Разборка и сборка мотора

Разборка и сборка мотора

Как говорится, разламывать тоже нужно с разумом, а разбирать так, чтоб позже все собралось на место.

Разборка агрегата

Снимите приемную трубу глушителей с кронштейном. Отверните гайки крепления стартера к картеру сцепления и снимите стартер. Снимите крепления с опорами подвески агрегата.

Снимите нижнюю крышку картера сцепления, отвернув винты ее крепления. Осторожно отсоедините коробку от мотора, стараясь не опирать первичный вал коробки на лепестки нажимной пружины сцепления.

Снимите верхнюю крышку картера сцепления и отсоедините корзину сцепления с ведомым диском от маховика.

Сборка агрегата

Установите на маховике по трем центрирующим штифтам корзину сцепления с ведомым диском и закрепите его винтами. Установите в нижние лапы блока цилиндров две центрирующие втулки (если их нету на месте) и наденьте на их верхнюю крышку картера сцепления.

Отцентрируйте специальной оправкой либо старенькым первичным валом коробки ведомый диск сцепления в плетенке.

Нанесите узкий слой молибденовой смазки на шлицевый конец первичного вала коробки* передач и на внешную поверхность направляющей втулки подшипника выключения сцепления.

Соедините коробку с движком, не опирая первичный вал на лепестки нажимной пружины сцепления. Прикрепите коробку к движку болтами и гайками (болты имеют разную длину).

Установите нижнюю крышку картера сцепления и закрепите ее болтами.

Смажьте моторным маслом переднюю втулку вала якоря стартера, расположенную в картере сцепления. Установите и закрепите стартер и три кронштейна с подушками подвески агрегата.

Установите и закрепите новыми гайками приемную трубу глушителя с кронштейном.

Разборка и сборка мотора Разборка

Вымытый и очищенный движок установите на щит для разборки и слейте масло из поддона мотора. Снимите шланги системы вентиляции картера мотора; снимите шланги подвода и отвода воды из системы остывания к карбюратору и трубку пониженного давления, идущую к вакуумному регулятору датчика — распределителя зажигания.

Снимите карбюратор с проставкой и теплоизолирующий экран.

Снимите провода высочайшего напряжения и датчик — распределитель зажигания с уплотнительным кольцом и кронштейном. Снимите топливный насос с теплоизоляционной проставкой, толкателем и прокладками. Снимите корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом.

Снимите натяжную планку и ремень привода генератора. Снимите генератор и кронштейн его крепления.

Заблокируйте маховик фиксатором маховика, отверните болт крепления шкива привода генератора и снимите шкив.

Снимите переднюю крышку зубчатого ремня с резиновым уплотнителем. Отверните гайку крепления механизма натяжения. Ослабьте и снимите зубчатый ремень. Снимите натяжной ролик с осью и дистанционным кольцом.

Придерживая шкив распределительного вала от проворачивания спецприспособлением либо дорном за отверстия шкива, открутите болт крепления и снимите шкив. Снимите и шкив зубчатого ремня с коленчатого вала мотора.

Открутите болты крепления водяного насоса. Открутите болт и гайку крепления задней крышки зубчатого ремня и снимите ее.

Вытащите из гнезда в блоке цилиндров водяной насос с прокладкой.

Снимите впускной и выпускной трубопроводы с прокладками, заборником теплого воздуха и кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей воды. Выкрутите из головки блока цилиндров масляный выключатель контрольной лампы давления масла.

Если полная разборка мотора не требуется, то можно снять головку блока цилиндров в сборе с трубопроводами и вспомогательными агрегатами.

Снимите шланги подвода и отвода охлаждающей воды к отопителю. Отсоедините шланги от термостата и снимите его. Снимите подводящую трубу насоса охлаждающей воды и отводящий патрубок рубахи остывания с прокладкой. Ключом для контроля момента затягивания свеч зажигания (трубчатый торцовый 21 мм) выверните датчик термометра охлаждающей воды и свечки зажигания.

Приспособлением для снятия масляного фильтра снимите масляный фильтр с прокладкой. Отсоедините от патрубков на головке и блоке цилиндров шланг вытяжной вентиляции картера. Вытащите указатель уровня масла. Снимите крышку головки блока цилиндров. Выверните болты крепления и снимите головку блока цилиндров в сборе с распределительным валом.

По мере надобности разберите головку блока цилиндров. Переверните движок поддоном ввысь и снимите масляный картер с прокладкой. Снимите маслоприемник и масляный насос с прокладкой. Открутите гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно вытащите через цилиндры поршни с шатунами.

Заблокируйте маховик фиксатором, выверните болты крепления маховика, снимите шайбу (кольцо) болтов и маховик с коленчатого вала. Снимите крышки коренных подшипников совместно с нижними вкладышами. Вытащите из гнезд подшипников коленчатый вал, а потом верхние вкладыши и упрямые полукольца из средней опоры.

