Кажется, всего только воздушный фильтр, и уход за ним прост. В особенности, если фильтрующий элемент у него современный, разовый. Потому многие автомобилисты относятся к нему флегмантично и "заезживают" до состояния половой тряпки.
А к чему приводит такая эксплуатация - знают немногие. Нет в инструкциях таких сведений.
Для полного сгорания горючей консистенции нужно, чтоб в ее составе содержалось воздуха (по массе) в 15-20 раз больше, чем горючего. Средний автомобиль за стокилометровый пробег "проглатывает" от 12 до 15 кубических метров атмосферного воздуха. Если этот воздух не очищать, вся находящаяся в нем жесткая взвесь (приемущественно, пыль) попадет вовнутрь мотора и будет действовать на трущиеся пары как абразив. Достаточно скоро это приведет к ухудшению работы мотора и, в конечном счете, к досрочному выходу его из строя.
Защитой от схожих проблем и служит устройство для чистки воздуха. Не считая собственного основного предназначения, оно делает также функцию глушителя шума, распространяющегося по впускному тракту, а в бензиновых движках - к тому же регулятора температуры горючей консистенции.
Эффективность системы чистки обычно характеризуется коэффициентом пропускания пыли, который зависит как от типа самой системы, так и от режима работы мотора. К примеру, в инерционных системах чистки он миниатюризируется с ростом расхода воздуха, а в системах с сухими (картонными) сменными фильтрами таковой зависимости практически нет. Есть у фильтрующего элемента и очередной принципиальный показатель - так называемое предельное сопротивление засасываемому воздуху. Но он охарактеризовывает быстрее не качество работы фильтра, а эксплуатационные характеристики мотора в критериях недочета воздуха для смесеобразования.
По мере засорения фильтрующего элемента его сопротивление воздушному сгустку вырастает и, как следует миниатюризируется количество воздуха, поступающего на смесеобразование. В определенных режимах это ведет к обогащению консистенции, а, означает, к неполному ее сгоранию. Соответственно понижаются мощностные характеристики мотора, растут расход горючего и концентрация ядовитых веществ в выхлопных газах. Словом, с формальных позиций максимально допустимое сопротивление воздушного фильтра - это граница, после которой фильтрующий элемент из ассистента преобразуется во неприятеля. Не случаем данный показатель в значимой степени определяет и конструкцию фильтра, и материалы, из которых он делается.
Если гласить о систематизации систем чистки воздуха, то их принято делить, во-1-х, по количеству ступеней чистки и, во-2-х, по принципам улавливания пыли. Различают одно-, двух- и трехступенчатые системы, которые еще делятся на 6 групп:
сухие инерционные воздухоочистители со сбором отсепарированной пыли в бункер; сухие инерционные с отсосом пыли сторонним устройством; сухие инерционные с выбросом пыли в атмосферу; инерционно-масляные; системы, использующие фильтрующие элементы со смоченной маслом набивкой; системы с сухими элементами, имеющими фильтрующую перегородку.1-ые три типа в главном употребляются в качестве первой ступени в 2-ух либо трехступенчатых очистителях на грузовиках и тракторах. На легковых автомобилях почаще используют одноступенчатые воздухоочистители 4-ого и шестого типов. Ну, а элементы со смоченной набивкой - вообщем экзотика, их выпускает только британская компания "К и Н" (K&N). Очень изредка встречаются и фильтрующие элементы из пористого полиуретана, смоченного моторным маслом.
Несколько слов об инерционно-масляных системахНе так издавна подобные воздухоочистители стояли фактически на всех автомобилях. Вспомните хотя бы "Волгу" ГАЗ-24 либо "Запорожец" ЗАЗ-968. Ну и сейчас часть дизельных движков ЯМЗ и практически все бензиновые типа ЗИЛ-130 оснащаются инерционно-масляными системами чистки воздуха. Так что этот метод чистки никак не обойти молчанием - много машин с такими устройствами еще бегает по дорогам Рф.
