Каждый автолюбитель вожделеет очень продлить срок службы мотора собственного автомобиля. Решающим фактором в достижении этого является высококачественная смазка всех трущихся деталей.
Это как раз тот фактор, которым до боли просто можно управлять без всякой помощи 100 и профессионалов. Довольно со познанием дела подбирать и использовать моторные масла и итог, как молвят, будет налицо. С другой стороны ошибки, неаккуратность в применении масел нередко приводят к чертовским последствиям (заклинивание, забияки, насыщенные износы, закоксовывание поршневых колец и форсунок дизелей, засорение масляных каналов слаборастворимыми отложениями, насыщенный нагар, ускоренное разрушение резиновых деталей и т.п.).
В особенности животрепещущим вопрос по моторным маслам стал в связи с расширением парка легковых автомобилей за счет импортных машин. Неувязка усложняется тем, что в этом парке автомобилей находятся фактически все европейские и японские компании; возраст автомобилей колеблется от совсем новых до 25-летних; у хозяев отсутствуют аннотации по эксплуатации; нередко оказывается так, что за рубежом уже не выпускаются масла требуемых марок, очень высочайшие цены обслуживания импортных машин на 100 и т.д. Сразу в продаже появилось сильно много марок моторных масел, включая очень дорогие. Как отыскать равновесное решение по выбору масла для собственного автомобиля? Для людей, желающих этот вопрос решить со познанием дела, рекомендуем прочитать весь текст; автолюбители, относящиеся к делу формально, отыщут довольно определенные советы применительно к собственному автомобилю.
Свойства маслаПо неким данным, смазочные материалы в первый раз пригодились человеку около 6 тыщ годов назад. Многие ученые считают, что в те времена люди изобрели колесо, а позже и более-менее сложные механизмы для разных хозяйственных и военных нужд. Естественно, механизмы добивались смазки. Невзирая на то, что нефть была известна населению земли с давнешних времен, она длительно использовалась исключительно в чистом виде. Когда нефть научились перерабатывать, из нее извлекали в главном керосин, а ценнейший, как позже выяснилось, остаток — мазут, который составляет 70— 90 % ее массы, использовали только как горючее либо просто сжигали.
Предстоящее развитие технологии нефтепереработки позволило поделить мазут на фракции и создавать из него разные масла, которые получили заглавие минеральные либо нефтяные.
Движки современных автомобилей отличаются высочайшими механическими термическими нагрузками и потому предъявляют высочайшие требования к качеству смазочного масла. Этого можно достигнуть, добавив к маслам особые вещества, так именуемые присадки, любая из которых улучшает одно либо сходу несколько параметров масла. Так, к примеру, противоизносные присадки понижают износ трущихся деталей, моющие — уменьшают отложение «лака» на деталях и не допускают пригорания поршневых колец и т. д. В маслах современного ассортимента число вводимых присадок добивается 10.
Никого не поражает обилие марок моторных и трансмиссионных масел, обширно представленных на нашем рынке. Перед тем как приобрести понравившийся продукт, будь то ADDINOL, NESTE, SHELL либо CASTROL, нужно сначала найти принцип подбора масла для автомобиля. Все масла имеют огромное количество характеристик, которые указаны в технической характеристике, но покупателей должны заинтересовывать только два из их: уровень свойства (подойдет ли оно к автомобилю) и вязкость (годится ли для грядущего сезона и для данного климата). Ответ на эти вопросы содержится в маркировке хоть какого товарного сорта, принятой в мире системы индексации моторных масел.
По забугорным эталонам, вязкость определяется и указывается по методике южноамериканского общества авто инженеров SAE. Буковкы SAE на этикетке означают, что следующие числа охарактеризовывают вязкость масла. Только вязкость, и ничего более. Буковка W (Winter — зима) ставится в обозначениях зимних видов. Эталон SAE J300 предугадывает 6 зимних классов вязкости — OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, гарантирующих возможность прохладного запуска и достаточную прокачиваемость при температурах от —30 °С до 5 °С соответственно. У летних видов никакой буковкы в обозначении нет, и с увеличением вязкости (при t = 100 °С) они распределяются по классам SAE в последующем порядке: 20, 30, 40, 50 и 60. Для водителей, эксплуатирующих автомобиль круглый год, использовать сезонные сорта масел нерентабельно из-за нередкой подмены. Потому везде используются всесезонные сорта, в маркировке вязкости которых после букв SAE поначалу следует зимний показатель, а потом летний. Меж 2-мя обозначениями обычно ставят дефис либо символ дроби, а время от времени ничего, к примеру, SAE I5W-40, SAE 5W/50, SAE 10W30.