Сборка

Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на щите и вкрутите отсутствующие шпильки. Установите кронштейн крепления генератора и закрепите его 2-мя болтами.

Смажьте моторным маслом вкладыши подшипников и упрямые полукольца коленчатого вала, также поршни и сальники.

При сборке мотора после ремонта всегда устанавливайте новые сальники коленчатого вала. Установите в гнезда и крышки коренных подшипников вкладыши. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и воткните в гнезда среднего коренного подшипника упрямые полукольца канавками (с этой стороны находится антифрикционный слой) в сторону упрямых поверхностей коленчатого вала.

Установите крышки коренных подшипников в согласовании с метками. Крышки нужно располагать так, чтоб метки (либо сторона с большим числом меток) находились со стороны установки генератора. Затяните болты крепления крышек.

Проверьте осевой свободный ход коленчатого вала. Для этого поверните блок цилиндров задней стороной ввысь и установите на нее стойку с индикатором так, чтоб ножка индикатора упиралась во фланец коленчатого вала. Перемещая вал отвертками как рычагами ввысь и вниз, замерьте индикатором осевой свободный ход. Он должен быть 0,06—0,26 мм.

Если свободный ход больше, то приведите его в норму установкой упрямых полуколец с увеличенной на 0,127 мм шириной.

Оправкой для запрессовки заднего сальника коленчатого вала в держатель запрессуйте в держатель задний сальник коленчатого вала. Наденьте держатель с сальником на конусную оправку для установки держателя с сальником коленчатого вала и передвиньте его с оправки на фланец коленчатого вала. Установите поддержатель прокладку и прикрепите его к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами.

Установите маховик на коленчатый вал так, чтоб метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шеи близкого к маховику 4-го цилиндра. Установите шайбу и болты крепления маховика. Заблокируйте маховик фиксатором и затяните болты крепления.

Подберите поршни к цилиндрам так, чтоб зазор меж поршнем и цилиндром составлял 0,025— 0,045 мм. На новеньком движке это достигается установкой поршней такого же класса, что и цилиндры. У движков, бывших в эксплуатации, поршни и цилиндры имеют некий износ. Потому нужно поновой подбирать поршни к цилиндрам, измеряя их поперечник, чтоб зазор был по способности поближе к расчетному.

Соберите поршни с шатунами. При помощи втулки из комплекта втулок для установки поршней в цилиндры воткните в цилиндры поршни с шатунами. В комплекте имеются втулки обычного и ремонтных размеров поршней. Потому нужно подобрать втулку, применимую для данного размера устанавливаемого поршня.

Можно использовать также регулируемую втулку для установки обычных и увеличенных поршней в цилиндры. Отверстие для пальца на поршне смещено на 1,2 мм, потому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.

Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шеями коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты. Крышки шатунов нужно устанавливать так, чтоб номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.

Оправкой для запрессовки фронтального сальника коленчатого вала и сальника распределительного вала запрессуйте в крышку масляного насоса до упора фронтальный сальник коленчатого вала.

Залейте в насос малость моторного масла и проверните пару раз ведомую шестерню. Воткните направляющую втулку оправки для запрессовки фронтального сальника коленчатого вала и сальника распределительного вала в сальник, запрессованный в масляный насос, и поверните ведомую шестерню в такое положение, при котором ее можно было бы надеть на шею коленчатого вала. Передвиньте насос с направляющей втулки на вал, установите под насос прокладку и прикрепите его к блоку цилиндров. Для правильной установки в корпус насоса запрессованы два направляющих штифта, которые должны заходить в надлежащие отверстия блока цилиндров.

Воткните в отверстие масляного насоса маслоприемник с уплотнительным кольцом, прикрепите его к масляному насосу и к крышке второго коренного подшипника коленчатого вала.

Установите масляный поддон с прокладкой и закрепите его. Смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите масляный фильтр вручную, привернув его к фланцу на блоке цилиндров.

Воткните в блок цилиндров две центрирующие втулки и установите по ним новейшую прокладку головки цилиндров (бывшую в употреблении прокладку использовать не допускается). Перед установкой прокладки удалите с сопрягаемых поверхностей головки и блока цилиндров

грязь и масло. Прокладка должна быть незапятанной и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается.

Установите по центрирующим втулкам головку блока цилиндров.

Проверьте длину болтов головки цилиндров (без учета головки болта). Если длина болтов больше 135,5 мм, то поменяйте их новыми.

Чтоб обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании, болты крепления головки цилиндров затягивайте в четыре приема.

Воткните в гнездо блока цилиндров насос охлаждающей воды с прокладкой, проверив надежность на прессовки шкива насоса на валик.

Установите заднюю крышку зубчатого ремня и прикрепите ее совместно с крышкой насоса к блоку цилиндров. Дополнительно прикрепите крышку болтом к блоку цилиндров и гайкой к шпильке на головке цилиндров.

