В первый раз НА СКУТЕРЕ
В первый раз НА СКУТЕРЕ
фото Павла КОСОЛАПОВА, картинки Сергея ЧИРКОВА,
Пуск Мотора
Завести мотор скутера не составит труда. От водителя требуется повернуть ключ в положение "ON" - включится зажигание. Нажмите на хоть какой из рычагов тормозов и потом на кнопку электростартера - движок запустится. Почему аннотации требуют запускать мотор исключительно в положении, когда скутер стоит на центральной подставке? Если он на колесах, а шофер либо стоящий рядом зевака по неосторожности повернет ручку газа, аппарат уедет, в наилучшем случае свалится и поцарапает облицовки.
После пуска прохладного мотора не суетитесь, дайте ему поработать пару минут на холостом ходу. Это никакой не обряд перед дорогой (типа "Присядем, друзья..."), а необходимость: непрогретый мотор работает с "провалами", вяло реагирует на газ либо вообщем глохнет. А пока движок прогревается, окиньте взором приборную панель - все ли в порядке: довольно ли бензина в баке, не пылает ли красноватая лампочка уровня масла (у "двухтактников"). Если пылает, масло нужно немедля долить: второго предупреждения не будет - движок заклинит.
Если мотор не запускается (что случается со старенькыми скутерами), придется находить и устранять причину. "С толкача" скутер не заведешь.
СКОРОСТЬ И РУЧКА ГАЗАНаучитесь соразмерять угол поворота ручки газа с нарастанием скорости. Так как скутеры обустроены автоматической бесступенчатой коробкой, то в их, считайте, одна-единственная передача, а означает, чем выше обороты мотора, тем выше скорость. Отпустите ручку газа - и она возвратится в начальное положение, соответственное холостому ходу. Нежели скутер набрал ход и вы сбросите газ, то он будет длительно катиться по инерции.
ТОРМОЖЕНИЕСуществует четыре вида торможения: полное - до остановки скутера, рабочее - для малозначительного понижения скорости движения, стояночное - для удержания на уклоне, также критическое.
Если резко, очень нажать на рычаг тормоза, может произойти блокировка колеса - оно закончит крутиться и колесо "пойдет юзом". Блокировка фронтального колеса небезопасна - падение практически гарантировано. Если блокировка произойдет на малой скорости, то вероятнее всего подымется заднее колесо (эффект "стоппи"), и скутер может перевернуться. "Юз" заднего колеса при движении по прямой не так критичен, по последней мере, до того времени, пока колесо не начнет уводить в сторону (в таких случаях молвят: колесо пошло в занос). Не успеете впору отпустить тормоз, упадите на асфальт.
На скутерах с вариатором тормозят 3-мя методами: только фронтальным, только одним задним и сразу фронтальным и задним. Каким начинать работать ранее и на какой посильнее жать? Лучше тормозить сразу обоими либо с маленьким опережением задним тормозом.
У многих новичков живет предубеждение к использованию фронтального тормоза - страшатся перевернуться либо свалиться. И заблуждаются: при торможении вес, приходящийся на фронтальное и заднее колеса, перераспределяется, но на фронтальное приходится большая его часть. Исходя из этого следует, что эффективность работы одним фронтальным тормозом приблизительно на 30% выше, чем только задним. Чтоб не перевернуться, опасайтесь резко жать на рычаг тормоза. А торможение одним задним оправдано только на скользких покрытиях.
Кто-то считает, что задний тормоз вообщем не нужен. И это заблуждение, при этом опасное. При торможении одним фронтальным тормозом в повороте и при нехорошем сцеплении шины с дорогой (к примеру, когда на асфальте малость песка) снос колеса вбок и следующее падение неизбежно. Потому не привыкайте работать только фронтальным.
Одновременное внедрение обоих тормозов на 20% уменьшает тормозной путь. При торможении со скорости 30 км/ч современные скутеры останавливаются в среднем через 5-7 м.
Не запамятовывайте, что движком на скутере не притормозишь. Это значит, что на спусках придется воспользоваться тормозами повсевременно. При езде по городку такая особенность затруднений не вызывает, другое дело, на затяжных крутых спусках. Означает, в итоге неизменной долговременной работы тормоза могут перегреться.
