Предпосылки вибрации в автомобиле

Предпосылки вибрации в автомобиле

Вибрация — это механические колебания, сопровождающие работу фактически хоть какого механизма.

Обычно, она появляется под действием центробежных сил, вызываемых:

дисбалансом крутящихся узлов — коленвала и маховика мотора, вентиляторов радиатора и отопителя, сцепления, карданных валов, дисков тормозов и барабанов, колес в сборе с шинами; большой различием масс передвигающихся деталей — поршней и шатунов мотора.

Балансировка — устранение дисбаланса детали.

Дисбаланс — неуравновешенность, образующаяся из-за неравномерного рассредотачивания материала детали, когда центр ее массы не совпадает с осью вращения. Общий дисбаланс узла (агрегата) появляется при неблагоприятном сочетании неуравновешенностей его деталей. Величина дисбаланса измеряется в граммах на миллиметры (г*мм) и равна произведению расстояния от центра тяжести до оси вращения на массу.

Предпосылки дисбаланса:

конструктивные — обоснованы особенностями конструкции детали. К примеру, для накачивания шины на ободе колеса есть вентиль, масса которого нарушает их уравновешенность; технологические — связаны с допустимыми отклонениями размеров и характеристик (в то числе — дисбаланса) деталей, обеспечивающими их взаимозаменяемость, другими словами упрощение производства и ремонта узлов. Но время от времени неуравновешенности деталей, отбалансированных раздельно, после сборки агрегата могут суммироваться и при совместном вращении вызывать завышенную вибрацию; эксплуатационные — неравномерный изноc детали, ее деформация, недостатки виброизоляторов и т. д.

Виброизолятор — узел крепления агрегата (подушка, опора), снижающий передаваемую вибрацию. Обычно, состоит из железных частей (арматуры), разделенныx резиновым массивом. Могут быть и другие конструкции — гидравлические, пружинные, комбинированные.

Устранение вибрации

Балансировка

Стопроцентно убрать тряску трудно, но понизить ее до разумного минимума — реально. Для этого деталь балансируют:

находят ее "томную" сторону; определяют величину массы, вызывающей дисбаланс; упрощают "томную" либо, напротив, утяжеляют обратную сторону.

Главные методы балансировки

Статический — без принудительного вращения детали. Метод не просит сложного оборудования, доступен в "гаражных" критериях, но не избавляет дисбаланс стопроцентно. Дает применимые результаты для маленьких деталей со сравнимо огромным поперечником (маховик мотора, ведомый диск сцепления и т. п.). Их балансируют:

"на ножиках" (призмах) либо в "подшипниках". Деталь самоустанавливается, вращаясь вокруг собственной оси, и в конечном итоге занимает положение, при котором "томная" сторона оказывается ниже оси вращения. Призмы должны быть строго горизонтальны, а подшипники — с наименьшим сопротивлением; "на опоре" либо "на подвесе". "Томная" сторона перевешивает, и деталь отклоняется от горизонтали.

Обычно, 1-ый способ поточнее, но применим только к деталям с цилиндрическими опорными поверхностями.

Динамический метод — с неизменным принудительным вращением детали на особом оборудовании. Избавляет все составляющие дисбаланса и применим для жестких деталей всех размеров (карданный вал, коленвал и т. п.).

Определение величины массы, подходящей для устранения дисбаланса, при статической балансировке нередко проводят опытным методом, а при динамической — ее, обычно, выдает компьютер балансировочного щита.

При облегчении "тяжеленной" стороны детали в ней убирают (сверлением либо другой механической обработкой) часть материала. Так балансируют коленвалы, маховики, чугунные тормозные барабаны, корзины сцепления, ступицы колес, приводные шкивы и т.д.

При утяжелении "легкой" стороны детали к ней присоединяют грузы (обычно, на пластинчатых пружинах либо закрепляя сваркой, клеем). Так поступают с деталями, у каких нереально убрать излишний материал с "тяжеленной" стороны без понижения их прочности. К примеру, с колесами и тормозными барабанами из легкого сплава, карданными валами, ведомыми дисками сцепления.

