ОСАГО. Перспективы развития ОСАГО в РФ
altЗа два года которые действует Закон об ОСАГО уровень охвата неотклонимым страхованием автовладельцев составил 73% от числа зарегистрированных тс (35, 8 млн. ТС). По мнению экспертов этот показатель является одним из лучших среди стран, в каких данный вид неотклонимого страхования был введен за последние годы. А если учитывать только реально эксплуатируемые тс, проходящие нередко технический осмотр (27 млн. единиц), то уровень охвата страхованием превосходит 90%.

Таким Образом рынок сейчас оценивается в 25-27 млн. договоров. Исходя из анализа данных отчетности страховых организаций можно констатировать, что за 2 года деяния Закона с 01.07.2003 по 01.07.2005 года было заключено выше 52 млн. договоров, сумма страховой премии по которым составила около 100 млрд. рублей. За период было урегулировано более 1,5 млн. страховых случаев. Средняя выплата на договор ОСАГО составила 21,3 тыс. рублей. Всего же за этот период сумма выплат по страховым случаям составила 32 млрд. рублей.

Введение неотклонимого страхования гражданской ответственности владельцев тс оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в Рф. Не считая того, введение неотклонимого страхования сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора валютного рынка, также сделало новые рабочие места как непосредственно в страховании, так и ряде смежных отраслей, таких как: сервис и ремонт автомобилей, юридические, мед, оценочные, ассистанские и другие услуги.

Что касается аналогов с забугорными странами, то в качестве примера можно рассматривать высокий показатель охвата страхованием российских автовладельцев (более 90%). Например в европейских странах уровень охвата составляет: Германия 96-99%, Великобритания 93-95%, Польша 94%.

Также можно сказать, что Россия повторяет путь многих Европейских стран на шаге внедрения ОСАГО в части ситуации, связанной с ростом убыточности ОСАГО. Так, если рассмотреть коэффициент выплат, то он постоянно растет.

В Настоящее Время РСА разработал предложения по внесению поправок в 263 и 264 постановления Правительства (Правила ОСАГО и страховые тарифы). Цель поправок: убрать все некорректности и двойные толкования, прописать четкий механизм заключения, продления и прекращения договора страхования, четкий порядок расчета страховой премии для различных категорий автовладельцев, привести отдельные определения и положения обозначенных документов в соответствие с Федеральным законом об ОСАГО, законом об организации страхового дела, ГК. Т.е. поправки носят технический и редакционный характер.

Что касается поправок в закон, то они ,обязательно, готовятся. Не Считая технических и редакционных поправок планируется рассмотреть поправки, которые нацелены на упрощение процедуры урегулирования убытков и сотворения больших гарантий возмещения вреда (речь ведется в т.ч. и об увеличении размера ответственности страховщика перед потерпевшим).

Уровень убыточности ОСАГО в целом по всему рынку на реальный составляет 60-65%. Международный опыт реализации неотклонимого страхования гражданской ответственности владельцев тс показывает, что больший рост убыточности достигается на 3-4 годах проведения ОСАГО. Прирост убыточности ОСАГО за последний год составил 7-9%, при всем этом замедления тенденции роста убыточности не наблюдается.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно представить, что в течение ближайших 2-ух лет рост убыточности ОСАГО будет продолжаться примерно на 8-10% в год. Уровень убыточности в 77% (критический уровень для ОСАГО) в целом по рынку по пессимистическому прогнозу будет достигнут к концу 2006 г. - началу 2007 г., по оптимистическому прогнозу к концу 2007 г. – началу 2008 г.

На Сей День у порядка 60 страховых компаний толика по ОСАГО составляет 50 и более процентов от совокупного портфеля. Но это не означает, что данные компании в связи с этим на текущий момент имеют какие-то дополнительные трудности. Но, принимая во внимание рост убыточности по ОСАГО, РСА и ФССН внимательно наблюдают за поведением обозначенных компаний на рынке.

Но в любом случае если компания станет не платежеспособной, то по ее обязательствам будет отвечать РСА. Поэтому опасности для страхователей или потерпевших нет. Не считая того, сейчас РСА прорабатывает различные варианты обеспечения страховыми компаниями дополнительных гарантий по выполнению принятых на себя обязательств.

В случае если не будут внесены значимые конфигурации в страховые тарифы по ОСАГО, по оценкам РСА, через 2-3 года уровень убыточности ОСАГО будет составлять от 75-85%.

На текущий на тройку победителей ОСАГО (группа компаний системы «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОСАО «Ингосстрах») приходится около 46-49% всех страховых сборов по ОСАГО. Данная толика существенно не изменяется с течением времени, с учетом этого можно представить что через 2-3 года толика тройки победителей ОСАГО также составлять от 40% до 55% (при условии, что в обозначенный период времени с рынка не уйдут огромные игроки).

В лицензию на воплощение ОСАГО имеют 164 страховые компании. Поначалу 2005 года таких компаний было 170, таким , за 10 месяцев 2005 г. лицензия была отозвана у 6 компаний, т.е. наметилась тенденция к сокращению числа страховых компаний, осуществляющих ОСАГО. По прогнозам РСА, тенденция к сокращению числа страховых компаний будет продолжаться и в ближайшие 2-3 года, но дать количественную оценку числа страховых компаний, которые будут заниматься ОСАГО через этот просвет времени, на момент затруднительно.

Но последние деяния поставили рынок ОСАГО под опасность, несколько компаний воспользовались лазейкой в законодательстве, сославшись на Гражданский кодекс, где обозначено, что средства с виновника ДТП можно взыскивать в течение 3-х лет, а закон об ОСАГО позволяет предъявлять требования к страховой компании в течение 2-ух лет, страховые компании по истечении срока давности по ОСАГО учинили ряд исков к автовладельцам и выиграли их, таким образом, наличие полиса ОСАГО совершенно не защищает водителя при трагедии. По словам представителей страховых компаний, каждый похожий инцидент очень плохо сказывается на рынке и репутации страховых компаний.

Гаген Антон
Специально для «Autowrld.ru/»
ремонт автомобиля