В ПОВОРОТАХОчень принципиальное предупреждение: перед входом в поворот следует окончить торможение - это теорема. Если поворот плавный, то в большинстве случаев довольно легко скинуть газ - скутер несколько замедлит ход. Хотя вариатор и не передает тормозящее усилие при закрытом газе от мотора к колесу, некое сопротивление в коробки все таки появляется, плюс сопротивление качению скутера и аэродинамическое сопротивление будут замедлять его движение.
При входе в поворот на уровне мыслей наметьте траекторию перемещения - плавную кривую с наибольшим радиусом. При превышении скорости и, как следствие, лишнем наклоне скутера сцепления шин не хватит для удержания машины - и произойдет падение. Итак вот, движение в повороте на умеренной скорости по наибольшему радиусу позволит меньше наклонять корпус, а означает, сила сцепления шин с дорогой остается довольно высочайшей.
Часто встречающееся положение корпуса относительно скутера - когда наклон тела равен наклону машины. Другие варианты: когда наклон корпуса больше либо меньше угла наклона скутера.
1-ый метод - традиционный, так ездит большая часть скутеристов и мотоциклистов, и уже одно это гласит, что для обыденных критерий он подходит наилучшим образом.
Наклон тела на угол наименьший, чем наклон скутера, позволяет проходить поворот по наименьшему радиусу. Метод применяется при резвом маневрировании на малой скорости.
Вариант "тело наклонено больше, чем скутер" применяется изредка. В данном случае припас сцепления покрышек с поверхностью еще далековато не исчерпан (благодаря специальному профилю, рисунку протектора и составу шин), а наклонять аппарат на больший угол нереально. Не считая корпуса, в сторону выносится нога, согнутая в колене (таковой стиль именуют "пройти поворот с коленочкой"). А время от времени шофер сдвигается с подушки сидения вовнутрь поворота. Прием применяется при Подвескаивной езде, но не на дорогах общего использования.
Специфичность скутеров с вариаторной коробкой сказывается на маневрировании на малой скорости. Когда шофер сбрасывает газ, скутер продолжает движение по инерции. При наклоне в сторону поворота происходит увод центра масс внутрь поворота. При всем этом руль для компенсации наклона поворачивается в ту же сторону. На байках с коробкой, у каких коробка обеспечивает "жесткую" связь колеса с коленчатым валом мотора, шофер чуток добавляет газ, что одномоментно вызывает ускорение и появление центробежной силы, компенсирующей опрокидывающий момент. У скутеров при увеличении газа клиноременный вариатор и центробежное сцепление срабатывают не сходу, а с некой задержкой. Опытнейший шофер скутера проходит поворот, не сбрасывая, а прибавляя газ. Если необходимо уменьшить скорость, употребляется тормоз, но не сброс газа "до нулевой" скорости: шофер должен быть проницательным к аппарату и создавать натяг - чтобы коробка не разобщала колесо с мотором, а по мере надобности следует чуток прибавить газ.
УПРАВЛЕНИЕ НА ДОРОГЕОдно дело, освоить способности управления скутером на пустой площадке, и совершенно другое - вливаться в суету городских улиц. Нужно ли припоминать о том, что во время езды все внимание должно быть сконцентрировано на том, что происходит вокруг. Если же вы только и заняты, что контролируете удержание равновесия, в том числе в повороте, - означает, рановато выезжать на дорогу.
У водителей 50-кубовых скутеров малость законных вариантов расположения на проезжей части. Им предписано двигаться в последнем правом ряду, как можно поближе к тротуару либо обочине. В жизни по другому: приходится выезжать поближе к середине, чтоб, скажем, обогнуть колдобины либо посторонние предметы… Слепо следовать предписаниям ПДД и ехать у самой кромки небезопасно. А если пешеход сделает шаг с тротуара? Либо откроет дверь собственной легковушки задремавший автолюбитель?.. Неопасно держаться средины правой полосы либо даже чуток левее.
Не стоит плестись в одном ряду с медлительно тянущимися грузовиком либо автобусом. И лучше к ним не приближаться: это стремительно утомляет. К тому же так просто прозевать пропущенный вашим "ведущим" меж колесами открытый лючок либо кирпич.
