А по весне она растает
А по весне она растает
ТРАССА ИЗ СКАЗКИ
Таежная дорога – самая прекрасная на свете. Кристально белоснежная снежная трасса петляет меж вековыми соснами, запорошенными как будто в притче про двенадцать месяцев. Когда длительно не попадается встречный лесовоз, дорогу засыпает свежайшим снежком, который сыплется с низкого свинцового сибирского неба, как будто кто-то там наверху просеивает муку для новогоднего пирога. И снежок этот засыпает широкие колеи от КамАЗов и «уралов» – главных юзеров этой сказочной трассы.
И вдруг тишину (которая слышна даже через шум массивных моторов) перебивают звуки: тук-тук-тук! На лесной дороге работают Различное – в 10-ках км от наиблежайшего жилища! Мы выбираемся из «Патриота» на обочину. Трое дорожников прекращают работу, подходят к нам.
– Зима сегодня необычно теплая, – разъясняет бригадир, – в этом месте ручей дорогу подмывать начал, нас и вызвали. Вот валим деревья, чтоб зимник укрепить…
Скоро должна подойти еще одна машина – «Урал» с будкой-вахтовкой; далее мы двинемся небольшим караваном (так положено!). Оказывается, тут, в сердечко Восточной Сибири, в 400 километрах к северу от Красноярска, такую комплектацию массивного вездехода именуют «Урал–Батыру» (в переводе с тувинского – «Урал – Богатырь», что не может не льстить нашему фотографу, однофамильцу головного труженика зимней трассы).
– По зимнику нельзя ездить в одиночку, – ведает «хозяин» этой дороги, управляющий Енисейского филиала «Красноярскавтодора» Юрий Озерских. – Тайга шуток не любит – если, не дай боже, что случится с машиной, в одиночку недолго пропасть. Потому все стараются ездить в колонне минимум по две-три машины.
Корреспондент «За рулем» промерил снег на обочине. Животные Проблемы
Водителя в пути подстерегают не только лишь классические для всех дорог проблемы – поломки, заглохший движок, пробитое колесо, – да и очень экзотичные порухи – к примеру, медведи.
– Строили зимник, ехали по дороге в бригаду, которая ушла далековато вперед, – вспоминает совершенно недавнешние действия Озерских. – Отъехали от Енисейска км на 30. Вдруг из-за поворота навстречу несется мужчина: глаза как два блюдца, ватник расстегнут, один сапог растерял уже. Мы сначала ничего не сообразили – глядь, из-за такого же поворота выскакивает медведь! Попробовали пугнуть зверька – гудели, фонарями слепили – куда там! Мужик только успел к нам в «уазик» заскочить, мы задний ход даем. А медведь встал перед капотом на задние лапы: когти – здоровые, клыки – кошмар нечеловеческий. Мы потихоньку-потихоньку задним ходом отъехали – тут разворачиваться в спешке небезопасно, в болото свалишься. Зверек за нами не пошел. А юноша только через полчаса очухался – говорить сумел. Оказывается, пошел за ягодами – ну и нарвался на шатуна. Позже, естественно, отблагодарил, как тут положено.
– Прогуливаются истории, что по колее зимника можно ехать, отпустив руль. Либо – совсем спать за рулем, – интересуюсь у экспертов зимних трасс.
– Это байки вам, журналистов, – улыбается Юрий, – хотя, естественно, засыпают за рулем, бывает. И в болото проваливаются. Езда тут типичная – по зимнику идут в главном на 2-ой передаче. Скорость движения – не больше 30 км в час. Естественно, от вялости, бывает, и засыпают, в особенности новенькие. Главное в таковой момент – не растеряться и хоть что-то делать с машиной. В болото угодил – иди лес рубить, пробуй вытаскивать. А если ничего не делать – погубишь и машину, и груз.
Трудно представить, что зимой это болото станет широкой дорогой. Для того, чтоб далекие поселки могли жить и работать, и строят зимник. ПО СЛЕДУ ТАНКОВ И ЛЕСОВОЗОВ
Поверить, что летом на месте достаточно широкой дороги, на которой не без усилий, но разъезжаются встречные «уралы», – непролазное болото, тяжело. Чтоб обосновать коварство этих мест, мне предлагают померить глубину снега у обочины. Спрыгнув со снежного полутораметрового «отбойника», сходу проваливаюсь по пояс. С трудом выбираюсь на трассу, а в моих следах уже стоит вода: снег, укутавший болото, как будто теплое одеяло, – не дает болоту замерзнуть. И на неудачу строителей зимника, подмывает полотно.