Оценка свойства маслаИнтернациональным языком тут стала квалификационная система, разработанная Южноамериканским институтом нефти API. В институте часто проводятся тесты моторных масел всех компаний, по их результатам присваивается индекс свойства в согласовании с требованиями, предъявляемыми конструкторами автомобилей.
Буковкы API на этикетке предшествуют символам класса свойства. Их два: шкала S— внедрение в бензиновых движках; шкала С — внедрение в дизельных движках. Ступени высококачественного уровня обозначаются латинскими знаками. В системе API есть восемь классов для бензиновых агрегатов (А, В, С, D, E, F, G, Н) и 6 классов — для дизелей (А, В, С, D, E, F4).
Систематизация свойства моторных масел по API
Для бензиновых агрегатов SA-SD — отменены, не выпускаются
SE — для конструкций до 1979 г.
SF — для конструкций 1980— 1988 гг.
SG — для конструкций 1989— 1994 гг.
SH (с 07.93 г.) — высший класс свойства для новейших бензиновых агрегатов
Для дизельных движков
САСС — отменены, не выпускаются
CS (с 1955 г.) — в текущее время рекомендуется для движков легковых автомобилей
СЕ (с 1984 г.) — обхватывают весь диапазон нагрузок
CF4 (с 1991 г.) — обхватывают весь диапазон нагрузок
Комитет конструкторов автомобилей государств общего рынка ССМС держит под контролем качество масла и имеет свою индексацию. Эта организация преобразована в АСЕА, и новенькая спецификация АСЕА уже подготовлена, но указания ССМС еще действуют. ССМС G4 и ССМС G5 соответствуют уровням API SFH SG/SH/ для бензиновых агрегатов; ССМС D4 и ССМС D5 соответствуют уровням API CD и CE/CF4 для дизельных. Индекс ССМС PD2 разрешает использовать эти масла в дизельных движках легковых автомобилей. С апреля 1989 г. не действуют классы Gl и Dl, a c l января 1990 г. — классы G2, G3,D2,D3,PD1.
Индекс М1L-L гласит о том; что масло можно использовать в американской армии.
Некие сорта масел получают соответственный сертификат JLSAC (интернациональный комитет по стандартизации смазочных материалов) и клеймо ЕС (энергосберегающие). Такие масла уменьшают трение и позволяют сберегать до 2,7 % горючего (для масел группы ЕС-П) и до 1,5 % (для масел группы EC-I).
Нередко на упаковке встречаются номера сертификатов компаний производителей автомобилей, присваивающих их после промышленных испытаний и рекомендующих использовать эти масла в производимых ими автомобилях.
Синтетические маслаВместе с обыденным минеральным маслом, продуктом прямой переработки нефти, существует масло синтетическое, приобретенное в итоге реакции синтеза при содействии разных молекул веществ животного либо растительного происхождения.
Масло, приготовленное на синтетической базе, обычно, на 20—30 % дороже, зато оно обеспечивает больший пробег до очередной подмены масла, а при постоянном использовании — долгую жизнь движку. «Синтетика» — красивый смазочный материал, многие его характеристики превосходят подобные характеристики масел с нефтяной основой: наилучшая вязкость, наименьшая испаряемость, более широкий спектр рабочих температур, более высочайшая сопротивляемость окислению.
Синтетическое масло обеспечивает легкий запуск мотора в сильные морозы и отлично защищает изнашивающиеся детали при огромных нагрузках, позволяя сберегать горючее, ну и эксплуатационный расход масла понижается. К примеру, синтетическое масло NESTE-I 5W/50 имеет рекордно широкий спектр рабочих температур: от —51 до +215 "С. Некие классы вязкости вероятны только у синтетических товаров, к примеру, 5W — ADDINOL Super light 5W-40 либо 0W-CASTROL Formula SLX 0W-30. Последний продукт появился в 1995 г., ему полностью присущи вышеперечисленные плюсы: очень подходящая вязкостно-температурная черта при гарантированном обеспечении больших смазывающих параметров в всех критериях и режимах. Масло 0W-30 очень выигрывает в текучести при 0 °С, а при сильном перегреве (+150 °С) по вязкости его можно сопоставить с еще более густым маслом сорта 5W-40. Следует увидеть, что соединять при эксплуатации синтетическое масло и «натуральное» нельзя, если это специально не оговаривается на упаковке.
Ведущие производители масел достигнули такового уровня технологии, при котором можно соединять синтетическое масло с другими типами моторных масел данного производителя.
Внедрение масла более низкого свойства (к примеру, группы Б заместо рекомендуемой Г) безизбежно приведет к понижению долговечности мотора. По ряду обстоятельств не следует использовать масла более «высоких» групп, чем рекомендованные.
