Бурлаки на Волге
"Бурлаки" на Волге
Это отличительный символ Реального Мужчины. С лебедкой на бампере ездит решительный, просоленный, прошедший огнь и воду, не боящийся ни хулигана, ни гаишника, ни черта лысого Мужчина с крепкими мозолистыми руками.
Еще до самого недавнешнего времени роскошь в виде лебедки навешивалась лишь на военные грузовики, да на завезенные из других стран джипы. И вот в конце концов появились наши, российские - обыкновенно, крепкие, обыкновенные и дешевые. Одну из их, "Спрут-2500", мы и решили испытать.
Итак, конструкция нашей лебедки электромеханическая, макетом ее послужил известный Ramsey. Электромотор связан ременной передачей с червячным редуктором, в паре с планетарным механизмом. Это уже 4-ый вариант - в прошлых были маленькие конструкторские ошибки. "Спрут" прошел сертификационные тесты на промышленных тестах и получил одобрение УАЗа. Суровая заявка!
Прицепить его можно на УАЗ, "Газель" и "Ниву" - особые крепления тоже разработаны. Крепления эти - штука вообщем восхитительная, с помощью их поставить либо снять лебедку можно быстро. Установить можно и самому - дружили бы руки с головой.
Скоростей две - рабочая (1 метр за минуту) и протяжная (8,4 метра за минуту), очень вероятное тяговое усилие - 4800 кг, номинальный ток - 100 А. Управление - дистанционное, с кабелем.
...Машин для тесты лебедки мы раздобыли три: VAZ 2121/">ВАЗ 2121 "Нива", УАЗ-3962 - в народе "буханка", и "Авангард" - последняя разработка Мега-моторс на базе UAZ 3153/">УАЗ 3153, класса "Триал". Ну что, окунем красавчиков в грязь? Не колеблясь. Пока добирались до места, не на шуточку разгорелся спор, чья машина сумеет выкарабкаться из гиблого места без помощи других. Обошлось без драки только поэтому, что дорога завершилась...
Мы на месте. Вот и полигончик неплохой: болото после разлива. Ну-с...
Первой рванула "буханка". Медлительно, как будто пузатый крокодил, шурша камышом, народная любимица цвета хаки выползла на сберегал. Взревел движок - и "уазик" напролом рванулся вперед. И... отчаянно буксуя всеми колесами, закопался в густую вязкую тину. Распахнулась дверь, Петрович, чавкая кирзовыми сапогами, двинулся с лопатой к фронтальному бамперу. Три взмаха - что ж, лебедка, выручай. Ухватив крюк, утопая в грязищи, Петрович двинулся на твердыню, к наиблежайшей березе. Покрытый цинком металлической канат вышел практически на всю длину - осталось только три последних витка.
А мы тем временем накидываем динамометр и разделяемся - кто продолжает болеть за микроавтобус, кто смотрит за показаниями динамометра и амперметра. Трос наматывается на 2-ой скорости до натяжения. Лебедка переключается на первую, рабочую, скорость, и шофер ворачивается за руль. Прямо с пультом дистанционного управления - кабель, хвала Всевышнему, позволяет.
Что проявили приборы? Наибольшее тяговое усилие - 1200 кг, ток - 98 ампер.
А в это время УАЗ "Авангард" приближается к отметке старта. Густым басом взревел мотор, ошметки грязищи полетели из-под колес (кто-то кликнул: "Ложись!"), машина взбрыкнула и с ходу влетела в зловонное месиво. С разгона пролетела половину канавы.
Колеса отчаянно буксуют, брызги тины - во все стороны, машина безвыходно теряет скорость и уже не едет - кое как ползет. Карабкается. Вот осталось два метра, метр, полуметра... Нет, не выкарабкаться. Увяз! Но не все еще потеряно. Просто так, без боя, "Авангард" не сдается. Шофер врубает заднюю. Рывок. Первую - снова рывок, пробует выкарабкаться вразвалку. Нет, не вышло, сел намертво. Шофер бодро выпрыгивает, и, балансируя на широких крыльях, подключает лебедку. (Динамометр бесстрастно показал усилие - 1500 кг, ток в амперметре - 135 А).
Жара становится все невыносимей, комары - все назойливей, сапоги каменеют от высохшей грязищи, рубахи прилипают к телу, на старте лениво обмахивается веточкой 3-ий участник. Вот час настал, и видавшая виды "Нива" на обезумевшой скорости юзом уходит на шаг. Эх, ничего не видно, только большой столб воды!