– Вообщем, разработка зимника не очень сложна, – делится проф секретами заместитель начальника краевого управления автодорог Юрий Есин. – Как наступают 1-ые морозы, по местам, где в прошедшем году проходил зимник, пускаем быстроходную технику на гусеницах.Таковой вездеход приминает травку, прокладывает первую колею, и мороз прихватывает будущее дорожное полотно. В этот момент самое главное – проморозить колею на достаточную глубину. На особо топких участках делают лежневки – крепят полотно спиленными деревьями. После того как первичное полотно основательно промерзнет, на трассу выходят уже томные тракторы К-700.
В этот момент на краю зимника мы замечаем обычную танковую гусеницу.
– Вот такую цепляют к двум К-700 и ровняют зимник, – комментирует увиденное Ю. Есин. – Вообщем, сегодняшний год очень непростой: Енисей до сего времени не встал! (дело было под самый Новый год – А.М.). Потому у нас еще не открыты многие ледовые переправы. До сего времени – в декабре (!!!) – трудятся речные паромы. А посреди декабря уровень воды в Енисее поднялся на 8 метров. И зимник, который уже действовал, практически смыло – в протяжении 480 км дороги было 64 речушки и ручья! Уровень воды в их поднялся, и дорога стала непролазной. А зимник этот обслуживает население в 14 256 человек! Им необходимо доставить горючее, продукты, подарки к Новенькому году, в конце концов! Не считайте мои слова звучными, но каждый гражданин Рф имеет право в хоть какой момент поехать туда, куда захотит. Провести «Урал» по зимнику – испытание для столичного водителя. Промерзший движок отогревают на костре. Легковушки идут по зимнику на собственный ужас и риск.
Летом дорога растает. Последняя машина пройдет по уже заполненным весенней водой колеям в самом начале мая. И попасть в те заповедные места можно будет только по рекам…Строительство 1-го километра зимника обходится сейчас в среднем в 20 тыщ рублей. Чтоб выстроить на месте зимника дорогу с жестким покрытием, необходимы млрд. Которые не окупятся никогда.
ТРАССА ИЗ СКАЗКИ
Таежная дорога – самая прекрасная на свете. Кристально белоснежная снежная трасса петляет меж вековыми соснами, запорошенными как будто в притче про двенадцать месяцев. Когда длительно не попадается встречный лесовоз, дорогу засыпает свежайшим снежком, который сыплется с низкого свинцового сибирского неба, как будто кто-то там наверху просеивает муку для новогоднего пирога. И снежок этот засыпает широкие колеи от КамАЗов и «уралов» – главных юзеров этой сказочной трассы.
И вдруг тишину (которая слышна даже через шум массивных моторов) перебивают звуки: тук-тук-тук! На лесной дороге работают Различное – в 10-ках км от наиблежайшего жилища! Мы выбираемся из «Патриота» на обочину. Трое дорожников прекращают работу, подходят к нам.
– Зима сегодня необычно теплая, – разъясняет бригадир, – в этом месте ручей дорогу подмывать начал, нас и вызвали. Вот валим деревья, чтоб зимник укрепить…
Скоро должна подойти еще одна машина – «Урал» с будкой-вахтовкой; далее мы двинемся небольшим караваном (так положено!). Оказывается, тут, в сердечко Восточной Сибири, в 400 километрах к северу от Красноярска, такую комплектацию массивного вездехода именуют «Урал–Батыру» (в переводе с тувинского – «Урал – Богатырь», что не может не льстить нашему фотографу, однофамильцу головного труженика зимней трассы).
– По зимнику нельзя ездить в одиночку, – ведает «хозяин» этой дороги, управляющий Енисейского филиала «Красноярскавтодора» Юрий Озерских. – Тайга шуток не любит – если, не дай боже, что случится с машиной, в одиночку недолго пропасть. Потому все стараются ездить в колонне минимум по две-три машины.
Корреспондент «За рулем» промерил снег на обочине. Животные Проблемы
Водителя в пути подстерегают не только лишь классические для всех дорог проблемы – поломки, заглохший движок, пробитое колесо, – да и очень экзотичные порухи – к примеру, медведи.