Масло для малых дизелейПосреди хозяев дизельных легковых автомобилей всераспространено неверное мировоззрение, что для их моторов подходит хоть какое дизельное масло. К тому же такое суждение нередко поддерживается торговцами дешевеньких дизельных масел для большегрузных тс. Часто желание повысить объем сбыта идет вразрез с советами по использованию таких масел.
Покажем разницу меж движками легковых и грузовых автомобилей. Мотор легкового автомобиля должен быть легким и маленьким, для грузовиков это требование не настолько принципиально. Чтоб установить дизельный движок в легковом автомобиле, его габариты не должны превосходить размеров бензинового мотора. Малый поперечник поршней и цилиндров, маленький рабочий объем значительно усугубляют условия смесеобразования и сгорания по сопоставлению с огромным дизелем. Чтоб получить достаточную мощность при малом размере мотора, приходится в пару раз наращивать обороты.
К примеру, для заслуги номинальной мощности 2-литрового мотора нужно 4000—4500 об/мин, а для 12-литрового — 1900—2100 об/мин. В итоге увеличиваются механические нагрузки от инерционных сил на детали мотора и разделяющую их масляную пленку, а время смесеобразования резко сокращается. Потому дизели легковых автомобилей нередко делают дополнительными («вихревыми») камерами сгорания. Значимый недочет таковой конструкции — образование огромного количества сажи. Как следует, вязкость масла в движках с вихревыми камерами увеличивается еще резвее. К тому же в разбитых камерах сгорания частички сажи еще крупнее. Это означает, что для поддержания их во взвешенном состоянии нужно масло с более высочайшими диспергирующими качествами.
В последние годы для увеличения мощности на малых дизелях почаще используют турбонаддув. Давление воздуха во впускном коллекторе за турбокомпрессором превосходит атмосферное в 1,8—2 раза, в цилиндрах в протяжении всего цикла оно выше, чем снаружи. Потому у современного дизеля по сопоставлению с безнаддувным вариантом газы активнее прорываются в картер. Если к этому добавить завышенную температуру деталей поршневой группы и трудности с остыванием подшипника турбокомпрессора (с частотой вращения до 40 000 об/мин), то можно сказать, что условия работы масла резко ухудшаются, а это приводит к его ускоренному старению.
К малым дизелям также предъявляются высочайшие экологические требования. Чтоб уложиться в нормативы, употребляют катализаторы, рециркуляцию выхлопных газов. Это также ужесточает условия для деяния масла.
Сроки подмены масла на малых дизелях обычно еще меньше, чем для большегрузных автомобилей. Если на грузовых автомобилях качественные масла типа Castrol Turbomax допускается подменять через 45 000 км, а синтетическое дизельное масло Castrol Syntruck — через 90 000 км, то для малых дизелей это в среднем 10 000— 15 000 км. Из произнесенного выше следует, что для малого дизеля необходимо особое масло.
Приобретая масло для легкового автомобиля, необходимо ознакомиться с маркировкой на упаковке. Приличные производители авто масел непременно указывают все систематизации и спецификации, которым отвечает данный продукт. Например, моторное масло Castrol GTX5 Lightec имеет маркировку SAE 1OW-40 API SJ/CF, АСЕААЗ-96, ВЗ-96, VWOO, VWOO. Из этой маркировки следует, что масло имеет класс вязкости 10W-40, класс свойства по API — высший для бензиновых SJ (введен с октября 1996 г.) и дизельных СЕ Дополнительно приведена систематизация АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей), введенная с 1 января 1996 г. АЗ-96 — высший класс для бензиновых, а ВЗ — высший класс для дизельных движков. Не считая того, масло соответствует последним требованиям «Фольксваген» VW 505.00 и может применяться во всех легковых автомобилях «Мерседес-Бенц».
Таким макаром, на этикетке моторного масла указываются:
Фирма-изготовитель масла. Заглавие масла. Ipynna свойства по систематизации API. К примеру, SG — масло высшего свойства для бензиновых агрегатов; СЕ — масло высшего свойства для дизелей. Маркировка по SAE (вязкостные характеристики). К примеру: SAE 5W — чисто зимнее масло; SAE 40 — чисто летнее масло; SAE 15W-40 — всесезонное масло. База масла: синтетическое, полусинтетическое, на минеральной базе. Номер либо индекс партии масла. Дата производства.К примеру:
ВР (British Petroleum) Visco2000 SG/CC SAE 15W-40 Min. (минеральное ) 234567/96 31.01.1998Современные моторные масла, в отличие от незапятнанных минеральных масел (без присадок), приметно темнеют уже через куцее время работы в движке. Это потемнение разъясняется особенностями параметров масла, является полностью обычным и не служит сигналом о загрязнении масла и необходимости его подмены.