Сложность проезда городских перекрестков представляет даже не насыщенное движение, в каком трудно маневрировать. Многоуровневые развязки современных городов, "хитрые" разводки по полосам, запрещающие знаки светофора - все это ставит в тупик даже опытнейшего водителя. Выучите назубок трудные участки пути на нередко циклических маршрутах, усвойте методы проезда перекрестков и развязок.
Законопослушные скутеристы должны держать в голове о предписанных для их ограничениях (главное из которых - воспрещение левого поворота на многополосной улице). Будем возлагать, что устаревшие правила будут переписаны с учетом возросших способностей скутеров, но до того времени скопленный опыт и здравый смысл пусть станут проводниками и хорошими советчиками при езде.
Критичные СИТУАЦИИПо статистике в большинстве случаев аварии с ролью скутеров происходят в правом ряду - когда по нему едет автомобиль и еще остается довольно места для скутера. Скутерист справедливо считает метр-два на лево от тротуара "собственной вотчиной" и, не сбрасывая газ, мчится по этой полосе, не обращая внимания на находящийся левее автомобиль. А его шофер может и не созидать скутер, когда тот попадает в "мертвую зону" зеркал заднего вида. Автолюбители в большинстве случаев считают, что в таком узеньком пространстве 2-ая машина справа от него не поместится, и в зеркалах это место не держут под контролем. И, объезжая стоящий на левый поворот транПодвеска либо, скажем, пешехода на осевой полосы, он совершает резкий маневр вправо, перекрывает путь водителю скутера либо совсем может его сбить.
Другая опасность на перекрестках - встречный транПодвеска, поворачивающий влево. Небольшой скутер шофер автомобиля принимает куда как с наименьшим уважением, чем, скажем, грузовик. И, не задумываясь притормозить, выезжает на перекресток, хотя по правилам должен пропустить скутер.
Одно можно посоветовать на такие случаи: поставьте цель - доехать домой невредимым. Чувство безопасности должно возобладать над правдоискательством.
В итоге очередной - общий совет: всегда ездите в шлеме, хотя такового требования в ПДД нет. Ветер должен гулять за спиной, а не в голове!
Благодарим Дмитрия ШИШКИНА, вправду в первый раз севшего на скутер,
за помощь в подготовке материала, также компанию "Балтмоторс",
доверившую ему аппарат.
фото Павла КОСОЛАПОВА, картинки Сергея ЧИРКОВА,
Пуск Мотора
Завести мотор скутера не составит труда. От водителя требуется повернуть ключ в положение "ON" - включится зажигание. Нажмите на хоть какой из рычагов тормозов и потом на кнопку электростартера - движок запустится. Почему аннотации требуют запускать мотор исключительно в положении, когда скутер стоит на центральной подставке? Если он на колесах, а шофер либо стоящий рядом зевака по неосторожности повернет ручку газа, аппарат уедет, в наилучшем случае свалится и поцарапает облицовки.
После пуска прохладного мотора не суетитесь, дайте ему поработать пару минут на холостом ходу. Это никакой не обряд перед дорогой (типа "Присядем, друзья..."), а необходимость: непрогретый мотор работает с "провалами", вяло реагирует на газ либо вообщем глохнет. А пока движок прогревается, окиньте взором приборную панель - все ли в порядке: довольно ли бензина в баке, не пылает ли красноватая лампочка уровня масла (у "двухтактников"). Если пылает, масло нужно немедля долить: второго предупреждения не будет - движок заклинит.
Если мотор не запускается (что случается со старенькыми скутерами), придется находить и устранять причину. "С толкача" скутер не заведешь.
СКОРОСТЬ И РУЧКА ГАЗАНаучитесь соразмерять угол поворота ручки газа с нарастанием скорости. Так как скутеры обустроены автоматической бесступенчатой коробкой, то в их, считайте, одна-единственная передача, а означает, чем выше обороты мотора, тем выше скорость. Отпустите ручку газа - и она возвратится в начальное положение, соответственное холостому ходу. Нежели скутер набрал ход и вы сбросите газ, то он будет длительно катиться по инерции.
ТОРМОЖЕНИЕСуществует четыре вида торможения: полное - до остановки скутера, рабочее - для малозначительного понижения скорости движения, стояночное - для удержания на уклоне, также критическое.