– Строили зимник, ехали по дороге в бригаду, которая ушла далековато вперед, – вспоминает совершенно недавнешние действия Озерских. – Отъехали от Енисейска км на 30. Вдруг из-за поворота навстречу несется мужчина: глаза как два блюдца, ватник расстегнут, один сапог растерял уже. Мы сначала ничего не сообразили – глядь, из-за такого же поворота выскакивает медведь! Попробовали пугнуть зверька – гудели, фонарями слепили – куда там! Мужик только успел к нам в «уазик» заскочить, мы задний ход даем. А медведь встал перед капотом на задние лапы: когти – здоровые, клыки – кошмар нечеловеческий. Мы потихоньку-потихоньку задним ходом отъехали – тут разворачиваться в спешке небезопасно, в болото свалишься. Зверек за нами не пошел. А юноша только через полчаса очухался – говорить сумел. Оказывается, пошел за ягодами – ну и нарвался на шатуна. Позже, естественно, отблагодарил, как тут положено.
– Прогуливаются истории, что по колее зимника можно ехать, отпустив руль. Либо – совсем спать за рулем, – интересуюсь у экспертов зимних трасс.
– Это байки вам, журналистов, – улыбается Юрий, – хотя, естественно, засыпают за рулем, бывает. И в болото проваливаются. Езда тут типичная – по зимнику идут в главном на 2-ой передаче. Скорость движения – не больше 30 км в час. Естественно, от вялости, бывает, и засыпают, в особенности новенькие. Главное в таковой момент – не растеряться и хоть что-то делать с машиной. В болото угодил – иди лес рубить, пробуй вытаскивать. А если ничего не делать – погубишь и машину, и груз.
Трудно представить, что зимой это болото станет широкой дорогой. Для того, чтоб далекие поселки могли жить и работать, и строят зимник. ПО СЛЕДУ ТАНКОВ И ЛЕСОВОЗОВ
Поверить, что летом на месте достаточно широкой дороги, на которой не без усилий, но разъезжаются встречные «уралы», – непролазное болото, тяжело. Чтоб обосновать коварство этих мест, мне предлагают померить глубину снега у обочины. Спрыгнув со снежного полутораметрового «отбойника», сходу проваливаюсь по пояс. С трудом выбираюсь на трассу, а в моих следах уже стоит вода: снег, укутавший болото, как будто теплое одеяло, – не дает болоту замерзнуть. И на неудачу строителей зимника, подмывает полотно.
– Вообщем, разработка зимника не очень сложна, – делится проф секретами заместитель начальника краевого управления автодорог Юрий Есин. – Как наступают 1-ые морозы, по местам, где в прошедшем году проходил зимник, пускаем быстроходную технику на гусеницах.Таковой вездеход приминает травку, прокладывает первую колею, и мороз прихватывает будущее дорожное полотно. В этот момент самое главное – проморозить колею на достаточную глубину. На особо топких участках делают лежневки – крепят полотно спиленными деревьями. После того как первичное полотно основательно промерзнет, на трассу выходят уже томные тракторы К-700.
В этот момент на краю зимника мы замечаем обычную танковую гусеницу.
– Вот такую цепляют к двум К-700 и ровняют зимник, – комментирует увиденное Ю. Есин. – Вообщем, сегодняшний год очень непростой: Енисей до сего времени не встал! (дело было под самый Новый год – А.М.). Потому у нас еще не открыты многие ледовые переправы. До сего времени – в декабре (!!!) – трудятся речные паромы. А посреди декабря уровень воды в Енисее поднялся на 8 метров. И зимник, который уже действовал, практически смыло – в протяжении 480 км дороги было 64 речушки и ручья! Уровень воды в их поднялся, и дорога стала непролазной. А зимник этот обслуживает население в 14 256 человек! Им необходимо доставить горючее, продукты, подарки к Новенькому году, в конце концов! Не считайте мои слова звучными, но каждый гражданин Рф имеет право в хоть какой момент поехать туда, куда захотит. Провести «Урал» по зимнику – испытание для столичного водителя. Промерзший движок отогревают на костре. Легковушки идут по зимнику на собственный ужас и риск.
Летом дорога растает. Последняя машина пройдет по уже заполненным весенней водой колеям в самом начале мая. И попасть в те заповедные места можно будет только по рекам…Строительство 1-го километра зимника обходится сейчас в среднем в 20 тыщ рублей. Чтоб выстроить на месте зимника дорогу с жестким покрытием, необходимы млрд. Которые не окупятся никогда.