Напомним принцип таковой системы. В ее составе две неотклонимых составляющих: масляная ванна и фильтрующий элемент, представляющий из себя набивку из железной или капроновой нити. Во время работы воздух проходит в кольцевую щель меж корпусом и фильтрующим элементом, а потом к отражателю. При повороте поток воздуха захватывает масло из ванны и совместно с ним устремляется в фильтрующую набивку. Там появляется псевдокипящий пеномасляный слой, где и происходит сам процесс чистки воздуха: частицы пыли, коснувшись масла, прилипают к нему. При неработающем движке масло из фильтрующего элемента стекает в ванну и увлекает за собой задержанную пыль.
Скапливающуюся на деньке масляной ванны грязь приходится часто удалять, а сам фильтрующий элемент - промывать. Дело это трудоемкое и, главное, вредное исходя из убеждений экологии.
В последние годы инерционно-масляные воздухоочистители равномерно сдают свои позиции системам с сухими сменными элементами, имеющими фильтрующую перегородку. Основная причина отступления - наименьшая эффективность. Только при наивысшем расходе воздуха коэффициент пропуска пыли у инерционно-масляных систем с трудом подбирается к 1-2%. В эксплуатации такие режимы - уникальность. А при часто встречающихся нагрузках (около 20% мощности) пропуск пыли может достигать 5, а то и 10 процентов. Сухие фильтрующие элементы фактически лишены этого недочета: на всех режимах работы мотора они пропускают менее 1-го процента пыли. Потому картонным фильтрам прощается их "одноразовость".
Системы чистки воздуха со сменными фильтрующими элементамиСовременные сменные сухие фильтры - это довольно сложные конструкции из легких металлов, полимеров и узкого пористого картона (практически бумаги). Их плюсы явны: высочайшая степень чистки и низкое сопротивление. Другими словами конкретно то, что улучшает эксплуатационные свойства мотора и продлевает срок его службы. Очередной бесспорный плюс - простота и удобство подмены элемента.
Мы уже гласили, что сопротивление фильтрующего элемента прямо связано с течением времени его работы и загрязненностью атмосферного воздуха. Нужно добавить, что решающую роль в долговечности этих изделий играет, естественно, площадь фильтрующей поверхности. Судите сами. Фильтр для "Жигулей", имея площадь фильтрации 0,33 кв. м, добивается предельного сопротивления при пробеге 20 тыс. км. У "волговского" фильтра эти числа равны 1 кв. м и 30 тыс. км пробега соответственно. Очевидно, приведенные числа наибольшего пробега довольно ориентировочны, они получены для дорог с малой запыленностью воздуха, потому в реальных критериях их нужно корректировать в наименьшую сторону. Другими словами поменять фильтрующие элементы почаще.
Коэффициент пропуска пыли, довольно высочайший в самом начале работы фильтра (у изделий различных производителей он колеблется от 2,5 до 4,5%), стремительно понижается до значений, не превосходящих 1%. Разъясняется это тем, что пыль, забивая поры картона, вроде бы сама делает дополнительный фильтрующий слой на его поверхности. Это происходит довольно стремительно - в течение одной минутки работы.
У дизельных движков с турбонаддувом, как и у бензиновых инжекторных, к чистке воздуха предъявляются более жесткие требования. Это связано, сначала, с особенностями их эксплуатации. При иных равных критериях фильтры на таких движках меняют почаще, или используют фильтрующие элементы с завышенной площадью фильтрации. Может появиться вопрос: а почему не вводят индикаторы запыленности на легковых автомобилях? Ответ прост: для массовых моделей это необоснованно недешево. Дешевле поменять фильтрующие элементы, не дожидаясь критичного пробега.
О конструкциях и материалахФильтрующие элементы выпускаются 3-х конструктивных типов: цилиндрические (эти нам отлично известны), панельные (к примеру, Fram либо AC Delco) и бескаркасные (в том числе и российские БиГУР). Разработчики приводят массу аргументов в пользу того либо другого решения, но их обсуждение не является предметом нашего разговора. Отметим только некие особенности, имеющие прямое отношение к эксплуатации.