Определение источника завышенной вибрации

Без особых устройств корректно найти превышение допустимого уровня вибрации нереально. Каждый человек принимает его лично. Тряску можно считать неприемлемой, когда:

на недвижном автомобиле при "нейтральном" положении КПП, неспешном повышение числа оборотов мотора и включенном сцеплении (ненажатой педали):

вибрация осязаема на управляющем колесе при легком прикосновении пальцев; лежащие на панели устройств ("торпеде") предметы передвигаются; изображение в салонном зеркале заднего вида размывается; на автомобиле во время движения, не считая того, ощущаются противные вибрации органов управления, пола, сидений.

Перед поиском источника завышенной вибрации целенаправлено найти условия и ре жимы ее проявления — на недвижном автомобиле (на месте) либо в движении. Потом осознать, когда она появилась — вначале была на новейшей машине, появилась в процессе использования либо после ремонта какого-нибудь агрегата.

В любом случае полезно за ранее убедиться в корректности регулировок мотора. Неравномерность его работы тоже проявляется вибрацией, но она может быть следствием изъянов в системах зажигания, питания либо управления впрыском. При этом перебои в моторе время от времени появляются не только лишь на холостом ходу и, не считая того, могут быть следствием установки бракованных деталей.

Выявлять источник завышенной вибрации удобнее с ассистентом. Один человек находится в салоне машины, 2-ой — следит за работой агрегатов снаружи. Диагностируя автомобиль, следует соблюдать меры безопасности:

прощупывая рукою "подозрительные" места при работающем движке, не касаться очень нагретых (выпускной коллектор, шланги и трубопроводы системы остывания) либо крутящихся (крыльчатка вентилятора, карданный вал) деталей; вывешивая машину, ставить ее на надежные опоры; двигаясь по дорогам общего использования, не мешать другим участникам движения.

Вибрация в недвижном автомобиле, обычно, появляется при:

работе мотора и его подвесного оборудования (генератор, компрессор кондюка и т. п.); включении вентиляторов радиатора и отопителя; недостатках подвесок агрегата и системы выпуска.

При поиске источника вибрации можно придерживаться последующей последовательности действий:

оглядеть (лучше поначалу при выключенном, потом — работающем движке) подвески агрегата, выпускной системы и детали около их. Элементы подвески должны быть целыми. Время от времени силовая защита стоит очень близко к поддону мотора. Их контакт тоже вызывает вибрации. Неисправные детали нужно поменять; проверить надежность затяжки резьбовых соединений, подтянуть ослабшие; чтоб убедиться, что вибрация идет от вентилятора, нужно его отключить либо снять крыльчатку; поочередно отключать подвесное оборудование (снимать приводные ремни) и, пуская мотор, инспектировать уровень вибраций во всем его рабочем спектре оборотов. Неисправный агрегат нужно поменять либо отбалансировать его элемент (шкив); выдавить педаль сцепления при работающем движке либо рычаг селектора автоматической коробки (АККП) поставить в положение "N". Если вибрация осталась, ее основными источниками могут быть: маховик, корзина сцепления, гидротрансформатор либо детали АККП, коленвал либо разница веса поршней и шатунов, превосходящая допустимую.

Вибрация при движении автомобиля, обычно, появляется от деталей коробки либо ходовой части.

Если ее уровень зависит только от скорости машины и не изменяется при движении накатом, означает, вибрирует некий узел после ведомого вала коробки (карданный либо приводные валы, детали раздаточной коробки, колеса, ступицы и т.д.). При этом частота колебаний от кардана приблизительно вчетверо выше, чем от колес, тормозных барабанов и дисков.

Когда вибрация появляется только при торможении, более возможный ее источник — диски тормозов либо барабаны. Они, также ступицы, могут быть сделаны с недопустимыми отклонениями биений рабочих и привалочных поверхностей. Если стоит плохая резина — предпосылки могут крыться в ее неравномерной жесткости, что усиливается при увеличении нагрузки на фронтальные колеса при торможении.

Тряску машины в узеньком спектре скоростей около 10-15 км/ч вызывает, обычно, дисбаланс колес. У фронтальных он дополнительно проявляется биением руля. Чтоб убедиться в недостатке, можно поменять местами задние и фронтальные колеса либо снять их и проверить балансировку.

