2-ая жизнь после ДТП

2-ая жизнь после ДТП

Будет ли эта жизнь таковой же настоящей, как у нового автомобиля, либо аварийной машине вернут только наружный лоск, не залечив сокрытые недостатки?

Необыкновенную роль во «второй жизни» кузова после аварии играет точность восстановленной геометрии. Отличия, не устраненные при ремонте, как минимум, приведут к резкому ускорению износа шин, но главное – могут послужить предпосылкой новейшей аварии, ухудшив маневренность и устойчивость автомобиля.

Рынок авторемонтного оборудования представляет на данный момент большой выбор стапелей для правки кузовов, начиная с легких конструкций и кончая томными щитами, способными развивать тянущее усилие в 10-ки тонн и применимые для правки рамных вседорожников, грузовиков и автобусов.

Но каким бы ни был выправочный стапель, качество произведенного на нем ремонта всецело находится в зависимости от точности измерительной системы. Этих систем тоже огромное количество. О их наш нынешний разговор.

Семь раз отмерь

Механизированные гидравлические монстры, развивающие многотонные усилия, невообразимы без верно действующих и четких измерительных систем, создающих картину состояния кузова и задающих вектор приложения усилия. Как досадно бы это не звучало, в том, что касается современных измерительных систем, более сильны старомодные представления и заблуждения. «Линейками» обзаводятся, приобретая стапели, не все предприятия автосервиса. Так, обширно всераспространенные в Рф выправочные стапели компании Car-o-liner, по воззрению профессионалов, только немногим более, чем на 90% обустроены измерительными системами. Другими словами каждый десятый стапель работает втемную.

Сэкономив на «зрении», хозяева таких сервисов по существу сберегают на качестве кузовного ремонта, а в конечном итоге обкрадывают самих себя, формируя у обслуживающего персонала безответственное отношение к точности выполняемых работ, и создавая предприятию нелестный стиль.

Совместно с тем, компании, реализующие на рынке Рф оборудование для правки кузовов, часто воспринимают продажу измерительной системы как «приятный десерт». Предложение систем исходит не из насущных потребностей и специфичности грядущей работы – марок автомобилей, тяжести повреждений, частоты взаимодействия со страховщиками – а из предполагаемой толщины кошелька клиента. Как по другому можно разъяснить тот факт, что фактически в каждом проспекте находятся потрясающие степени – и отсутствуют маленькие, но значительные особенности работы оборудования.

В качестве иллюстрации можно обратиться к требованиям к точности размеров кузова самих производителей, формирующих нужный класс точности измерительной системы. Разумеется, все определенные кузова имеют отличия в размерах от безупречного, чертежного кузова. Самые четкие геометрические размеры кузовов у японских автомобилей. Южноамериканские модели, в особенности большие дорожные монстры класса SUV, совершенно не так точны. К примеру, тяжеловесы от GM допускают отличия в базе до 10 мм. Но если для больших и томных янки такие отличия не смотрятся внезапными либо чрезмерными, то что можно сказать в оправдание российских автомобилестроителей. Кузова ВАЗ при промерах далековато превосходят разброс по точности в 10 мм…

Добавим еще одну особенную подробность – сейчас уже со стороны производителей измерительных систем. Далековато не все базы построены на базе промышленных карт. Часть данных поступает конкретно по результатам натурных промеров кузовов с следующим осреднением результатов. Отлично это либо плохо – решайте сами, снова прочитав предшествующий абзац по вероятным отклонениям.

Мы хотим предложить читателям лаконичный обзор измерительных систем, базирующихся только на неких определенных примерах, не отдавая при всем этом, по способности, предпочтения ни одному из производителей. Себе мы условно разделили эти системы на механические и электрические.

Только линейка

Механические системы имеют классическую конфигурацию и базируются на градуированных железных линейках. К этому типу можно причислить и шаблоны, которые калибруются по технологической ремонтной карте и в процессе ремонта служат стационарным измерительным инвентарем.

Отметим, что нередко приводимый торговцами нешаблонных систем резон об отсутствии у «кондукторных» верхней измерительной системы и невозможности промера кузова без его полного либо частичного демонтажа, мягко говоря, устарели. В наборах имеется набор для тестовых промеров.

Но вернемся к теме. Высококачественного ремонта кузова можно достигнуть только при наличии надежной трехмерной измерительной системы. Тогда полностью по силам работа с «бананами» в которые, образно говоря, преобразуются авто при сильных боковых ударах, «винтами», в которые скручивают машину переворот либо композиция ударов. Работа под контролем измерительной системы позволяет достигнуть таковой точности восстановления, к примеру, дверного проема, что новенькая дверь заходит в просвет с схожими до мм зазорами по всему периметру проема.

