Три новые модели Lada обойдутся АвтоВАЗу в 3 млрд
altЗаявление главы "АвтоВАЗа" Бориса Алешина о необходимости инвестировать в развитие "АвтоВАЗа" $3 млрд поставила в тупик отраслевых экспертов.

На развитие "АвтоВАЗа" в 2009-2012 годах необходимо более $3 млрд, заявил на данный момент глава компании Борис Алешин. На эти средства планируется сделать три новые модели Lada: класса В  и С, также внедорожник, а в 2012 году запустить на тольяттинской площадке первую модель под брендом Рено. Отраслевые спецы называют такую сумму инвестиций колоссальной, не понимают, зачем "АвтоВАЗу" так много, и теряются в догадках, где "АвтоВАЗ" собирается ее найти.

"АвтоВАЗу" на реализацию бизнес-стратегии развития в 2009-2012 годах будет необходимо более $3 млрд, завил на данный момент глава компании Борис Алешин на 12-м Петербургском международном экономическом форуме. Он пообещал, что главные положения бизнес-плана будут утверждены уже в августе этого года. Ранее "АвтоВАЗ" готов был представить инвестпрограмму только к концу года. По словам Алешина, эти средства будет необходимо на разработку до 2012 года 3-х автомобилей на новых платформах: классов В и С, также внедорожника 4X4. Плюс - на подготовку мощностей тольяттинского завода для сборки автомобилей под французским брендом Рено.

Вероятней всего, бизнес-план будет предугадывать также инвестиции в расширение мощностей "АвтоВАЗа" за счет покупки нового завода. Волжский автогигант продолжает переговоры по приобретению "Ижевского автозавода", принадлежащего группе "СОК". Последняя предложила компании оферту на сумму 12 млрд рублей ($500 млн).

1-ые Рено в Тольятти

1-ые машины Рено сойдут с конвейера тольяттинского автогиганта только через четыре года - в районе 2012 года, объявил на данный момент Борис Алешин. Возможность выпуска модели французского напарника была оговорена во время подписания соглашения о продаже блокпакета "АвтоВАЗа" - Рено.  Не исключено, что речь идет о экономичной литражке, которую Рено планирует сделать как раз к этому сроку, говорит RB.ru аналитик ИК "Велес-Капитал" Марина Иркли.

Начать ранее 2012 года сборку собственных моделей на "АвтоВАЗе" у Рено, видимо, нет необходимости, предполагает Иркли. У Рено есть собственный завод  "Автофрамос", где уже давно собираются авто Рено Logan, а в 2009 году добавятся универсалы Рено Sandero. Сейчас на "АвтоВАЗе" нет свободных современных мощностей для моделей Рено, а те производственные полосы, которые можно вызволить - морально устарели и не подходят для сборки французских машин, добавляет RB.ru аналитик "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго.

"АвтоВАЗ" вожделеет сильно много средств

Но вот заявление Алешина о необходимости инвестировать в развитие "АвтоВАЗа" $3 млрд поставила в тупик отраслевых экспертов. Это очень большая сумма, в один голос говорят они RB.ru. "На эту сумму можно выстроить три новых завода", - удивляется аналитик "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. Выходит, что "АвтоВАЗу" нужно больше половины собственной цены: текущая капитализация предприятия оценивается на в $4,5-5 млрд.

С таким колоссальным объемом инвестиций "АвтоВАЗ" может без помощи других сделать или приобрести не три, а даже больше новых платформ для обновления модельного ряда, считает Шаго. Обычно, на разработку одной платформы забугорные автопроизводители тратят менее $1 млрд. Экспертам не совсем понятно, для "АвтоВАЗу" такая большая сумма. У "АвтоВАЗа" нет необходимости разрабатывать новые платформы своими силами, ведь он привлек стратегического инвестора - французского производителя Рено, который обещал поделиться своими ноу-хау и платформами, говорит Евгений Шаго. Если для сотворения новых моделей использовать платформы французского напарника, то на решение тех же задач будет необходимо существенно меньше инвестиций - не $3 млрд, а всего только сотки миллионов баксов, считает собеседник RB.ru.

Также неясно, откуда Борис Алешин собирается раздобыть для "АвтоВАЗа" такую сумму средств. Можно выручить средства от проведения IPO акций "АвтоВАЗа". Но на бирже могут быть выставлены только акции, принадлежащие "Тройке Диалог".  Инвесткомпания вряд ли подется ими с "АвтоВАЗом", считает Иркли. Может быть, будет проведена допэмиссия, хотя этот вопрос еще только обсуждается, о чем ранее говорил Алешин. Порядка 10 млрд рублей "АвтоВАЗ" может выручить за счет облигационных займов, говорит Иркли. Значительную часть средств придется занимать у банков. Но тут "АвтоВАЗу" необходимо будет убедить инвесторов в перспективности бизнес-стартегии предприятия. Хотя партнерство с Рено может облегчить получение кредитов.  Вобщем, Евгений Шаго считает, что в любом случае рыночными способами "АвтоВАЗ" не сможет привлечь заявленную сумму в $3 млрд.

"Борис Алешин всегда строит большие планы: вспомнить хотя бы его идею объединения всех российских автопроизводителей или планы привлечь те же $3 млрд от страны, которые так и не были реализованы", - говорит RB.ru Евгений Шаго из "Росгосстрах-инвестиции".

Ольга Самофалова, www.rb.ru
ремонт автомобиля