Рождение «Приоры»
Рождение «Приоры»
Пока «приоры» на третьей нити сборочного потока смотрятся как редкостные заокеанские животные в провинциальном зоопарке. Хотя как бы и цвета те же (когда мы были в Тольятти, шли машины только темного и серебристого оттенков), и размеры однообразные – но при всем этом как отличаются новые «приоры» от обычных «десяток»! Даже если не знать, каким изменениям подверглась машина снутри, все равно есть чувство – вышел новый автомобиль! Как он рождается? Мы проследили его путь на заводе с самого начала…
У Красноватой РЕКИ
В литейном цехе. Молвят, и к этому можно привыкнуть Молвят, на огнь человек может глядеть нескончаемо. Путешествие по цехам АВТОВАЗа начали с литейки – комплексов металлического и дюралевого литья. Народная мудрость права – оторвать взор от процессов варки и розлива металла совсем нереально, хотя есть при всем этом риск с непривычки на короткий срок «посадить зрение».
Но так прекрасно, когда красноватые, желтоватые либо белоснежные (зависимо от присадок) потоки расплавленного металла перетекают из печей поначалу в ковши погрузчиков, а потом в особые формы, чтоб, остыв, перевоплотиться в заготовки блоков цилиндров движков, деталей ходовой части, тормозной системы...
Так доставляют на участок сборки Ремонт и эксплуатация поршневой группы для нового мотора. Ради «Приоры» пришлось заносить очень суровые конфигурации во все процессы, начиная с металлургии: ведь 100-сильный движок этой машины тоже почти во всем новый. Для дюралевой литейки закупили роботизированное оборудование. Новые Ремонт и эксплуатация шатунно-поршневой группы посылают в цех сборки моторов не как ранее, в открытых коробах, а с комфортом, в особых ящиках, где любая аккуратненько уложена в свою нишу.
Самые тщательные операции на сборке моторов доверяют дамам. И в производстве движков в связи с рождением «Приоры» – огромные перемены. Вобщем, современные боты тут появились еще ранее (они работают там, где требуется особая, «нечеловеческая» точность). Но освеженный движок востребовал ввести дополнительные операции (к примеру, установку крепления электроусилителя) и усилить меры по контролю свойства. Для этого не так давно приобрели и смонтировали новейшую лабораторию.
Самые суровые новаторства – в комплексах штамповки и сварки. Как бы на непрофессиональный взор кузов поменялся не очень. Это сразу так и не так. Скажем, дверные просветы остались такими же, как на обычной «десятке», но для дверей сделали в Стране восходящего солнца новые штампы – с расчетом уменьшить все зазоры на 1–3 мм, до принятых в мире 3–5 мм (палец уже не пролезет точно!). Дооборудуется совсем новенькая лаборатория контроля свойства, ведь сейчас за эталон берется не «мастер», а математическая модель.
Пока потребителям предлагают«Приору» только 3-х цветов, но скоро число оттенков возрастет до 2-ух 10-ов. Кстати, уже в этом году АВТОВАЗ собирается освоить штамповку кузовных деталей из железного листа южнокорейского производства. Гарантия на коррозионную стойкость у него куда выше российского…
ПО ГЛАВНОМУ ЦЕХУ
Нить головного сборочного потока «Приора» проходит за 8 часов. За этот период времени нагой кузов получает современное заполнение. На третьей нити головного сборочного потока «Приора» сейчас нерасторопно едет вперемежку с обычными «десятками», «одиннадцатыми» и «двенадцатыми». При общем выпуске 1800 штук «Приора» пока в очевидном меньшинстве: около сотки в денек. И каждому экземпляру – особенное внимание со стороны сборщиков, инспекторов ОТК и начальства. По каждому случаю... нет, даже не брака, а несоответствия установленным характеристикам «разбор полетов» проводят здесь же, на месте.
– Это дает свои результаты, – комментирует ситуацию Сергей Прохоров, заместитель директора по техническому развитию, управляющий проекта «Приора». – Если в сентябре прошедшего года, когда мы выпустили предпилотную партию, у независящих профессионалов набралось до 270 замечаний, то в марте их количество уменьшилось до 15. А «штрафные» баллы сократились с 404 до 94-х! У ведущих европейских производителей этот показатель колеблется в границах 90–120.
Естественно, речь не идет о проблемах мотора либо подвески (с такими неуввязками автомобиль не имеет права покинуть завод вообщем), а в главном о качестве деталей интерьера. Станислав Ярыгин, главный инженер дирекции по качеству, предложил пристально изучить только-только сошедший с сборочного потока экземпляр, чтоб отыскать недостатки. Ну что все-таки, нам это удалось. К примеру, не очень понравилось, как открываются-закрываются «бардачок» (крышка захлопнулась не с первого раза) и крышечка дополнительного отделения для мелочей на «бороде» (очень тугая), как работают внутренние ручки дверей… Наши наблюдения подтвердил С. Ярыгин, который на том же экземпляре высчитал полтора 10-ка замечаний. Лучше бы их, естественно, совершенно не было...