Системы линеек, выпускаемые различными производителями – в Рф отлично известны Blackhawk, Car-o-liner, Autorobot - позволяют вести четкие измерения, как на нижней, так и на высшей части ремонтируемого автомобиля. В натуре механическая измерительная система представляет собой гигантскую железную линейку, градуированную в миллиметрах на длине в 5 метров. Такая же, в принципе, и вертикальная линейка, созданная для измерений в высоту, но, очевидно, существенно короче.

Из определенных механических измерительных систем заслуживает внимания Car-o-Mech компании Car-o-liner. Хотя бы поэтому, что конкретно Car-o-liner первым предложил универсальную механическую измерительную систему для всех типов автомобилей. Система Car-o-Mech и ее составляющие выполнены с высокой точностью. Все карты данных на авто изготовляются по советам заводов изготовителей по всему миру. Измерительная система состоит из измерительной линейки, измерительных салазок, адаптеров и переходников, базы данных с размерами кузовов. Верхняя измерительная система позволяет замерять верхние точки кузова автомобиля, точки подкапотного места, точки стоек McPherson, крепления петель дверей, точки крепления крыши, крыльев и т.д. При помощи верхней измерительной системы можно проводить сравнительные измерения всех верхних точек кузова.

Имеет свою увлекательную изюминку и механическая система измерения геометрии кузова P-188 компании Blackhawk. Система вооружена 3-мя воздушными подушками. Они придавливают опору с измерительными каретками к днищу автомобиля, образовывая плоскость, параллельную днищу. Потому не требуется устанавливать автомобиль параллельно стапелю. Процесс измерения существенно ускоряется.

Телескопические каретки передвигаются по центральной опоре. Четыре из их подводятся под базисные (неповрежденные точки). Так появляется плоскость, всегда параллельная днищу автомобиля. Другие каретки служат для измерения контрольных точек на покоробленной части кузова. С помощью системы P-188 можно определять геометрию кузова без стапеля, на двухстоечном подъемнике.

Рассказывая о механических системах, нельзя обойти вниманием Pivot Measuring System – PMS – от WEDGE CLAMP. Это разработка 1-го из самых юных производителей оборудования для кузовного ремонта, в какой учтен опыт более «старых» братьев. Система соединяет воединыжды все достоинства трехмерности с простотой и доступностью. К тому же система с недавнешнего времени получила набор адаптеров, облегчающих ее внедрение вне стапеля для диагностики состояния кузова. Кстати, потому PMS отлично совмещается с ординарными напольными правочными системами. База системы – подвижная рамка, которая может оставаться смонтированной в процессе проведения восстановительных работ, что ускоряет измерения и увеличивает их точность.

Электрические технологии

Гласить о каждом из предлагаемых на рынке образцов измерительных систем, наделенных «интеллектом» можно практически нескончаемо. Потому мы решили ограничить тему рассказом о неких базисных разработках, используемых в таких системах. А теорию проиллюстрировать рядом определенных примеров.

Ультразвуковая измерительная система базирована на построении трехмерной геометрической модели. Данные считываются излучателями и направляются на микрофоны, установленные по всей поверхности балки. Каждый излучатель связан с шестью микрофонами. Приемник определяет нахождение излучателя с точностью до десятой толики мм. Для измерения автомобиля компьютер на базе минимум 3-х неповрежденных точек определяет плоскость, параллельную днищу. Все следующие измерения выполняются относительно этой плоскости.

К измеряемым точкам автомобиля крепятся ультразвуковые датчики-излучатели. Датчики соединяются проводами с приемной опорой, расположенной под автомобилем. Звук воспринимается микрофонами, находящимися на опоре. Время прохождения звука от датчика до микрофона позволяет найти координаты точки на кузове в 3-х измерениях относительно отысканной плоскости. Все точки, как базисные, так и измеряемые, показываются на дисплее компьютера в графическом и цифровом виде. Данные измерения сравниваются с заводскими параметрами. И рассчитывается расхождение. Информация по каждому «измеренному» автомобилю сохраняется в памяти компьютера.

