Салон автомобиля - не самое удачное помещение для качественного прослушивания музыки. Избежать воздействия салона нереально, и единственно верный выход в данной ситуации попробовать использовать его особенности во благо.
Тема эта неисчерпаема, потому начнем с самого головного - как оказывают влияние на звук отражающие и всасывающие поверхности.
Жесткие с гладкой поверхностью материалы (стекло, металл, в наименьшей степени полимеры и кожа) являются отражающими поверхностями, а мягенькие и пористые предметы (велюровые сидения, ворсистый карпет, мягенькая обивка дверей и потолка) - звукопоглощающими. Нужно такжеучитывать, что звук "не любит", когда на его пути встречаются острые углы: на их всегда появляются дифракция и отражения.
Основная отражающая поверхность в автомобиле стекло. Как у отражающей поверхности, у стекла есть плюсы: оно прекрасно отражает высочайшие частоты. Этим свойством пользуются фактически всегда, когда строят беспроцессорные схемы, так как за счет отражения удается очень удлинить ход звуковой волны к слушателю. Этим решаются сходу две трудности. Во-1-х, мы вроде бы отдаляем динамики от слушателя, создавая иллюзию глубины звуковой сцены, а во-2-х, уменьшаем разность прихода волны от левого и правого каналов, другими словами, отчасти устраняем внеосевое размещение динамиков. Но у стекла есть и минусы. Так как торпедо и стекло образуют что-то наподобие резонатора, то при работе высокочастотных динамиков на отражение (стопроцентно либо даже отчасти), фактически всегда появляется резонанс на частоте 4 5 кГц, который заносит в общий тональный баланс противный призвук. Биться с ним идеальнее всего конструктивным методом переориентировать динамики.
2-ая неувязка связана с тем, что за счет кривизны стекла и излучения одной волны различными сторонами купола диафрагмы возникает эффект размытия -снижения четкости и фокусировки больших частот. Когда же ВЧ-динамик, установленный в торпедо, очень близко размещается к стеклу, в этом маленьком промежутке (меж стеклом и торпедо) всегда появляются стоячие волны. Их эффект проявляется в смещении звуковых образов к точке излучения. Другими словами при прослушивании записи, где все участники ансамбля умеренно распределены по всей ширине звуковой сцены, центральные образы будут сдвигаться на лево либо на право. Для устранения этих эффектов стараются стопроцентно либо отчасти (к примеру, вокруг динамика) закрыть торпедо звукопоглощающими материалами вот поэтому в дорогих установках настолько популярна перетяжка торпедо алькантарой. Есть и другие материалы, но почаще пользуются алькантарой, так как она успешно совмещает внутри себя как звукопоглощающие характеристики, так и декоративность.
Вообщем, борьба с излишком больших частот из-за огромного количества отражений дело необходимое, но довольно сложное. Но очень увлекаться и стопроцентно "глушить" весь автомобиль не стоит. Какая-то часть отраженных волн все-же должна остаться для поддержания естественного фонового диффузного звукового поля. Те, кому доводилось побывать в особых акустических заглушенных камерах, знают, как сильный дискомфорт испытывает человек, лишенный обычного диффузного поля. Потому требуется некоторая золотая середина. В неких случаях для устранения яркости звука боковые стекла покрывают двойной тонировкой. Применяемая для этого полимерная пленка материал более мягенький, чем стекло, по этому позволяет понизить количество отражений до какого-то применимого уровня.
Установка динамиков в кик-панели также имеет свои особенности. Так как над ними нависает торпедо со своими технологичными нишами, то следует добиваться, чтоб все составляющие обоих каналов находились в прямой видимости. Другими словами, сидя в кресле, вы должны верно созидать каждый динамик. В большинстве автомобилей это место находится поближе к полу автомобиля, при этом ВЧ-динамик, чтоб понизить отражения от поверхности торпедо, часто ставят ниже НЧ/СЧ-головки. Такая установка позволяет значительно понизить количество отражений на средних и больших частотах; но чудес не бывает-в расплату мы получим непостоянность высоты звуковой сцены с завалами по краям и резкий нрав прямого сигнала ВЧ. Есть даже такое понятие слышать динамик, когда звук оказывается "привязанным" к излучателю.
