К одному знакомому, который работает в автосервисе, приехал клиент, который сетовал, что у его автомобиля очень большой расход горючего.
Сравнимо новенькая Тоета Camry с двухлитровым движком 3S-FE и автоматической коробкой, по словам владельца, «ела» очень много, около 12 л. в городке. Что-то ему подкрутили, что-то измерили – как бы все нормально. Через неделю этот клиент опять у нас: «Расход не уменьшился, даже еще ужаснее стало». Отлично. Еще что-то поменяли, что-то проверили и опять выслали машину. Но когда эта же машина пришла к нам или в 4-ый, или в 5-ый раз, я произнес обладателю: «Давайте вечерком я с вами покатаюсь и посмотрю». Вечерком, после работы, мы берем пустую канистру, садимся в его машину и едем на автозаправку, ту, что на фуникулере. На заправочной станции заливаем полный бак и полную канистру, после этого подъезжаем к троллейбусной остановке (там ровненькое место) и из канистры через воронку доливаем бак под самый срез горловины.
После таковой заправки я сажусь за руль, обнуляю показания счетчика дневного пробега, и мы едем на Шамору. Лето, теплый вечер, около 10 часов, еще светло. Это чтоб вы представили, сколько в это время машин на улицах. Нужно сказать, ехал я очень экономично. На педаль акселератора более половины вообщем не давил, педалью тормоза старался не воспользоваться, т.к. заблаговременно сбрасывал газ; стекла чуток приоткрыты, кондюк выключен. И едем только по правилам. Написано «40» – едем 40 км/час, написано «60» – плавненько разгоняемся до шестидесяти и едем 60 км/час. Нервируя всех водителей собственной правильной ездой, доехали мы таким макаром до перевала, на Шамору спускаться не стали, т.к. уже начало темнеть, включили фары – и назад. Так же плавненько, размерено, так же нервируя всех. Доехали до «отправной точки», т.е. до троллейбусной остановки на фуникулере, поставили машину точно на то же место, с которого отчаливали в путешествие, и, открыв крышку бензобака стали доливать бензин. Но не прямо из канистры, а через мерную емкость – пластиковую бутылку с воронкой. И снова точно до среза горловины. После чего, зная пробег машины и количество сожженного бензина, при помощи калькулятора вычислили расход горючего на 100 км. Когда обладатель «прожорливой» “Camry” увидел, что во время нашей поездки расход горючего у его машины составил около 7,2 л (а это, в общем-то, по городку), он длительно хлопал очами, пересчитывал поновой и, извинившись, больше у нас в авторемонте не возникал. Мы в бригаде и сами опешили таковой цифре, но, повторяю, ехал я очень плавненько, руль на повороте старался лишне резко не поворачивать и практически не воспользовался тормозами. А не считая того, нам подфартило: в «пробке» мы не стояли.
Всем, кто спрашивает, каким должен быть расход горючего у той либо другой модели автомобиля, мы отвечаем, пожимая плечами: «Не знаем. Как ездить будете». К примеру, когда я пищу в Находку один (“Nissan Maxima” VG20-ET), то сжигаю полбака, если судить по указателю уровня горючего на щитке устройств. Возвращаюсь назад с семьей, с возлюбленными животными и картошкой (машина стопроцентно загружена) – сжигаю четверть бака. Но как я пищу «туда» (стрелка тахометра повсевременно танцует около красноватой черты) и как «обратно» (не спеша разгоняешься аж до 80 км/час и «пилишь» для себя потихоньку часа три)!
Итак, у вас появилось подозрение, что ваша на техническом уровне, в общем-то, исправная машина, очень «прожорлива». 1-ое, что необходимо сделать, это поменять воздушный фильтр и проконтролировать положение стрелки термометра охлаждающей воды. Если стрелка находится ниже середины, ни о какой экономии горючего не может быть и речи, такие показания – уже повод для воззвания в авторемонт, в особенности это касается бензиновых агрегатов с впрыском горючего и дизельных движков. После чего, руководствуясь изложенными ниже соображениями, следует поменять порядок заправки автомобиля, хотя бы на месяц.
Счетчики бензина на колонках, отсчитывающие вам какое-то количество бензина, имеют погрешность, которая, кроме всего остального, находится в зависимости от количества просчитываемого горючего. Так как все автозаправочные станции временами контролируются особыми инспекциями, то механики, во избежание недоразумений, регулируют показания счетчиков таким макаром, чтоб малые объемы горючего обсчитывались «по нулям». Это означает, что приедет инспектор с мерной емкостью, ему нальют по счетчику 10 л., он проверит, так ли это, и все довольны: недолива нет, если и есть, то очень малозначительный, а может быть даже маленький перелив. Если б отмеряли 30, 40 л., картина была бы не настолько удовлетворенной. Но кто же будет возиться с мерной емкостью объемом 40 л.? Вот и складывается ситуация, когда заправочная колонка мелкие объемы отпускает верно, а огромные – с недоливом. Об этом писалось в журнальчике «За рулем», мы инспектировали данный факт на приморских заправочных станциях. Все сходится: залив трижды по 10 л., проезжаешь приблизительно столько же, сколько проехал бы, залив 40 л. сходу.