...Когда водяной туман оседает и картина прояснятся, все понимают: этому подфартило больше всех. Легкая "Нива" перескочила по инерции всю канаву и прочно села на раскисшем берегу. Весело, что самонадеянный шофер пошел на безвыходную авантюру без лебедки. На наше удивление, установка 30-килограммового агрегата на кронштейн заняла чуток больше минутки. Нивовод, буркнув что то про "авось", тянет машину на 2-ой скорости, на которой сматывают трос. Амперметр зашкалило: ток около 200 А. Нет, так нельзя, мотор сгорит. Включаем первую, как положено. Замеры полностью: усилие - 750 кг, ток - 75 А.
Все, что ли? Ну нет! Азарт зажигает душу к покорению все новых и новых стихий. Чем плоха аква гладь волжского залива? Крышку распределителя залило, мотор заглох. Спасательный круг в виде лебедки не поможет: далеко от берега встали, длины троса (22 м) не хватает. Подгоняем УАЗ и сращиваем канаты. Вот - другое дело!
Требуем испытаний на залитом водой автомобиле. Уж больно все не доверяют ремню лебедки. Тащит! В воде, невзирая на опаски, ремень не проскальзывает. Есть плюс: ремень уазовский и часть электрического оборудования тоже, означает, Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемые.
Неугомонный пытливый люд выдумывает новые тесты. А вот утянет лебедка катер на сберегал? Скажем во-о-о-он тот здоровый "Амур", что стоит на телеге в ангаре. Эх, где наша не пропадала, попробуем! До залива метров 30. Столкнули на воду катер ручками - под горку сам пошел. Не машиной же тащить - фиксируем лебедку в ангаре, цепляем трос к катеру. Катер медлительно, но уверенно выползает на сберегал. Внезапно телега с судном замирает - сработал самотормозящий редуктор. Что случилось? Ага, гаражный аккумулятор просто сдох. Не неудача. На машинах-то еще три лебедки. Через блок протягиваем трос до катера - и уже через пару минут судно на месте.
Да, воспоминаний предостаточно. А лебедки проявили себя отлично. Вот только управлять ими лучше не в одиночку. Приходится держать под контролем укладку витков на барабан. А о надежности можно судить по тому, что такие лебедки часто работают в специфичных критериях - втягивают на эвакуаторах.
А пари никто не выиграл. Означает, верно не передрались.
Фото Олега АМЕТОВА
Ульяновск
Это отличительный символ Реального Мужчины. С лебедкой на бампере ездит решительный, просоленный, прошедший огнь и воду, не боящийся ни хулигана, ни гаишника, ни черта лысого Мужчина с крепкими мозолистыми руками.
Еще до самого недавнешнего времени роскошь в виде лебедки навешивалась лишь на военные грузовики, да на завезенные из других стран джипы. И вот в конце концов появились наши, российские - обыкновенно, крепкие, обыкновенные и дешевые. Одну из их, "Спрут-2500", мы и решили испытать.
Итак, конструкция нашей лебедки электромеханическая, макетом ее послужил известный Ramsey. Электромотор связан ременной передачей с червячным редуктором, в паре с планетарным механизмом. Это уже 4-ый вариант - в прошлых были маленькие конструкторские ошибки. "Спрут" прошел сертификационные тесты на промышленных тестах и получил одобрение УАЗа. Суровая заявка!
Прицепить его можно на УАЗ, "Газель" и "Ниву" - особые крепления тоже разработаны. Крепления эти - штука вообщем восхитительная, с помощью их поставить либо снять лебедку можно быстро. Установить можно и самому - дружили бы руки с головой.
Скоростей две - рабочая (1 метр за минуту) и протяжная (8,4 метра за минуту), очень вероятное тяговое усилие - 4800 кг, номинальный ток - 100 А. Управление - дистанционное, с кабелем.
...Машин для тесты лебедки мы раздобыли три: VAZ 2121/">ВАЗ 2121 "Нива", УАЗ-3962 - в народе "буханка", и "Авангард" - последняя разработка Мега-моторс на базе UAZ 3153/">УАЗ 3153, класса "Триал". Ну что, окунем красавчиков в грязь? Не колеблясь. Пока добирались до места, не на шуточку разгорелся спор, чья машина сумеет выкарабкаться из гиблого места без помощи других. Обошлось без драки только поэтому, что дорога завершилась...
Мы на месте. Вот и полигончик неплохой: болото после разлива. Ну-с...
