Полис заложника
Полис заложникаНесмотря на жалобы о предстоящем банкротстве и разорении, страховые компании, продающие полисы автогражданки, закончили 2008 год с прибылью. Но благодаря этим жалобам страховые тарифы в дотационных регионах поднимутся уже в марте. Правозащитники убеждены: автомобилисты и правительство стали заложниками страховщиков, которые вытягивают новые тарифы.

Страховщики, занятые в продаже полисов ОСАГО, закрыли прошедший год с доходом от проданных страховок в 80 млрд 408 млн 333 тыс. При всем этом, согласно отчету Российского союза автостраховщиков (РСА), водителям в виде выплат за ДТП возвратились 45 млрд 904 млн 843 тыс. К убыткам страховщиков также относятся заявленные, но еще не выплаченные средства по страховым случаям, которые не могли отразиться в строке выплат. Но, по инфы источников «Газеты.Ru» в страховом обществе, такие убытки не превосходят 1–2 млрд рублей. С учетом этого суммарные выплаты страховщиков по ОСАГО не превосходят 57% от собранных средств. В то же время законом ОСАГО правильно посчитано, что убыточность по этому виду страхования наступает после скрещения последней планки в 77%.

Выходит, что около 20% страховые компании получили по ОСАГО в виде сверхприбыли.

В то же время, по словам самих страховщиков, ситуация на рынке ОСАГО грозная. «Тарифы не поднимались в течение 5 лет, но за счет того, что сформировался запасный фонд, удалось выплачивать средства по ДТП. Сейчас в некоторых регионах убыточность превосходит прибыльность», – растолковал «Газете.Ru» начальник отдела управления методологии РСА Владимир Козлов. По его словам, в ряде регионов страхование ОСАГО убыточно или же приближается к тому лимиту, когда станет невыгодным для страховщиков.

В связи с этим еще поначалу 2008 года страховые компании направили свою просьбу о пересмотре тарифов в Минфин. В ведомстве «Газете.Ru» поведали, что в течение прошедшего года была рассмотрена просьба страховщиков по пересмотру региональных коэффициентов автогражданки. «Министерство рассчитало новые, более высокие коэффициенты в основном для регионов Поволжья и Сибири», – поведали в Минфине. Собеседник отметил, что на новые тарифы разосланы в заинтригованные министерства и ведомства на согласование.

«Ожидается, что новые тарифы для дотационных регионов, где сначала были введены более низкие коэффициенты, вступят в силу уже в марте, как раз вместе с введением процедуры прямого урегулирования и «европротокола», – произнесли в ведомстве.

В то же время в Минфине особо отмечают, что жалобы страховщиков на более грозное повышение цены полиса – пересмотр базового тарифа – пока не имеют реального основания. «Базовая ставка полиса ОСАГО не будет возрастать, потому что автоматом повысятся тарифы для всех областей, даже для тех, где обязательное автострахование не приносит убыточности», – увидел собеседник. Он также напомнил, что для снижения убыточности страховщиков был проведен ряд налоговых послаблений.

В страховых компаниях убеждены, что изменение ряда коэффициентов поможет им только частично и к конструктивному изменению ситуации не приведёт. «Необходимо корректировать и базовые тарифы. Например, в странах Европы стоимость полиса ОСАГО сравнима со ценой полиса КАСКО. Отсюда и высокий уровень обслуживания клиентов, и качественный ремонт без учета износа и практически все другое», – считает Александр Гурдус, директор Центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО. По его мнению, ситуация ухудшится с 1 марта, с этой даты можно будет без помощи других оформить мелкое ДТП и обратиться за средствами в свою страховую. «Полагаю, что следует ожидать ухудшения убыточности на 15%–20%», – предвещает эксперт.
Президент Коллегии правой защиты автовладельцев Виктор Травин убежден, что в конечном итоге того, что правительство делегировало страховщикам обязанность по страхованию ОСАГО, заложниками ситуации стали автомобилисты, так и само правительство.

«Страховщики чувствуют себя хозяевами. Шантажируя правительство своим разорением, они вытягивают повышение тарифов.

При всем этом железный аргумент страховщиков – тарифы не повышались в течение всего срока существования ОСАГО, а с того времени поменялись цены на запчасти и работы, – говорит Травин. – Но никто из страховщиков не говорит о том, что тарифы сначала были серьезно завышены и пересматривать их в сторону снижения должны были сходу после того, как поступили 1-ые итоговые данные».

Травин уверен, что ОСАГО безубыточно и за всегда его существования страховщики накопили достаточно средств, которые должны были работать и приносить дополнительную прибыль. «Любое повышение тарифов автогражданки является необоснованным, и это только способ за счет людей решить валютные проблемы», – увидел он.

ТЕКСТ: ТИМУР ХАСАНОВ
ФОТО: ИТАР-ТАСС
// www.gazeta.ru
ремонт автомобиля