Ультразвуковая система имеет два технологических минуса. 1-ый – турбулентность. Из-за направленного потока воздуха, к примеру сквозняка, микрофон может утратить сигнал. Понятно, что в таком случае пропадают данные на мониторе. Это оказывает влияние на время работы. Но не на качество. В какой-то момент форточку прикроют, и вектора опять появятся на дисплее. Для того чтоб избежать турбулентности, довольно обыкновенной загородки. К примеру, из брезента. Она рассеивает воздушный поток, не позволяя поменять направление ультразвука. При всем этом система «глушит» показания на мониторе. Тем исключая возможность ошибки.

2-ой минус относится больше к конструктивным особенностям. Излучатели, прикрепляемые к днищу, связаны с опорой проводами, которые подключены к источнику питания. Аппетит же у излучателей, нужно сказать, неплохой. Сигнал представляет собой высокочастотную вспышку, полностью определенной силы и яркости. Жестянщики, в особенности в первый раз столкнувшиеся с ультразвуковой системой, запутываются в зарослях проводов, то выдергивая их, то срывая излучатели.

Лазерные измерительные системы, в отличие от ультразвуковых, - беспроводные. А поточнее, в конструкции предусмотрен только один провод, связывающий систему с компом. Снизу к днищу прикрепляется лазерный излучатель. А к каждой технологической точке крепятся особые мишени, надлежащие заводским характеристикам измеряемого автомобиля. После пуска системы вы сможете стать очевидцем реального лазерного шоу. Излучатель, вращаясь с большой частотой, считывает информацию о геометрии кузова, о состоянии 46-ти кузовных точек, сразу выводя результаты на монитор компьютера. Зрительно процедура, вправду, припоминает драгоценное лазерное шоу.

К примеру, лазерная система американской компании Kargrabber позволяет стремительно, отменно и «красиво» создавать обмер и кузовной ремонт автомобиля хоть какой марки. Щит представляет собой стапель, на котором закреплены две стрелы, создающие усилие в 10 тонн. Конкретно столько необходимо для того, чтоб вытянуть раму. Стрелы свободно передвигаются по всему периметру стапеля и по мере надобности могут быть даже сведены совместно. Лазер существенно упрощает функцию подгонки деталей кузова, потому что дает возможность одномоментно сопоставлять их положение относительно друг дружку.

Для автосервисов, работающих со страховыми компаниями, электрическая измерительная система – просто находка. Судите сами: через полчаса после поступления автомобиля на сервис в руках у жестянщика будет полная распечатка кузовных повреждений. Также отчет о нужных деталях.

Линейка + компьютер в примерах

Компьютерные системы все увереннее завоевывают свою нишу в качестве головного измерительного инструмента при ремонте кузовов. Разумно начать рассказ о их со шведской системы Car-o-Tronic, в первый раз представленной миру в дальнем уже 1973 году. С самого начала система думала, как универсальная: на ней можно определять любые типы кузовов. При всем этом, как нижнюю, так и высшую часть, также боковины, дверные просветы, точки крепления дверных петель, стойки.

Плюс ко всему была заложена возможность промера тех автомобилей, которых нет в базе данных. Делается это по принципу зеркала – на базе симметричных точек.

Car-o-Tronic состоит из линейки с измерительной (подвижной частью), которая автоматом считывает положение всех контрольных точек на кузове. Никаких проводов меж компьютерным блоком и измерительной системой нет. Ранее использовалась инфракрасная связь, потом ей на замену пришла радиопередача в высокочастотном спектре, близком к мобильному телефону.

Систему можно использовать вне щита. Важно, что она может быть установлена на хоть какой щит хоть какого производителя. Можно также проводить диагностику на двухстоечном подъемнике. Для автономного измерения употребляется так именуемая диагностическая подставка. Она подкатывается под подъемник. Это необходимо, к примеру, для контрольного промера автомобиля по заявке страховой компании. Диагностика повреждений до ремонта, также для оценки цены ремонта, с распечаткой всех результатов, может быть выполнена на обыкновенном двухстоечном подъемнике. Заявленное время обмера – около 15 минут.

Car-o-Tronic с программкой Car-o-Soft 2000 употребляет фото контрольных точек. Фото позволяют найти положение точки на кузове автомобиля. С измерительной системой Car-o-Tronic можно найти положение хоть какой контрольной точки и следить на мониторе за ее движением во время вытяжки. Передача данных о перемещении «вытягиваемой» точки происходит трижды за секунду. Жестянщику (сейчас его вернее именовать оператором) не нужно создавать никаких сложных вычислений.

