Хотя детских заболеваний у «Калины» меньше, чем у первых серий ВАЗ-2110, озабочивает поведение узлов и деталей, доставшихся новинке практически по наследию (с маленькими переменами) от машин «восьмого»–«десятого» семейств.
Там они служили практически без приреканий, тут выходят из строя как бы без видимых обстоятельств. Сдается, что сроки, отведенные на доводку этого автомобиля, завод основательно занизил.
«Калина» чуть пробежала три тыщи км – и вот уже застучали фронтальные рессоры, недвусмысленно заговорил управляющий механизм. К слову сказать, с таким недостатком техосмотр без взятки – незапятнанная утопия. А не так давно стали погромыхивать и задние рессоры.
Как поступить автолюбителю – обратиться в гарантийный сервис? Тот, кто хоть раз пробовал, знает: поменять в машине чего-нибудть по гарантии – дело очень сложное. Там годами оттачивают приемы защиты от легитимных претензий покупателей, и эти таланты, видимо, поощряются изготовителем – нельзя же разъяснить недружелюбие сервиса только природной вредностью!
Очень многие сетуют в редакцию на стуки амортизаторов – сейчас уже не только лишь «десяток», да и «калин». И, очевидно, на гарантийный сервис. Правда, неким удается-таки достигнуть справедливости, да вот неудача: не пройдя и 2-3 тыщ, новые узлы тоже начинают «разговаривать» – и владелец задается традиционным вопросом: «Куды крестьянину податься?»
Напомним 1-ый адресок либо рецепт: заменяем непонятное изделие родного поставщика ввезенным. Именитые компании создают для русских автомобилей много деталей, в том числе ремонтных комплектов (патронов, вкладышей) для амортизаторов. Остается только поставить их в корпуса штатных стоек. Но… стоп! АВТОВАЗ так увлекся борьбой с «левыми» производителями, что стал комплектовать авто неразборными (неремонтопригодными) амортизаторами. Круг замкнулся! Изготавливать стойку с нижним кронштейном и площадкой под пружину – достаточно трудно, недешево. Забугорные производители на это «не подписываются».
Вот сейчас, если у вас еще как бы нет жгучего желания реализовать проблемный автомобиль, мы предложим собственный рецепт, ведь энтузиастов в наших рядах всегда хватало! Почему бы не обратиться на предприятие, специализирующееся на ремонте амортизаторов? Предложением поколдовать над новинкой заинтересовалась самарская компания «Система технологий», популярная автовладельцам по верхним опорам стоек SS-20.
Итак, снимаем с автомобиля все рессоры. Они станут разборными, что позволит кропотливо откорректировать их свойства, а потом обеспечит и ремонтопригодность.
На токарном станке отрезали высшую часть корпуса стойки (фото 1) – тут будет приварен стакан с гайкой. Операция очень ответственная – нарушать соосность деталей при сварке ни при каких обстоятельствах нельзя. В кривом корпусе амортизатор длительно не прослужит. А потому что подходящей точности на коленке не получить, самарцы издавна разработали и используют нужное оборудование.
Пока «калиновские» детали дорабатывали, спецы предложили нужный опыт. Оснастили машину узлами от «десятки»: фронтальными телескопическими стойками в комплекте с верхними опорами SS-20 и задними амортизаторами с пружинами. Регулировка углов установки колес для самарцев не неувязка – и скоро мы опробовали машину на ходу. Рессоры уверенно проглатывали выпуклости покрытия – ни стуков, ни пробоев. Означает, еще есть один выход для обладателя «Калины»: дорабатывать родные детали необязательно, можно раскошелиться на «десятые».
Но мы решили сохранить штатную конструкцию фронтальной стойки, включая верхнюю опору с подшипником SKF и конической пружиной. Тем временем механики разобрали нашу управляющую рейку. И сходу отыскали недостаток: «тарельчатая» пружина, поджимающая вал-шестерню к рейке, вопреки простой науке успела сесть. Усилие неприемлимо снизилось – отсюда и стук! С таковой пружиной подтягивать регулировочную гайку бесполезно. Усилия на руле при маневрировании вырастают, крутить его – наказание. Стук немного слабнет, но руль начинает кое-где заедать, при выходе из поворота без охоты ворачивается в «нейтраль».
Мы поменяли «убитую» пружину новейшей, сделанной по науке (фото 2 понизу). Меж иным, поменять ее можно прямо из салона, не снимая управляющую рейку, если за ранее отсоединить управляющий вал. Вобщем, этим дело не ограничилось. Рейку точно снимали не напрасно! Пришлось поменять направляющую втулку (рейка в ней передвигалась туго), а потом и вал-шестерню. Родная деталь не позволяла достигнуть рационального зацепления: то руль очень тугой, то возникает свободный ход. Меж тем она не была бракованной. Механик объяснил, что тут требуется кропотливая выборка, – и занялся этим. Итог хороший. А наш вал еще понадобится для подбора к другой рейке, с которой, в свою очередь, будет нормально работать.
При сборке узла детали хорошо смазали. (Интересно, что сберегать на смазке норовят не только лишь русские фабрики, да и некие за рубежом!)
А что все-таки сделали с фронтальными стойками? Начнем с клапана сжатия (фото 3 понизу). Его пружина, невзирая на маленький пробег автомобиля, тоже неприемлимо просела (фото 4понизу). Неужто производители совсем не соблюдают требований технологии? Итог очевиден: тарелка клапана слабее поджимает диски к его корпусу – работа амортизатора нарушается, он стучит. Остается только поменять злосчастную пружину другой, кондиционной.
Но главное новаторство от самарцев – поршень. В стандартном варианте на нем стоит разрезное уплотнительное кольцо (фото 5 понизу): при работе амортизатора оно повсевременно перемещается меж буртиками поршня, кромки кольца изнашиваются, зазор возрастает и амортизатор начинает стучать. На доработанном поршне агрессивно закреплена фторопластовая втулка (фото 6 понизу).
Итак, все сделали, подобрали и проверили свойства амортизаторов на щите (фото 7 понизу), а сейчас оценим результаты доработок. Трасса Самара–Москва – полностью подходящий полигон для проверки ходовой части. Скоро удостоверились, что подвеска играючи совладевает с маленькими неровностями покрытия, а более большие сотрясают кузов не так болезненно, как ранее. Даже стремительно въехав на «лежачего полицейского» (бывали ошибки!), не чувствовали обыденного удара при ходе отбоя. На больших скоростях «Калина» стала послушней, появилась оборотная связь на руле, выросла траекторная устойчивость – чтоб держать машину в границах полосы движения, мучительное подруливание не требуется.
Итак, наш автомобиль стал лучше… Но как и раньше животрепещущ вопрос: почему обладатели наших автомобилей, не согласные мириться с их недочетами, должны что-то доделывать за конструкторов, токарей, слесарей, испытателей?.. Ведь энтузиастов, готовых брать схожую технику, год от года меньше.