Что далее?

Что далее ?

Еще полгода вспять ситуация на авто рынке Рф казалась радужной. Российские автоконцерны, как «старые» (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ), так и «новые» (изготавливающие машины забугорных марок), повышали объемы производства и осваивали новые модели. Но экономический кризис больно стукнул по мировой авто индустрии, в том числе и по русской. В конце прошедшего года все фабрики обязаны были остановить свою работу на различные сроки. А что ожидает производителей и потребителей автомобилей в наступившем 2009 году?

Что было?

Объем продаж автомобилей на русском рынке в 2007 году вырос по сопоставлению с 2006 годом на 35% — до 2 млн. 790 000 машин. При этом, если реализации российских марок малость сократились (на 5%), то объем продаж импортных машин русского производства возрос на 57%.

Сначала 2008 года русские производители автомобилей предсказывали рост выручки на 20 — 30% и увеличивали темпы производства. Все большее число забугорных компаний объявляли о решении расположить свои фабрики на местности Рф. Так, концерн Peugeot-Citroen выразил намерение выстроить кооперативный завод с Митсубиши в Калуге, уже был заложен 1-ый камень в его фундамент. Компания Suzuki также приняла решение о строительстве завода, Фольксваген планировал прирастить объем производства с 60 000 до 115 000 в год. Новейшую производственную площадку открыл в Калининграде GM, начала строительство завода мощностью 100 000 автомобилей под Петербургом Хэндэ.

Экономический кризис в последние месяцы ушедшего года смешал все планы. Банки снизили выдачу кредитов как автоконцернам, так и популяции, что вызвало недостаток обратных средств у компаний и спад спроса на их продукцию. Для начала все авто фабрики, находящиеся на местности нашей страны, уменьшили объемы производства, а потом объявили внеплановые каникулы.

К декабрю ситуация так обострилась, что в нее вынуждено было вмешаться правительство. На совещании в Набережных Челнах, которое провел премьер-министр РФ Владимир ПУТИН, были приняты решения, призванные посодействовать российскому автопрому, к которому отнесли и расположенные в стране фабрики зарубежных концернов. Во-1-х, с 12 января 2009 года были повышены пошлины на новые иномарки от 3-х до 5 лет. Для машин старше 5 лет ставки возросли так, что практически закрыли им путь на русский рынок. Во-2-х, В. Путин объявил об увеличении финансирования закупок автотехники для федеральных нужд и внедрении программки обновления парка городского автотранспорта. В-3-х, было анонсировано вербование предприятиями автопрома кредитов с внедрением механизма госгарантий и размещение облигаций.

Не считая того, правительство приняло решения о субсидировании процентных ставок по кредитам людей (на срок до 3-х лет в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ) на покупку автомобилей российскей сборки ценой до 350 000 рублей, также о компенсации «Российским стальным дорогам» цены перевозки таких машин из европейской части на Далекий Восток. Но когда этот механизм заработает, никто пока не знает. Как сложится ситуация на авторынке Рф в 2009 году?

Что будет?

Все модели ОАО «АВТОВАЗ» (начнет работу 2 февраля 2009 г.) попадают в ценовую нишу 350 000 рублей, что приметно увеличивает их конкурентоспособность. По льготному кредиту можно приобрести даже «люксовые» Kalina и Priora (усилитель руля, климат-контроль, две подушки безопасности, Abs, электростеклоподъемники всех дверей, аудиоподготовка, зеркала с электроприводом и подогревом, а для Priora еще датчики света и дождика). В наступившем году в продаже появится Priora с кузовом универсал, а вот обещанного 7-местного универсала Рено Logan MCV придется подождать до будущего года.

Кстати о Рено. Столичный завод «Автофрамос» (создание возобновилось 12 января) освоит выпуск 2-ой модели семейства Х90 — Рено Sandero и подвергнет модернизации Logan также исключительно в 2010 году. Кстати, большая часть комплектаций седанов Рено Logan русского производства стоят наименее 350 000 рублей.

Группа «ГАЗ» (работает с 19 января) в прошедшем году запустила несколько проектов, в том числе создание нового автомобиля класса D взамен устаревшей «Волги». Было начато строительство завода дизельных движков в Ярославле, создано новое поколение «Газели», в 2009 году компания рассчитывала начать сборку коммерческих автомобилей Maxus. Также планировалось сделать СП с зарубежной компанией по выпуску автомобилей класса В+ ценой от 300 000 рублей и объемом производства около 300 000 машин в год. Судя по всему, многообещающие проекты будут временно заморожены, а создание «старой» «Волги» так и не закончится, ведь ее цена очень презентабельна в кризисных критериях и находится ниже планки в 350 000 рублей. В 2009 году снизятся в 1,5 раза создание и реализация легкого коммерческого транспорта, что позволит компании, являющейся одним из градообразующих компаний Нижнего Новгорода, улучшить свои производственные расходы.

А тем временем компания Sollers решила приобрести... южнокорейскую фирму SsangYong, которая находится на грани банкротства. Напомним, что на предприятии Sollers в Набережных Челнах выпускаются как раз вседорожники SsangYong и легковая модель Fiat Albea. В прошедшем году начались к тому же реализации сделанных в ОЭЗ «Алабуга» легких коммерческих автомобилей Fiat Ducato. Обе эти площадки работают уже с 19 января. А Ульяновский автозавод, который также принадлежит Sollers, приостановил сборочный поток до 9 февраля 2009 года. Не считая того, компания Isuzu отложила пуск производства томных грузовиков на площадке Sollers на неопределенный срок.

ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ» (сборочный поток запущен 20 января) планировало в 2009 году начать создание модернизированной Шевроле Niva, но на данное время точно не понятно, когда же конкретно это произойдет.

Завод «Автотор» (Калининград), невзирая на экономический кризис, в 2009 году хочет прирастить объемы производства за счет освоения выпуска новых моделей Kia и Бмв — обе компании собираются предоставить «Автотору» по три новых модели. А работать завод начал уже 11 января.

Всеволожский завод Форд с 21 января возобновил выпуск Форд Фокус, цена одной из комплектаций которого составляет 352 000 рублей (любопытно, понизят ли ее с целью попасть под льготное кредитование?). А вот когда к ним добавится к тому же Mondeo — пока не сообщается.

Группа «СОК». ОАО «АвтоВАЗ» запустило сделку по покупке автозавода «Иж-Авто» у самарской группы компаний «СОК». После того, как сделка будет завершена, а это состоится до конца февраля, сборка автомобилей Kia на Ижевском автозаводе будет прекращена, и предприятие переведут на выпуск автомобилей Рено и Nissan. К 2011 году мощности завода планируется прирастить до 365 тыщ машин в год, из которых 230 тыщ будут отданы под авто марки Рено. А вот компания Suzuki, планировавшая запустить свое новое предприятие в промзоне «Шушары-2» во 2-ой половине 2009 года, поначалу перенесла запуск на год, а на данный момент и эта дата пересматривается. Жители страны восходящего солнца намеревались собирать джип Grand Vitara и кроссовер SX4, которые не являются экономными автомобилями, а означает, в критериях кризиса не будут воспользоваться большой популярностью.