Время от времени, чтоб избежать прямого сигнала высокочастотника, его совместно с СЧ-динамиком ставят под фронтальные сидения с направлением в сторону лобового стекла, но даже в данном случае, к огорчению, не удается избежать завала высоты звуковой сцены по бокам, а нрав звука будет существенно зависеть от определенных динамиков, формы торпедо и его покрытия.
Вообщем, безупречных мест для установки динамиков не бывает. Любая установка- это всегда некий компромисс, но наилучших результатов можно достигнуть (по умеренному воззрению Виталия Раббота. Примечание редакции), используя двухполосную акустику с установкой НЧ/СЧ-динамика на верх торпедо, а высокочастотника на фронтальные стойки. Кстати, это мировоззрение делят и некие производители, из принципных суждений предлагая только 2-компонентные АС даже в элитном классе.
В случае, когда строится трехполосная система, следует учесть направление СЧ-динамика. При этом СЧ-динамик может быть как с купольным, так и с конусным смешивателем. Их настройка малость отличается, но чтоб осознать тонкости, следует знать плюсы и недочеты каждой конструкции.
СЧ-динамики с купольной диафрагмой это, по сути, увеличенные высокочастотники. Посреди их плюсов следует выделить простоту установки (так как не требуется подготовка акустического объема), широкую диаграмму направленности и способность этого типа динамиков отлично отыгрывать верхнюю середину. Основной же недочет высочайшая резонансная частота. Поясним, почему это считается недочетом. Реально, когда не предвидится кардинальной переделки салона, трехкомпонентную систему располагают последующим образом: НЧ/СЧ-динамик понизу двери, а среднечастотник на торпедо. В данном случае, чтоб по бокам звуковой сцены не было завала, СЧ-динамик должен отыгрывать весь голосовой спектр, другими словами до 200 Гц снизу. На сегодня на рынке car audio нет ни 1-го купольного динамика, который это позволяет; наибольшая частота, какую можно достигнуть 300 Гц, а в среднем 500 600 Гц. Другое дело динамики с конусным смешивателем.
Неплохой конусный СЧ-динамик типоразмера 10 см просто сыграет 200 Гц, так как его резонанс лежит кое-где в области 100 Гц, и с его помощью поднять сцену наверх не составляет труда. Но у конусных динамиков есть свои минусы: во-1-х, за счет узенькой диаграммы направленности, при работе на отражение часто появляется стоячая волна (мастера молвят: "динамик сам себя ловит"), а во-2-х, почти всегда они требуют специальной акустической подготовки места установки, другими словами, трудозатратных предварительных работ.
Какой из этих динамиков лучше использовать, дело вкуса. Одним нравится, как купольные динамики работают в области верхней середины, другие считают, что таковой звук очень слащавый и приукрашенный, а третьи вообщем ставят сходу и купольные, и диффузорные динамики, и ощущают себя при всем этом прекрасно. Повторим все находится в зависимости от личных предпочтений.
При установке ВЧ- и СЧ-динамиков с работой на отражение следует уделять свое внимание на глубину торпедо и наклон лобового стекла. Обычно, динамики всегда стараются установить как можно далее от слушателя, и если торпедо глубочайшее (в данном случае наклон стекла больше), то расстояние от стекла до компонент выходит очень небольшим и возможность появления стоячих волн существенно возрастает. Если приведенные выше способы понижения отражений не помогают, то динамик приходится располагать поближе к слушателю, увеличивая таким макаром расстояние "стекло динамик". Увидено, что при глубочайших торпедо всегда лучше, когда динамики работают в прямом излучении, но сокрытой установки при таком размещении не получится. При установке купольных СЧ-динамиков увидено, что чем выше вы поделите сигнал меж ними и ВЧ-динамиками, тем паче сфокусированной будет звуковая картина.
