2008 год. Трагедия авторынка
Фото: russianlook.com
Валютный кризис отодвинул ожидавшийся москвичами дорожный коллапс на неопределенный срок. Рост продаж на российском авторынке впервой за последние годы замедлился.
/>
Смутные времена ждут мировой автопром. Ведущие авто рынки катятся фактически под откос. Весь этот год американский авторынок сдувался на глазах, как лопнувший воздушный шарик. Европейский рынок не терпел так видного краха, ну и благополучным его нельзя было меновать. Ну, а глобальный кризис доел все, что еще можно было бы спасти.
«Если еще фактически летом шел говор о том, что глобальный кризис автопроизводителей, при падении ведущих авторынков, сдерживается ростом на развивающихся рынках, – говорит эксперт по автопрому консалтинговой компании «Авент-Капитал» Виктор Кунст, – то на данный момент подорваны вообще все рынки, резервов не осталось».
Никаких стратегических прогнозов, по словам специалиста, сейчас сделать нереально. «На мировом авторынке нет маленьких компаний, и кризис, так или по другому, должны пережить все, – считает Кунст. – Другое дело, что некоторые бренды могут покинуть бренный мир». Тяжелее всего, по его оценке, придется еще только зародившемуся китайскому автопрому: дилеры китайских автопроизводителей в спешном порядке покидают европейский рынок. Даже на постоянно растущем российском рынке китайцам не удалось закрепиться.
С небес на землю
Спецы предрекают тяжелое будущее автопроизводителям.
В 2008 году, по прогнозам аналитиков, на американском рынке будет продано около 10,8 млн автомобилей, что на 2 млн машин меньше, чем в прошедшем году. Ситуацию же на европейском рынке спецы оценивают, как «стагнирующую». «Ожидается падение евро рынка примерно на 3% – до 21,3 млн автомобилей, – говорит аналитик маркетинговой компании Autobuilding Ричард Стюарт. – Падение на 7,5% рынках Западной Европы компенсируется ростом в восточноевропейских странах на 11,3%».
Да И разввающиеся рынки падают. А конкретно, замедляются темпы продаж автомобилей в Китае: несмотря на то, что рынок за этот год прирос на 9,7%, эти темпы вдвое ниже прошлогодних. Похожая ситуация наблюдается и в Индии, где прогноз продаж на этот год уже понижен с 1,9 до 1,8 млн автомобилей. «Снижение темпов продаж в Индии стало тенденцией, – отмечает Стюарт. – В 2006 году рост составил 21%, в 2007-м – 16%, прогноз на этот год – 5,1%».
«В 2009 году мировой автопром ждет коллапс, – предвещает глава отдела авто аналитики консалтинговой компании J.D. Power&Associates Джефф Шустер. – Ни один рынок не сможет избежать кризиса».
На прошлой неделе от «китайцев» открестился крупнейший дилер «Атлант-М». Еще ранее от импорта китайской авто продукции отказались компании «Элекс-Полюс» и «Инком-Авто».
Да, в Рф не все так плачевно, как в Европе или Америке. Русский рынок хотя бы растет. Но в раз за последние несколько лет рост продаж привезенных из других стран машин затормозился — в сентябре, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации евро бизнеса (АЕБ), он составил всего 22% к прошлогодним данным, тогда как во все месяцы 2008-го держался на уровне 40% относительно схожих черт 2007 года. Не считая того, падение реализации в сентябре показали слету 15 авто брендов, в том числе из первой 10-ки. Серьезно пострадал русский автопром: в сентябре был показан всего только 1,5%-ный рост спроса на российскую продукцию. Вобщем, рост привезенных из других стран машин в 22% компенсировал падение продаж на русские авто.
Побкдители падения спроса на российском рынке
По данным АЕБ
Модель Количество проданных автомобилей в сентябре 2008 года Динамика к сентябрю 2007 года (%) Chevrolet Lanos 2998 -35 Хэндэ Accent 4254 -28 Ford Focus 6240 -22 Рено Logan 4728 -15 Kia Cee’d 2258 -12 Daewoo Matiz 3462 -11 Chevrolet Niva 3851 - 9 Kia Spectra 2234 -9 Хэндэ Getz 3067 - 8 Ford Fusion 2935 -3
«Падение продаж ознаменовано тем, что банки ужесточили процесс выдачи автокредитов, – говорит аналитик ИК «ВИКА» Александр Генералов. – Как показывает практика, получить кредит на стало практически нереально, банки отказывают клиентам и с подходящей кредитной историей, и достойной зарплатой, а кредиты без первого взноса фактически отменены». По оценке спеца, сейчас на 10 кредитных заявок в автосалонах следует семь-восемь отказов от банков.
На общем плохом фоне довольно блекло прозвучала информация о крахе крупнейшего в Рф торговца – компании «Инком-Авто». Как произнес 20 октября президент «Инком-Авто» Дмитрий Козловский, компания желает воплотить до 30% собственных акций для привлечения $70–100 млн «с целью преодоления последствий валютного кризиса». По его словам, часть привлеченных средств должна пойти на погашение долга компании.
«Пока автодилеры переживают не так грозные утраты, как производители, – считает аналитик ИК «Образ» Миша Чистяков. – Даже более пострадавшие из их отделываются малой кровью: уменьшают штат и издержки». Но при дальнейшем падении рынка, по прогнозам специалиста, многие торговцы обанкротятся.
Вобщем, в целом русский авторынок пострадает не так очень, как другие мировые рынки. По прогнозам Миши Чистякова, по итогам этого года рост продаж составит порядка 20–25%. А в дальнейшем году, при самом плохом сценарии, реализации упадут еще процентов на 10.
Самой главной неувязкой, которой, практически, и обусловлено падение продаж, является снижение объемов автокредитования. «В 2009 году автокредитование снизится в -три , – считает глава PR-службы ИКБ «Совкомбанк» Владимир Шикин. – До кризиса каждый 2-ой автомобиль покупался в кредит, на данный момент таким будет каждый пятый». И меньше всех, по оценке спеца, пострадают те компании, которые имеют собственные валютные учреждения, способные выдавать узкоспециализированные кредиты. Речь Идет о действующих в Рф Бмв Financial Services, Тоета Bank, Daimler Chrysler Bank и Nissan Finance. Непосредственно потому компания Peugeot спешит открыть свой финцентр в Рф.
Андрей Гулютин, www.akado.com
ремонт автомобиля