У 1-го кроссмена-путешественника в один прекрасный момент среди леса безвыходно сломался байк. Пришлось сжечь двухколесного друга и пешком добираться до наиблежайшей деревни...
Это не притча, а реальное происшествие. Проблемы с байками на томном бездорожье случаются часто, и всегда появляется неувязка – как дотащить аварийную мототехнику до цивилизованных мест. Выход из положения предложила столичная тюнинг-овая компания «Бриткар» – сделала на базе «Land Rover Defender» особый внедорожник для перевозки байков, в том числе в критериях сурового «офф-роуда».
Перед испытанием эвакуационного «Дефендера» в полевых критериях я решил потренироваться. Нажимаю кнопку на брелоке, и с тихим жужжанием 5-ая – цельнометаллическая – дверь внедорожника плавненько откидывается вниз. В точности как погрузочный пандус парома либо грузового самолета – только не до самой земли, а до горизонтального положения. Остается подставить трап и закатить кроссовый байк в багажник. Полностью он там не поместится, но благодаря особым креплениям будет стоять так, что пятую дверь можно поднять на 45° и зафиксировать. В итоге она фактически не ограничит маневренность внедорожника на бездорожье.
В салоне доминирует кожа, но на полу – нагой алюминий. Так практичнее.
Полуметровые ухабы я беру, что именуется, ходом. Тюнинговый Land Rover охотно позволяет водителю не осторожничать. Ведь он практически подготовлен по классу ТР-2 (одна из высших категорий внедорожных трофирейдовых гонок). Это означает, что все уязвимые места машины накрепко защищены. Управляющие тяги прикрыты толстой дюралевой пластинкой с вентиляционными отверстиями. Она воспринимает удары на себя, не мешая отводу жаркого воздуха от мотора, и, кстати, хорошо распределяет нагрузки при аварии. На дифференциалы насажены так именуемые каски – железные накладки, дозволяющие мостам выдерживать достаточно сильные удары. Делают эту броню в одном из русских оборонных НИИ. Макетом послужили забугорные разработки, но наши инженеры заложили в их завышенную крепкость... Раздаточную коробку бережет металлической 5-миллиметровый лист. Заместо пластмассового бензобака появился металлической, который к тому же вмещает на 58 л больше, чем серийный 75-литровый.
Оказывается на виду мощная защита кузова по периметру. Железный фронтальный бампер с встроенным «кенгурятником» крепится к раме. Молвят, он способен валить деревья шириной до 10 см, и в это полностью верится. Отходящие от бампера дуги над фронтальными крыльями тоже помогают продираться через густые заросли.
Позднее спецы «Бриткара» поведали еще о неких особенностях оснащения внедорожника, которые не оказываются на виду, но очень помогают в одичавших местах. К примеру, на лебедках не железные, а кевларовые тросы. Они легче, не переламываются, их необязательно ровно укладывать, а ко всему иному на холоде от их не стынут руки. Либо дополнительные прожекторы на крыше (вещь актуально принципиальная, когда обыденные фары не могут осветить путь – скажем, при форсировании реки вброд, в глубочайшей грязищи и т.п.), – они размещены не над верхним багажником, как обычно, а меж ним и крышей внедорожника. Решение простое, а риск, что их разобьет низковато нависающая ветка, сводится к минимуму. Кстати, подвесной багажник , удлиненный на целый метр, занимает всю площадь крыши, а не две третьих, как стандартный. И «веткоотбойные» железные тросы, протянутые от «кенгурятника» к этому багажнику, тут шириной 7 мм – они выдерживают такие удары, от которых обыденные 5-миллиметровые тросы просто рвутся.
А основная гордость мастеров тюнинга – особенная подготовка машины к бродам. Кроме того, что мотор получил высшую трубу забора воздуха (шноркель), а вся электрика защищена от проникания воды, вприбавок днище машины под дюралевым полом сплошь устлали специальной гидроизоляцией. Стандартное покрытие уже после пары бродов начинает сгнивать с последствиями в виде коррозии и противного аромата. Новое же покрытие так не опасается воздействия воды, что даже позволяет мыть салон внедорожника практически из шланга.
Беззаботно буксуя...Путешествие по заснеженным буграм показало: достойное препятствие для тюнингового «Дефендера» нужно еще выискать. Очень уж почти все позволяют большие, практически метровые, колеса и максимально длинноходная подвеска. Колеса наращивают клиренс на 3 см, а пружины ARB обеспечили дополнительный подъем кузова на 5 см, к тому же джип обеспечен особенными амортизаторами LTR с изменяемой жесткостью. Правда, настраивать их «на лету» нельзя. Делать это нужно заранее, закачивая в их очищенный азот. В принципе можно заехать на хоть какой шиномонтаж, где предлагается накачка колес азотом.
Перед очами водителя экран GPSнавигатора, который «знает» всю Россию. Вот в углу экрана дорога, с которой мы съехали, вот от нее тянется длинноватая петляющая линия – пройденный путь. Можно включить музыку и услаждаться полной свободой. К слову, этот Defender, не в пример большинству тюнинговых вездеходов, обустроен классной аудиосистемой. 6 динамиков врезаны в переднюю панель, еще 6 – сзади: эти настоящие древесные колонки охватывают каркас механизма, опускающего пятую дверь. Не считая музыки аскетичный английский джип получил и другие несвойственные для него шикарные элементы: вся передняя панель обшита кожей, экипаж размещается в кожаных креслах «Recaro» с обогревом. Эти сидения – особая джиперская модель с неплохой боковой поддержкой и практически плоской подушкой (что упрощает посадку-высадку).
Когда разъезжаешь по истинной пересеченной местности, не следует забывать, что в какой-то момент застрянет хоть какой джип. Обязательно. Это только вопрос времени. Внезапно наш Defender ухает в маленький овраг с крутыми склонами. Там, где спуск перебегает в подъем, машина теряет ход и скоро замирает в подвешенном состоянии. Поточнее, чуть трогаешься, как левое фронтальное и правое заднее колеса вывешиваются и беспомощно буксуют. Штатная блокировка межосевого дифференциала, как досадно бы это не звучало, уже не помогает продвижению вперед. Неуж-то придется прибегать к помощи 2-ух массивных лебедок и внедорожного домкрата – «хай-джека»?! К счастью, делему можно решить и проще, обратившись к специфичному джиперскому органу управления – блоку кнопок.
Поначалу включаешь особый компрессор и ожидаешь несколько секунд, пока нарастет давление. После чего можно использовать управляемые пневматикой жесткие блокировки заднего и фронтального междуколесных дифференциалов. Сейчас все колеса получают неизменный поток тяги, и если хоть одно сохраняет достаточное сцепление с дорогой, то машина вырвется из ловушки. А мощности мотора – более чем довольно. Серийный дизель и сам по для себя обладает хорошим потенциалом: пусть 2.5-литровый мотор выдает всего 122 силы, зато 300 Нм вращающего момента доступны практически с холостых оборотов.
Меж иным, в отличие от большинства машин, приготовленных для внедорожного спорта, наш вездеход по асфальту тоже передвигается без заморочек, а что касается байка, то его погрузка занимает минут 10, менее.