В других случаях нужно:

вывесить попеременно ведущие колеса; пустить и прогреть движок, включить высшую (четвертую либо пятую) передачу, медлительно отпустить педаль сцепления и добавлять обороты мотора до появления осязаемой вибрации.

Если при вывешивании обоих ведущих колес вибрации не было, вероятнее всего, ее возбуждают детали ведомой оси — ступица либо тормозной барабан (диск). Узнать это получится только повторной проверкой после их последовательной подмены заранее неплохими, к примеру с другого автомобиля.

Предпосылкой вибрации с какой-либо одной стороны машины может быть неуравновешенность тормозного барабана (диска), ступицы либо деталей привода — полуоси либо карданного (приводного) вала. В данном случае придется поочередно снимать колесо и тормозной барабан (диск), потом поменять полуось и ступицу на испытанные и исправные и всякий раз повторять проверку.

Вибрация на новеньком автомобиле бывает от неверного монтажа агрегатов-источников колебаний либо установки узлов с завышенным уровнем вибраций. Находить причину нужно на недвижной машине и в движении. При этом при осмотре необходимо направить внимание на корректность внедрения виброизоляторов. Они могут быть снаружи практически схожи, но отличаться чертами для неких вариантов комплектации автомобиля. Потому полезно сопоставить, хотя бы, маркировку деталей и твердость резины (на ощупь). Для дешевых автомобилей это должно быть одним из главных причин при приеме решения о покупке, потому что устранение дисбаланса дорого, не считая того значительно возрастает скорость износа узлов.

В процессе использования машины до ремонта ее узлов и мотора уровень вибрации изменяется некординально. Но с течением времени начальные характеристики виброизоляторов ухудшаются, и комфортабельность автомобиля равномерно понижается. Недостатки резины (старение, отвердение, трещинкы), обычно, выявляют при осмотре.

При неожиданном возникновении вибрации во время движения лучше вернуть в памяти предшествовавшие действия. К примеру:

сходу после насыщенных торможений, когда температура деталей высока, пришлось проехать глубокую лужу. Предпосылкой возникновения вибрации при последующем нажатии на педаль может стать диск тормоза, который покоробился от резкого остывания водой; автомобиль ударился карданным валом о бордюр при съезде на проезжую часть либо колесо наехало на препятствие либо край ямы — начавшаяся тряска гласит о повреждении соответственных деталей (вала, шины, колеса).

Вибрация, появившаяся после ремонта с подменой крутящихся деталей, показывает на большой дисбаланс новых частей либо на ошибки при ремонтных операциях, приводящие к неверной сборке узла либо деформации детали. К примеру, поршни и шатуны мотора должны быть подобраны по массе, обычно, со последующей различием в весе: для поршней — 2,5-5 г, для шатунов — менее 5-10 г.

Предупреждениюе завышенной вибрации

Когда детали, вызывающие завышенную вибрацию, просто доступны, их просто поменять кондиционными либо снять для ремонта. В неприятном случае придется принимать решение, исходя из величины колебаний и трудозатратности работы. Время от времени можно повременить до плановой переборки агрегата.

Если непростой механизм (к примеру, движок) уже разобран и в него ставят новые детали либо чинят старенькые наплавкой (наваркой), нужно перед конечной сборкой проверить их балансировку. По другому позже придется перебирать агрегат.

Достаточно нередко дисбаланс возникает после ремонта (разборки) карданного вала либо его снятия для демонтажа коробки либо "раздатки". Потому полезно до этого отметить обоюдное положение всех составных частей и работать аккуратненько, не допуская сильных деформирующих ударов (лучше на прессе). Время от времени у карданных шарниров, к примеру заднеприводных ВАЗов, предусмотрены стопорные кольца крестовин различной толщины. Их некорректная установка также приводит к дисбалансу.

Когда уровень вибрации удовлетворителен и подмена либо механическая обработка крутящихся деталей не планируется, перед разборкой тоже полезно отметить их обоюдное положение.

Вероятной предпосылкой завышенных вибраций также может быть отклонение геометрических характеристик (в главном биений) новых деталей. Потому полезно их проверить и, по результатам проверки, поменять либо попробовать отбалансировать.