Если резко, очень нажать на рычаг тормоза, может произойти блокировка колеса - оно закончит крутиться и колесо "пойдет юзом". Блокировка фронтального колеса небезопасна - падение практически гарантировано. Если блокировка произойдет на малой скорости, то вероятнее всего подымется заднее колесо (эффект "стоппи"), и скутер может перевернуться. "Юз" заднего колеса при движении по прямой не так критичен, по последней мере, до того времени, пока колесо не начнет уводить в сторону (в таких случаях молвят: колесо пошло в занос). Не успеете впору отпустить тормоз, упадите на асфальт.
На скутерах с вариатором тормозят 3-мя методами: только фронтальным, только одним задним и сразу фронтальным и задним. Каким начинать работать ранее и на какой посильнее жать? Лучше тормозить сразу обоими либо с маленьким опережением задним тормозом.
У многих новичков живет предубеждение к использованию фронтального тормоза - страшатся перевернуться либо свалиться. И заблуждаются: при торможении вес, приходящийся на фронтальное и заднее колеса, перераспределяется, но на фронтальное приходится большая его часть. Исходя из этого следует, что эффективность работы одним фронтальным тормозом приблизительно на 30% выше, чем только задним. Чтоб не перевернуться, опасайтесь резко жать на рычаг тормоза. А торможение одним задним оправдано только на скользких покрытиях.
Кто-то считает, что задний тормоз вообщем не нужен. И это заблуждение, при этом опасное. При торможении одним фронтальным тормозом в повороте и при нехорошем сцеплении шины с дорогой (к примеру, когда на асфальте малость песка) снос колеса вбок и следующее падение неизбежно. Потому не привыкайте работать только фронтальным.
Одновременное внедрение обоих тормозов на 20% уменьшает тормозной путь. При торможении со скорости 30 км/ч современные скутеры останавливаются в среднем через 5-7 м.
Не запамятовывайте, что движком на скутере не притормозишь. Это значит, что на спусках придется воспользоваться тормозами повсевременно. При езде по городку такая особенность затруднений не вызывает, другое дело, на затяжных крутых спусках. Означает, в итоге неизменной долговременной работы тормоза могут перегреться.
В ПОВОРОТАХОчень принципиальное предупреждение: перед входом в поворот следует окончить торможение - это теорема. Если поворот плавный, то в большинстве случаев довольно легко скинуть газ - скутер несколько замедлит ход. Хотя вариатор и не передает тормозящее усилие при закрытом газе от мотора к колесу, некое сопротивление в коробки все таки появляется, плюс сопротивление качению скутера и аэродинамическое сопротивление будут замедлять его движение.
При входе в поворот на уровне мыслей наметьте траекторию перемещения - плавную кривую с наибольшим радиусом. При превышении скорости и, как следствие, лишнем наклоне скутера сцепления шин не хватит для удержания машины - и произойдет падение. Итак вот, движение в повороте на умеренной скорости по наибольшему радиусу позволит меньше наклонять корпус, а означает, сила сцепления шин с дорогой остается довольно высочайшей.
Часто встречающееся положение корпуса относительно скутера - когда наклон тела равен наклону машины. Другие варианты: когда наклон корпуса больше либо меньше угла наклона скутера.
1-ый метод - традиционный, так ездит большая часть скутеристов и мотоциклистов, и уже одно это гласит, что для обыденных критерий он подходит наилучшим образом.
Наклон тела на угол наименьший, чем наклон скутера, позволяет проходить поворот по наименьшему радиусу. Метод применяется при резвом маневрировании на малой скорости.
Вариант "тело наклонено больше, чем скутер" применяется изредка. В данном случае припас сцепления покрышек с поверхностью еще далековато не исчерпан (благодаря специальному профилю, рисунку протектора и составу шин), а наклонять аппарат на больший угол нереально. Не считая корпуса, в сторону выносится нога, согнутая в колене (таковой стиль именуют "пройти поворот с коленочкой"). А время от времени шофер сдвигается с подушки сидения вовнутрь поворота. Прием применяется при Подвескаивной езде, но не на дорогах общего использования.