Допустим, вы сделали все, что предложено выше, но расход горючего вас все равно не устраивает. Тогда следует заехать в центр инструментального контроля и замерить содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах в режиме холостого хода, при 2000 об/мин и при 3000 об/мин (приблизительно). Это необходимо для того, чтоб найти, повинет в перерасходе горючего движок либо нет. Уровень содержания СО в режиме холостого хода должен быть около 0,1% (обозначено на табличке под капотом), а при оборотах – вдвое больше, чем значение уровня СО на холостом ходу. Если это не так, то следует обратиться к спецам, потому что, судя по всему, есть какие-то трудности с движком либо его системами управления. Если же уровень СО в норме либо меньше нормы, причину завышенного расхода горючего отыскиваете в другом. Это могут быть плохо накачанные колеса (в один прекрасный момент приехал “Nissan Safari” с жалобами на перерасход, а давление в колесах у него было около 0,5 кг/см2), подклинивание тормозов, «дырка» в топливной системе, нехорошая аэродинамика и т.д. Если у вас машина с коробкой-автоматом, то запомните, сколько оборотов указывает тахометр при скорости 100 км/час, и с этой информацией обратитесь к спецам, может быть, у вас не врубается завышенная передача (O/D).
Сейчас о том, как избежать огромного расхода горючего на исправном автомобиле.
1. Не покупайте тяжкий автомобиль. Понятно, что каждые 500 кг веса вашей машины потребляют приблизительно 700 л. бензина в год (при норме пробега 20 тыс. км в год). Это означает, что если ваш автомобиль весит 1000 кг, вы сожжете за год около 1400 л. горючего, если он весит 1500 кг – 2100 л. и т.д.
2. Часто обслуживайте автомобиль. Исправный, но разрегулированный автомобиль потребляет горючего на 10% больше.
3. Смотрите за давлением в колесах. Более 2/3 автомобилистов ездят на колесах с заниженным давлением, в то время как понятно, что понижение давления с 2,0 кг/см2 до 1,5 кг/см2 ведет к перерасходу горючего приблизительно на 3%. Определять величину давления в колесах следует в прохладном их состоянии. Даже после маленького пробега давление в колесах увеличивается.
4. Смотрите за правильной регулировкой колес («развал-схождение»).
5. Не возите в машине излишний груз. Каждые 50 кг груза вызывают перерасход горючего приблизительно на 2%.
6. Включенный кондюк наращивает расход горючего приблизительно на 10%.
7. Открытые стекла при скорости автомобиля выше 50 км/час также приводят к перерасходу горючего. Величина перерасхода находится в зависимости от того, как эти стекла приоткрыты и какова скорость автомобиля.
8. Каждое торможение подразумевает следующий разгон, что, в свою очередь, вызывает завышенный расход горючего. Если вы видите, что через две-три машины впереди зажглись «стопы» – уберите ногу с педали газа.
9. Не держите ногу на педали тормоза во время движения.
10. Не удерживайте автомобиль на склоне при помощи педалей сцепления и акселератора. Для этой цели есть ручной тормоз. 11. Опасайтесь поездок в часы пик.
12. Лучше ехать медлительно и плавненько, чем резко трогаться и тормозить. В особенности нередко эта ошибка видна у водителей в «пробках», где они придерживаются принципа: «главное, никого не пропустить вперед себя».
13. Стопроцентно не прогревайте движок по утрам. Как стрелка термометра двинулась с места, можно ехать. Но педаль акселератора при всем этом нужно жать как можно меньше, до того времени, пока движок стопроцентно не прогреется.
14. Верно выбирайте передачу. На завышенной передаче, если вы стопроцентно утопите педаль акселератора, обычного разгона не получится, а перерасход – пожалуйста. И как разогнались, сразу выключайте завышенную передачу.
15. Не гоните. Для автомобилей 80-х годов расход горючего при 110 км/час на 25% больше, чем при 90 км/час.
16. При остановке более чем на минутку глушите движок.
17. Чем резче вы нажимаете на педаль акселератора, тем больше у вас будет расход горючего.
18. Помните! Хоть какое понижение мощности мотора здесь же вызывает перерасход горючего