Как бензин попадает в маслоПутей проникания бензина в масло два (основной — через бензонасос). Нижняя его диафрагма защищает верхние от картерных газов, а в случае разрыва верхних — не допускает, чтоб бензин попал в картер. Потому нужно временами держать под контролем состояние диафрагм, это в ваших интересах.
2-ой путь — через карбюратор, если в нем ненадежен запорный (игловатый) клапан поплавковой камеры. В данном случае автомобиль может работать на «нагруженных» режимах, т. е. при большенном расходе бензина. Когда потребление бензина понижается (к примеру, на холостом ходу), его уровень в поплавковой камере начинает возрастать из-за негерметичности клапана, прямо до переполнения карбюратора. Обычно, это сопровождается неминуемыми при переобогащении консистенции эффектами — темным дымом выхлопа, увеличенным содержанием СО, понижением оборотов холостого хода и даже полной остановкой мотора.
Чтоб под карбюратором не накапливался слившийся бензин, для его отвода служит дренажная трубка, интегрированная в коллектор. Но при ее засорении (а это бывает часто) фактически все избытки бензина попадают в цилиндры мотора (если жаркого, то они фактически стопроцентно испаряются). А вот при пуске прохладного мотора (при обозначенном выше недостатке) бензин по стенам цилиндров стекает в картер, где смешивается с маслом. В предстоящем при работе мотора находящийся в масле бензин тоже улетучится, потому увидеть его удается не всегда. Если вы попробуете найти бензин, слив масло сходу после нескольких минут езды с высочайшей скоростью, то там его фактически не окажется, хотя при пуске прохладного мотора вы ясно ощущаете его запах. Потому зарубежные производители рекомендуют при городской эксплуатации часто выезжать на высокоскоростную трассу и совершать по ней получасовые поездки для удаления из масла попавшего туда при нередких пусках мотора бензина.
Высочайший процент содержания бензина в масле, обычно, выдает вспыхивающая на холостых оборотах лампочка аварийного давления в системе смазки.
ВыборПри выборе моторного масла для зарубежного автомобиля сначала нужно управляться указаниями аннотации по эксплуатации зависимо от сезона (зима — лето).
Для движков, форсированных с турбонадувом, многоклапанных нужно использовать масло высших групп свойства SG, SH, CD, СЕ. Для импортных машин выпуска с 1988 года и позднее масла производства СНГ использовать не рекомендуется. Разные добавки, присадки вероятнее всего могут только усугубить комплекс свойства неплохого ввезенного масла. Не считая этого существует опасность возникновения жестких отложений в смазочной системе мотора, засорение фильтра и т.д.
ПокупкаПредпочтение при покупке нужно отдавать товарам узнаваемых компаний в специализированных магазинах. Ряд наименее узнаваемых компаний создают моторные масла по лицензиям. Они дешевле, но по качеству не достаточно уступают оригиналам. Бывают в торговле и масла очень среднего свойства в отлично оформленной таре с маркировками, надлежащими высочайшим группам свойства. Это — подделки! Руководствуйтесь последующими правилами: покупайте масла в приличных магазинах: на рынках имейте дело с торговцами, имеющими стационарные торговые точки; не гипнотизируйтесь внешним обликом упаковки, в непонятных случаях лучше отрешиться от покупки. Не смущяйтесь спросить о документах, подтверждающих качество масла. Как правило это сертификат соответствия либо свойства. Если это ксерокопия сертификата, то она обязана иметь утверждающую надпись с оригиналом оттиска печати органа сертификации, ответственного за удостоверение свойства (а не фирмы-продавца). На сертификате должен быть указан номер партии масла, в точности соответственный номеру партии на упаковке.
Обладателям автомобилей АЗЛК, ВАЗ мы также рекомендуем не отрешаться от способностей прирастить срок службы мотора машины методом внедрения качественных масел.
ХранениеМоторное масло должно храниться в герметичной таре, предохраняющей его от взаимодействия с воздухом и, самое главное, от попадания воды. Вода, которая попала в масло даже в малозначительном количестве (несколько граммов на килограмм масла), приводит к деструкции и выпаданию присадок в виде осадка. Масло необратимо теряет качество, вернуть его нельзя.
Фактически для хранения масла подходят обыденные канистры с исправной прокладкой под крышкой и пластмассовые банки с плотно завинчивающимися пробками. Посуду с маслом лучше держать в холодном месте.
При соблюдении этих правил масло может храниться до 5 лет и не растеряет свойства. Масло, которое длительно хранилось, перед употреблением следует кропотливо перемешать.