Car-o-Tronic помогает избежать вероятных ошибок, имея ординарную, но очень эффективную опцию: когда оператор устанавливает на щит автомобиль и вводит данные в компьютер, на дисплее возникает фото обозначенной модели (модификации). Мастер может зрительно сопоставить: та ли машина вправду находится перед ним либо нет. База данных дополняется каждые три месяца. Но если данные некий модели не успели попасть на освеженный диск, то их без заморочек можно «скачать» с фирменного веб-сайта в Вебе.

Очень оригинальна универсальная ультразвуковая измерительная система Shark (Blackhawk). Она состоит из консоли с монитором, измерительной балки и дуги для измерения положения чашек McPherson. В контрольных точках автомобиля крепятся ультразвуковые микроизлучатели, не мешающие работе. Приемники сигнала (микрофоны) размещены на измерительной опоре и по времени распространения сигнала позволяют вычислять координаты каждой точки. Компьютер ассоциирует приобретенные данные с координатами, заложенными производителем кузова. Если машина совместно с «маячками» сместилась, то линейка мгновенно занесет в процесс измерений поправку, так как она автоматом производит самоюстировку через каждые три секунды.

При помощи системы Shark можно создавать измерения с точностью до 0,1 мм на длине участка в два метра. Базисные и измеряемые точки показываются на дисплее компьютера в графическом и цифровом виде. Для диагностики геометрии кузова стапель не требуется. Shark позволяет промерить кузов по контрольным точкам наименее, чем за час. Не считая того, при помощи системы можно проводить отдельные работы, не характерные кузовному ремонту, - такие, как всеохватывающая диагностика до и после ремонта и регулировка углов установки колес.

Несколько слов о фирме Autorobot, которая, как и другие производители, оборудует свои выправочные стенды электрическими измерительными устройствами. Они позволяют промерять весь кузов автомобиля, снизу доверху. Поворотные измерительные головки дают возможность доступа к самым недоступным точкам замера под хоть каким углом. Не исключается возможность промера точек, находящихся в укрытых полостях либо даже за препятствием. Результаты измерений выводятся на экран компьютера и стандартный принтер. Распечатка измерений дает возможность проследить историю ремонта и убрать вероятные споры меж автосервисом и клиентом.

Компьютер + лазер в примерах

В качестве примера можно привести систему Genesis от Chief. Она бесконтактная, употребляет две лазерные головки, крутящиеся со скоростью 750 об./мин. Принцип заключается в том, что на кузове закрепляются особые пластинки – мишени с нанесенными штрихкодами. Отражаясь от их, луч ворачивается к лазерной головке, являющейся сразу приемником, а компьютер просчитывает четкие координаты контролируемых точек кузова. Система не просит калибровки и позволяет создавать измерения во время правки кузова. База данных содержит внутри себя три отдельные библиотеки сведений о геометрии кузовов автомобилей Америки, Европы и Азии. Не считая того, база данных дополнена еще фотобанком контрольных точек кузовов.

Сколько стоит точность?

Обычно, все производители измерительных систем держат приблизительно схожую ценовую планку. Стоимость может варьироваться зависимо от количества компонент, входящих в измерительный набор. Разброс цен на механические измерительные системы сосредоточен в границах от 3-х до 5 тыщ баксов.

Спектр цен на электрические системы лежит, естественно, на более высочайшей отметке и в более широком коридоре – меж 20 и 30 тыщами баксов. Есть, конечно, и ценовые «протуберанцы», как в одну, так и в другую сторону.

Время от времени торговцы для продвижения собственного продукта пользуются легким приемом. Они отлично понижают стоимость комплекта на 4-5 тыщ баксов, изымая из него, как не «обязательную», скажем, верхнюю измерительную систему. Но прельстившись таковой дешевизной, клиент очень скоро осознает, что сберег на подходящем.

Измерения как правовой инструмент

Все стапельные системы, экспортируемые в Россию от различных забугорных компаний, имеют русский метрологический сертификат. Система измерения каждой хорошей станции автосервиса проходит метрологическую поверку и находится в Госреестре Русской Федерации как средство измерения.

Это нужно не только лишь для гарантированности точности измерений, но также имеет огромное юридически – правовое значение, представляя собой правовую базу при судебных исках, связанных с качеством кузовного ремонта.

Если заказчик усомнится в точности сделанных работ, он может обратиться в другой сервис, где произведут измерения и выдадут документ об отклонении тех либо других точек от заводской технологической карты. Этот документ будет основанием для воззвания в трибунал. В Европе такая практика полностью обыденна.