Первой рванула "буханка". Медлительно, как будто пузатый крокодил, шурша камышом, народная любимица цвета хаки выползла на сберегал. Взревел движок - и "уазик" напролом рванулся вперед. И... отчаянно буксуя всеми колесами, закопался в густую вязкую тину. Распахнулась дверь, Петрович, чавкая кирзовыми сапогами, двинулся с лопатой к фронтальному бамперу. Три взмаха - что ж, лебедка, выручай. Ухватив крюк, утопая в грязищи, Петрович двинулся на твердыню, к наиблежайшей березе. Покрытый цинком металлической канат вышел практически на всю длину - осталось только три последних витка.
А мы тем временем накидываем динамометр и разделяемся - кто продолжает болеть за микроавтобус, кто смотрит за показаниями динамометра и амперметра. Трос наматывается на 2-ой скорости до натяжения. Лебедка переключается на первую, рабочую, скорость, и шофер ворачивается за руль. Прямо с пультом дистанционного управления - кабель, хвала Всевышнему, позволяет.
Что проявили приборы? Наибольшее тяговое усилие - 1200 кг, ток - 98 ампер.
А в это время УАЗ "Авангард" приближается к отметке старта. Густым басом взревел мотор, ошметки грязищи полетели из-под колес (кто-то кликнул: "Ложись!"), машина взбрыкнула и с ходу влетела в зловонное месиво. С разгона пролетела половину канавы.
Колеса отчаянно буксуют, брызги тины - во все стороны, машина безвыходно теряет скорость и уже не едет - кое как ползет. Карабкается. Вот осталось два метра, метр, полуметра... Нет, не выкарабкаться. Увяз! Но не все еще потеряно. Просто так, без боя, "Авангард" не сдается. Шофер врубает заднюю. Рывок. Первую - снова рывок, пробует выкарабкаться вразвалку. Нет, не вышло, сел намертво. Шофер бодро выпрыгивает, и, балансируя на широких крыльях, подключает лебедку. (Динамометр бесстрастно показал усилие - 1500 кг, ток в амперметре - 135 А).
Жара становится все невыносимей, комары - все назойливей, сапоги каменеют от высохшей грязищи, рубахи прилипают к телу, на старте лениво обмахивается веточкой 3-ий участник. Вот час настал, и видавшая виды "Нива" на обезумевшой скорости юзом уходит на шаг. Эх, ничего не видно, только большой столб воды!
...Когда водяной туман оседает и картина прояснятся, все понимают: этому подфартило больше всех. Легкая "Нива" перескочила по инерции всю канаву и прочно села на раскисшем берегу. Весело, что самонадеянный шофер пошел на безвыходную авантюру без лебедки. На наше удивление, установка 30-килограммового агрегата на кронштейн заняла чуток больше минутки. Нивовод, буркнув что то про "авось", тянет машину на 2-ой скорости, на которой сматывают трос. Амперметр зашкалило: ток около 200 А. Нет, так нельзя, мотор сгорит. Включаем первую, как положено. Замеры полностью: усилие - 750 кг, ток - 75 А.
Все, что ли? Ну нет! Азарт зажигает душу к покорению все новых и новых стихий. Чем плоха аква гладь волжского залива? Крышку распределителя залило, мотор заглох. Спасательный круг в виде лебедки не поможет: далеко от берега встали, длины троса (22 м) не хватает. Подгоняем УАЗ и сращиваем канаты. Вот - другое дело!
Требуем испытаний на залитом водой автомобиле. Уж больно все не доверяют ремню лебедки. Тащит! В воде, невзирая на опаски, ремень не проскальзывает. Есть плюс: ремень уазовский и часть электрического оборудования тоже, означает, Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемые.
Неугомонный пытливый люд выдумывает новые тесты. А вот утянет лебедка катер на сберегал? Скажем во-о-о-он тот здоровый "Амур", что стоит на телеге в ангаре. Эх, где наша не пропадала, попробуем! До залива метров 30. Столкнули на воду катер ручками - под горку сам пошел. Не машиной же тащить - фиксируем лебедку в ангаре, цепляем трос к катеру. Катер медлительно, но уверенно выползает на сберегал. Внезапно телега с судном замирает - сработал самотормозящий редуктор. Что случилось? Ага, гаражный аккумулятор просто сдох. Не неудача. На машинах-то еще три лебедки. Через блок протягиваем трос до катера - и уже через пару минут судно на месте.
Да, воспоминаний предостаточно. А лебедки проявили себя отлично. Вот только управлять ими лучше не в одиночку. Приходится держать под контролем укладку витков на барабан. А о надежности можно судить по тому, что такие лебедки часто работают в специфичных критериях - втягивают на эвакуаторах.
А пари никто не выиграл. Означает, верно не передрались.
Фото Олега АМЕТОВА
Ульяновск