Часто поток воздуха, проходящий через высочайший фильтрующий элемент, вызывает пульсацию картонной шторы. Если при всем этом штора достает до каркаса фильтра (обечайки), на ней очень стремительно возникают надрывы. В особенности нередко это бывает, когда обечайка изготовлена из металла. Суровые производители фильтров борются с этой неувязкой всеми силами, а вот в "ширпотребовской" продукции (воздушные фильтры на данный момент делают все, кому не лень) об этом не задумываются.Сама фильтрующая перегородка (штора) делается из специального высокопористого, пропитанного смолами картона. Пропитка нужна, чтоб предохранить штору от размокания при попадании на нее воды. Внимание! Если в процессе использования вы обнаружите, что штора разбухла - немедля поменяйте фильтр. Перед вами подделка, от которой вреда не оберешься.
Вообщем, картон - часто встречающийся материал для воздушных фильтров. Но в неких странах, к примеру в Стране восходящего солнца, сменные элементы делают из синтетических волокон. Эксплуатация таких частей просит более серьезного соблюдения предельных норм использования.
На популярных британских машинах "Роллс-Ройс", а время от времени и на спортивных автомобилях устанавливают каркасные (проволочные) элементы из пятислойной марли, пропитанной "фирменным" маслом. По сопоставлению с картонными у их еще меньше изначальное сопротивление. Не считая того, после специальной обработки они могут применяться повторно. Конкретно такие фильтры делает уже упомянутая нами компания K&N. Эти изделия могут устанавливаться и на некие серийные машины - к примеру Ауди либо Бмв. Годятся они и для наших ВАЗов.
На цилиндрических (к примеру, "жигулевских") фильтрах нередко ставят так именуемые предочистители в виде белоснежного пояска из искусственного материала. Предочиститель неплох тем, что задерживает до 40% пыли, снижая пылевую нагрузку на картонную штору. Не считая того, он отлично вбирает в себя сажу, несгоревшие углеводороды и пары масла - эти неминуемые составляющие атмосферы огромного городка.
Некие водители пробуют мыть предочиститель, надеясь использовать его повторно. Занятие это бесперспективное. Фильтр, даже одетый в предочиститель, не перестает быть разовым. Также не предназначен для промывки картон, и уж ни при каких обстоятельствах не следует смачивать сухой элемент маслом либо другими жидкостями - при таковой "модернизации" фильтр практически сходу добивается предельного сопротивления.
Какие еще проблемы могут подстерегать наших водителей? Это плохие пояски-уплотнители на привалочных поверхностях фильтрующих частей. Изготовлены они в большинстве случаев из резины либо пластизоля (полимерных паст), которые подвержены старению. С течением времени поясок отвердевает и растрескивается, движок начинает подсасывать грязный воздух. При неком навыке негожий ободок можно найти на ощупь.
О сертификации и испытаниях воздушных фильтровНапомним, от сопротивления фильтра почти во всем зависит концентрация ядовитых веществ в выхлопных газах автомобиля. Потому воздушные фильтры являются сертифицируемой продукцией.
К огорчению, некачественных изделий сейчас на русском рынке более чем довольно. В особенности много претензий к фильтрам из так именуемых третьих государств.
Обычно сертифицируется или "каталог" фирмы-изготовителя, или партия определенного продукта. В текущее время по результатам испытаний мы можем советовать читателям воздушные фильтры последующих компаний: ЛААЗ (г.Ливны), Purolator. AC Delco, Bosch, Champion, Woodgate, Quinton Hazell (QH) и Fram. Кстати, о последней фирме: в свое время конкретно Fram поставил нам технологию производства фильтрующих частей для автомобилей ВАЗ. Авторитет этой марки постоянно высок и до настоящего времени.