На данный момент на окончательную проверку готовой «Приоры» уходит в 2–3 раза больше времени, чем на обыденную «десятку». И спецы здесь задействованы наилучшие! Мы полагаем, вышел очень успешный автомобиль, – считает главный инженер дирекции по качеству. – Над ним работала маленькая, но высокопрофессиональная группа профессионалов – всего 79 человек, из которых стопроцентно были заняты в проекте 23. За два с половиной года они сделали машину, отвечающую современным требованиям безопасности, комфорта и свойства!
Салон у 2170 стопроцентно новый. По-моему, комфортно! Кстати, мы с фотографом здесь же поспорили по поводу «нового автомобиля». Какой он новый, обосновывал сотрудник, раз большая часть кузовных деталей унифицирована с «десяткой»! Те же двери, к примеру. Налицо рестайлинг! Гласит управляющий проекта Сергей Прохоров:
– «Приора» – это новый автомобиль: ведь по сопоставлению с предшествующей моделью 2110 в конструкцию внесено выше 950 конфигураций, при этом принципных! Он новый и по интерьеру, и по внешнему виду, и по потребительским качествам в целом. А двери… Что двери? В мировой практике считается обычным, когда большая часть узлов и деталей унифицирована с предшествующей моделью. Кстати, это к тому же экономически прибыльно. Но вы же сами увидели, что двери у «семидесятой» подогнаны куда лучше, чем у «десятки»! Означает, здесь – новое качество…
СУДЬБА ПРОЕКТА
Один из первых образцов хэтчбека ВАЗ-2172. Начало серийного производства – в феврале 2008-го. ...В марте с сборочного потока АВТОВАЗа сошло чуток больше тыщи новых седанов, план на апрель куда более суровый: 6,9 тыс. штук. А уже с мая завод должен выйти на плановые характеристики – около 10 тыщ ВАЗ-2170 каждый месяц. До лета параллельно будут собирать и «десятки», но уже в июле их создание закончится стопроцентно. Тогда же спецы НТЦ соберут предпилотную партию из 5 хэтчбеков «Приора». Тут уже в базе будут кондюк, АBS, подушка безопасности пассажира, ремни с преднатяжителями. Старт серийного производства хэтчбека намечен на февраль 2008-го.
Но это будет завтра, а пока 1-ые автомобили начали поступать в продажу. Как воспримет их наш, уже балованный потребитель? Соперничать «Ладе» предстоит с «Дэу-Нексия», «Рено-Логан», «Шевроле-Ланос», «Чери-Амулет», «ФИАТ-Албеа». Кроме близких (и относительно низких) цен, все эти машины роднит очередное качество – они все сейчас земляки, все выполняются в СНГ.
«Приора» пока будет выпускаться в единственном выполнении «норма» («люкс» с кондюком, АBS, 2-ой подушкой и т.д. появится только в будущем году) и поступать к дилерам по стоимости 264 тыс. руб. С учетом дилерской маржи (7%) установлена рекомендованная розничная цена седанов – 282,5 тыс. руб. (приблизительно 10,8 тыс. долл.). Но все аналитики подразумевают, что 1-ое время, на волне завышенного энтузиазма к новейшей модели, дилеры предложат «Приору» по 290–300 тыс. руб., а то и больше. На то и законы рынка! Главное, чтоб с ростом выпуска новейшей модели стоимость не росла, а качество – улучшалось (либо, поточнее, не ухудшалось!). Тогда и, может быть, «Приору» ожидает фуррор. Во всяком случае, нам бы этого хотелось…
НОВОЕ В МОДЕЛИ 2170
Внешний вид: фронтальные и задние крылья, капот и крышка багажника, светотехника, бамперы, облицовка радиатора, молдинги и орнаменты.
Интерьер: панель устройств, обивка салона, мультиплексная система управления электроприводами в дверцах, подушка безопасности водителя, уплотнители ветрового и заднего стекол, звукоизоляция.
Агрегат: движок 21126 мощностью 100 л.с., усиленное сцепление, механизм привода коробки с подшипниками закрытого типа.
Ходовая часть: новые стойки фронтальной подвески с бочкообразными пружинами и рессоры задней подвески, безредукторный электроусилитель руля, более действенная тормозная система.
«ПРИОРА» В Выполнении «НОРМА»
«Наша» «Приора» с серийным номером 663 выехала на заводской трек. Счастливого пути! Подушка безопасности водителя, фронтальный локотник, электроусилитель управляющего управления, регулируемая по высоте управляющая колонка, центральный замок с дистанционным управлением, электропривод фронтальных стеклоподъемников, аудиоподготовка, иммобилайзер, бортовик. г.