемпионата. Опустел «Парк чемпионов». Только деловито сновали уборщики, бросая временами тревожные взоры на необычного человека в стоптанных сандалиях с логотипом «Мото». А человеку было плохо. Передоз. Очень много высококачественного кастомайзинга. Человек желал домой: там с этим
поординарнее.