Специфичность скутеров с вариаторной коробкой сказывается на маневрировании на малой скорости. Когда шофер сбрасывает газ, скутер продолжает движение по инерции. При наклоне в сторону поворота происходит увод центра масс внутрь поворота. При всем этом руль для компенсации наклона поворачивается в ту же сторону. На байках с коробкой, у каких коробка обеспечивает "жесткую" связь колеса с коленчатым валом мотора, шофер чуток добавляет газ, что одномоментно вызывает ускорение и появление центробежной силы, компенсирующей опрокидывающий момент. У скутеров при увеличении газа клиноременный вариатор и центробежное сцепление срабатывают не сходу, а с некой задержкой. Опытнейший шофер скутера проходит поворот, не сбрасывая, а прибавляя газ. Если необходимо уменьшить скорость, употребляется тормоз, но не сброс газа "до нулевой" скорости: шофер должен быть проницательным к аппарату и создавать натяг - чтобы коробка не разобщала колесо с мотором, а по мере надобности следует чуток прибавить газ.
УПРАВЛЕНИЕ НА ДОРОГЕОдно дело, освоить способности управления скутером на пустой площадке, и совершенно другое - вливаться в суету городских улиц. Нужно ли припоминать о том, что во время езды все внимание должно быть сконцентрировано на том, что происходит вокруг. Если же вы только и заняты, что контролируете удержание равновесия, в том числе в повороте, - означает, рановато выезжать на дорогу.
У водителей 50-кубовых скутеров малость законных вариантов расположения на проезжей части. Им предписано двигаться в последнем правом ряду, как можно поближе к тротуару либо обочине. В жизни по другому: приходится выезжать поближе к середине, чтоб, скажем, обогнуть колдобины либо посторонние предметы… Слепо следовать предписаниям ПДД и ехать у самой кромки небезопасно. А если пешеход сделает шаг с тротуара? Либо откроет дверь собственной легковушки задремавший автолюбитель?.. Неопасно держаться средины правой полосы либо даже чуток левее.
Не стоит плестись в одном ряду с медлительно тянущимися грузовиком либо автобусом. И лучше к ним не приближаться: это стремительно утомляет. К тому же так просто прозевать пропущенный вашим "ведущим" меж колесами открытый лючок либо кирпич.
Сложность проезда городских перекрестков представляет даже не насыщенное движение, в каком трудно маневрировать. Многоуровневые развязки современных городов, "хитрые" разводки по полосам, запрещающие знаки светофора - все это ставит в тупик даже опытнейшего водителя. Выучите назубок трудные участки пути на нередко циклических маршрутах, усвойте методы проезда перекрестков и развязок.
Законопослушные скутеристы должны держать в голове о предписанных для их ограничениях (главное из которых - воспрещение левого поворота на многополосной улице). Будем возлагать, что устаревшие правила будут переписаны с учетом возросших способностей скутеров, но до того времени скопленный опыт и здравый смысл пусть станут проводниками и хорошими советчиками при езде.
Критичные СИТУАЦИИПо статистике в большинстве случаев аварии с ролью скутеров происходят в правом ряду - когда по нему едет автомобиль и еще остается довольно места для скутера. Скутерист справедливо считает метр-два на лево от тротуара "собственной вотчиной" и, не сбрасывая газ, мчится по этой полосе, не обращая внимания на находящийся левее автомобиль. А его шофер может и не созидать скутер, когда тот попадает в "мертвую зону" зеркал заднего вида. Автолюбители в большинстве случаев считают, что в таком узеньком пространстве 2-ая машина справа от него не поместится, и в зеркалах это место не держут под контролем. И, объезжая стоящий на левый поворот транПодвеска либо, скажем, пешехода на осевой полосы, он совершает резкий маневр вправо, перекрывает путь водителю скутера либо совсем может его сбить.
Другая опасность на перекрестках - встречный транПодвеска, поворачивающий влево. Небольшой скутер шофер автомобиля принимает куда как с наименьшим уважением, чем, скажем, грузовик. И, не задумываясь притормозить, выезжает на перекресток, хотя по правилам должен пропустить скутер.
Одно можно посоветовать на такие случаи: поставьте цель - доехать домой невредимым. Чувство безопасности должно возобладать над правдоискательством.
В итоге очередной - общий совет: всегда ездите в шлеме, хотя такового требования в ПДД нет. Ветер должен гулять за спиной, а не в голове!
Благодарим Дмитрия ШИШКИНА, вправду в первый раз севшего на скутер,
за помощь в подготовке материала, также компанию "Балтмоторс",
доверившую ему аппарат.