К огорчению, с конусными диффузорными СЧ-динамиками это не проходит, так как при неплохом обыгрывании нижней середины высшая часть спектра им дается с трудом; потому лучшая верхняя частота разделения будет лежать в границах 2000 3000 Гц.
Что касается динамиков НЧ-диапазона, то для их также нередко помогает работа на отражение. Только специфичность сабвуферов и НЧ/СЧ-головок налагает определенные требования. К примеру, в автомобилях с типом кузова хэтчбек сабвуфер нередко направляют на заднее стекло, чтоб прирастить отдачу баса. Правда, при хоть какой установке НЧ-головки играть с ее направлением следует быстрее для получения его передней локализации, так как от правильной локализации баса качество восприятия музыкального материала будет зависеть намного больше, чем от его громкости. Посреди хозяев седанов также очень популярна установка сабвуфера горизонтально в заднюю полку, с работой на отражение от заднего стекла. Кстати, выигрыш по басу по сопоставлению с работой сабвуфера в салон через отверстие в подголовнике оказывается тотчас так значимым, что некие обладатели, поменяв 1-ый вариант на 2-ой, потом вновь ворачиваются к начальному, хотя снова стоит повториться, что в не плохих установках встречаются оба варианта.
В отличие от сабвуфера, НЧ/СЧ-динамик (в особенности в двухполосных АС) несет еще больше звуковой инфы. Их, во избежание нарушения тонального баланса и фокусировки звуковых образов, лучше ставить как можно поближе к другим передним компонентам. Следует учесть и то, что НЧ/СЧ-головка - это конусный динамик с узенькой диаграммой направленности на средних частотах, потому очень важную роль при ее установке играет направленность (тщательно мы об этом писали в прошлых статьях). В случае установки в торпедо с работой на отражение от стекла нужно придерживаться тех же принципов, что и с установкой СЧ-динамика.
И в конце концов, тыловые акустические системы. Хороший пример успешного использования отражающих и всасывающих поверхностей работа тыловых "овалов" в задней полке. Тут сказываются сходу несколько причин: в басовой области за счет отражения от заднего стекла отдача усиливается, а частотный диапазон на пути к фронтальной части салона успевает ослабиться за счет поглощения материалом сидений, обшивки и потолка. Вот поэтому многие "овалы" имеют преднамеренно внесенные производителем предыскажения в ВЧ-области.
Стекла, передняя панель, обшивка дверей и задняя полка никак не все "участники" единой команды, настраивающей звучание на собственный лад. Большую роль здесь играет и потолок. Когда алькантара получила обширное распространение, многие инсталляторы, прельстившись ее плюсами, решили использовать этот материал и для обтяжки потолка. В ряде всевозможных случаев это оказывалось не только лишь излишним, но даже и вредным машина выходила "переглушенной".
ВыводПроцесс опции авто акустики имеет массу тонкостей, и поведать обо всех деталях нереально, так как многие вещи проходят на уровне подсознания, а чтоб достигнуть такового высочайшего уровня, нужна практика. Главное пожелание для тех, кто сталкивается с car audio в первый раз, верно обусловиться, что вы желаете получить в итоге. Познаний, которые облегчат процесс установки и опции, у вас сейчас предостаточно. Но не спешите. После первой опции поездите некое время на автомобиле и послушайте его с различными записями, чтобы убедиться, что все удалось и соответствует вашему вкусу. Если в звуке есть шероховатости, вы уже сходу поймете, где и что нужно поменять. Может быть, до конечной опции пройдут месяцы, но как молвят доки: отлично настроенный автомобиль сравним со скрипкой Амати столько же тонкостей, деталей и "чернокнижническтва". Удачно совладав с таковой сложной задачей, вы можете собой гордиться.