Вложите в гнезда на фронтальных концах коленчатого и распределительного валов сегментные шпонки и установите шкивы зубчатого ремня. Придерживая шкив распределительного вала приспособлением для проворачивания, закрепите его на валу болтом с шайбой. Поверните шкив распределительного вала до совмещения метки на шкиве с установочным усиком на задней защитной крышке зубчатого ремня. Доверните коленчатый вал в сторону наименьшего угла поворота до совмещения установочной метки на шкиве с меткой на крышке масляного насоса

Провернуть коленчатый вал можно ключом за болт, временно закрученый в фронтальный конец вала, либо за маховик.

Установите натяжной ролик с осью и размерным кольцом и закрепите его в положении, соответственном наименьшему натяжению ремня. Наденьте зубчатый ремень на шкив коленчатого вала и, натягивая обе ветки ремня, наденьте левую ветвь на шкив насоса охлаждающей воды и заведите ее за натяжной ролик. Наденьте ремень на шкив распределительного вала и немного натяните его натяжным роликом, поворачивая ось ролика против часовой стрелки.

При установке ремня нельзя допускать его резких перегибов (складывания).

Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении его вращения при работе мотора и проверьте совпадение установочных меток.

Если метки не совпадают, то ослабьте натяжение ремня, снимите его со шкива распределительного вала, поверните шкив на нужный угол, наденьте ремень, немного натяните его натяжным роликом, опять проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте совпадение установочных меток. При совпадении меток отрегулируйте натяжение ремня и зазоры в клапанном механизме.

Установите переднюю крышку зубчатого ремня и закрепите ее болтами. Аккуратненько уложите прокладку в паз крышки головки цилиндров по всему периметру. Установите крышку на головку блока цилиндров, наденьте резиновые втулки на шпильки и наживите гайки с шайбами.

Если втулки имеют следы разрушения, то поменяйте их новыми. Гайки затягивайте умеренно в несколько приемов до упора шайбы в шпильку.

Нужно держать в голове, что плотность стыка крышки находится в зависимости от тщательности выполнения всех операций по ее установке.

Вкрутите в головку блока цилиндров свечки зажигания, датчики термометра охлаждающей воды и контрольной лампы давления масла. Установите на головке блока цилиндров отводящий патрубок рубахи остывания с прокладкой и закрепите его 2-мя гайками. Установите прокладку и прикрепите к блоку цилиндров фланец подводящей трубы насоса охлаждающей воды. Наденьте на патрубок и подводящую трубу шланги, идущие к термостату, установите термостат и закрепите шланги хомутами. Установите на головке блока цилиндров корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом и закрепите его болтом.

При установке корпуса повышенное внимание обратите на положение уплотнительного кольца в канавке, потому что при затяжке гаек может быть его выскакивание из канавки и закусывание меж кромками канавки и поверхностью головки цилиндров.

Если уплотнительное кольцо имеет следы закусывания, то его нужно поменять новым.

Установите топливный насос с теплоизоляционной проставкой, с прокладками и толкателем. Смажьте моторным маслом и наденьте уплотнительное кольцо на фланец датчика-распределителя зажигания и прикрепите его к корпусу вспомогательных агрегатов в таком положении, чтоб средняя риска на фланце датчика-распределителя находилась против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов.

Сразу установите под верхнюю гайку крепления кронштейн проводов высочайшего напряжения.

Валик датчика-распределителя соединяется с хвостовиком распределительного вала исключительно в одном положении. Потому перед установкой поверните валик так, чтоб кулачки муфты валика вошли в пазы хвостовика распределительного вала.

Наденьте на шпильки головки блока цилиндров прокладки, установите выпускной коллектор и затяните центральную гайку его крепления. Потом установите впускной трубопровод совместно с заборником теплого воздуха и кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей воды и закрепите их гайками. Установите шланг вытяжной вентиляции картера и закрепите его хомутами на патрубках блока и головки цилиндров. Установите указатель уровня масла. Наденьте на коленчатый вал шкив привода генератора и закрепите его болтом с шайбой. Установите натяжную планку и генератор. Наденьте ремень на шкивы коленчатого вала и генератора и отрегулируйте его натяжение. Установите теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор. Закрепите его гайками и закройте сверху технологической заглушкой либо тряпкой.

Не допускается подтягивать гайки либо закреплять подогретый карбюратор.

Установите шланг подачи бензина от топливного насоса к карбюратору и закрепите его хомутами. Установите трубку пониженного давления к вакуумному регулятору, также шланги подвода и отвода воды из системы остывания к карбюратору. Установите на отводящем патрубке головки блока цилиндров и на подводящей трубе насоса охлаждающей воды шланги, идущие к отопителю, и закрепите их хомутами.

Подключите провода высочайшего напряжения к датчику-распределителю и свечкам зажигания.

Закрепите гребенку проводов в кронштейне. Залейте масло в движок через горловину на крышке головки блока цилиндров.