Вильнув хвостом .
Вильнув хвостом...
На мостах, в тени построек может быть лед, за городом - глина и грязь на шоссе, оставленная тракторами. Кто опасается - посиживает для себя дома. Меж тем, ничего "трансцендентного" с машиной не происходит, и завладеть основными приемами может каждый. Главное - получать наслаждение от экстрима. Тот, кому это как ножик в сердечко, мастером не станет.
Азы
Шершавый сухой асфальт цепок. Как здесь ведут себя ВАЗ-2106 и ВАЗ-2109? Вроде оба просто движутся куда нужно, только не мешай. По сути различия существенны. Поглядим на схему (справа понизу).
Рис. 1 указывает, где приложена тяговая сила ведущих колес. Чем она больше, тем ниже курсовая устойчивость "шестерки" (а) и выше - "девятки" (б). При разгоне на скользкой дороге отличия "шестерки" необходимо парировать рулем. Опытнейшему это даже приятно, новенькому - жутко. "Самара" - сама скукотища! Разве что одно из колес некоторое время назад проскользнет, и машина поведет передком. Устойчивость отменная.
На рис. 2 - торможение движком. (а) и (б) поменялись ролями. 1-ая стабильно "висит" на тормозящей задней оси, тем паче что дифференциал уравнивает силы левого и правого колес. "Девятка", напротив, стремится развернуться на 180°. К счастью, покуда скользко, силы малы - машина сходит с курса медлительно. Но по этой же причине боковое скольжение тяжело закончить. Здесь уж танцев не миновать, тем паче что скользящие колеса неуправляемы!
По бугорчатой дороге (в особенности льду) необходимо ехать в особенности осторожно, ведь каждое колесо стремится соскользнуть в ямку. Тут машину может развернуть практически одномоментно! (см. правый верхний набросок)
У скользкой дороги маленький коэффициент сцепления - от 0,1 до 0,5 (у сухого асфальта - 0,8-0,9). Если колесо скользит юзом либо, напротив, буксует, коэффициент сцепления еще ниже! Физический смысл такой: если на колесо приходится, к примеру, 400 кгс, то в заторможенном состоянии оно скользит под действием силы 40 кгс.
Стандартные шипы в наилучшем случае усиливают сцепление шины со льдом раза в полтора, на влажной глине - того меньше. Не веруйте, как будто машина с ними "идет как по шпалам". Неважно какая сила меж колесом и дорогой не может превысить силу сцепления! Чем поближе тяговая (либо тормозная) сила к силе сцепления, тем меньше ее остаток, удерживающий колесо на данной линии движения. Блокированное колесо, израсходовав весь припас силы сцепления, юзит в всякую сторону идиентично.
Другая крайность - буксование. Когда колеса шлифуют, а машина стоит, она может заскользить в любом направлении.
Ну а меж крайностями - различные промежные ситуации. К примеру, при буксовании в повороте тяговые силы "Самары" ориентированы к его центру еще круче, чем диктует траектория перемещения (левый верхний набросок).
А сейчас - вопросы на сообразительность. Что произойдет, если эти силы резко снизятся? Верно, машина пойдет по более плавной дуге. А пропадут? Пойдет по прямой. Пропадут лишь на задней оси? Передок как и раньше поворачивает, а корма соскальзывает по прямой. Занос! А напротив? Когда скользят по прямой фронтальные, а задние - еще держатся на дуге? Снос передка...
Для каждого поворота есть критичная скорость - скорость срыва. Ее превосходить нельзя. К примеру, сухой асфальт позволяет проходить поворот на 90 км/ч, скользкий - на 50 км/ч, а покрытый льдом - 30. (Инспектировать на практике не стоит, в особенности 1-ое. На сухом асфальте срыв в особенности небезопасен).
Зачем мы это вспомнили? На льду минусы "шестерки" могут стать плюсами: уже при маленьких (30-40 км/ч) скоростях машина недвусмысленно поводит кормой: резвее, дескать, ни-ни! А в стойкости "восьмерки" - само коварство. Никак не предупредив, она позволит на ровненькой ледяной дорожке равномерно разогнаться хоть до 100 км/ч. Высочайшая устойчивость усыпляет внимательность, разбудит только поворот. Но - поздно...
Без взаимопонимания
Молвят, собака и кошка не уживаются оттого, что, виляя хвостом, Бобик предлагает дружбу, а Мурка предупреждает: атакую! Управляя принципно различными машинами, водители не понимают друг дружку - и расплачиваются за это.
Пример: к скользкому повороту подкрадывается ВАЗ-2106, раздражая медлительностью едущего сзади ВАЗ-2109. Тот наседает, сократив дистанцию до минимума. А "шестерка" еще посильнее гасит скорость - тормозит движком! Испуганный на 2109 нажимает тормоз, мотор встает, колеса - юзом: машину разворачивает поперек дороги... Грустно, блин! Отлично, что просто отвертелся - засел на обочине.
А мог он, тормозя, выключить сцепление, чтоб мотор не заглох? Мог. Только если очень надавить - колеса все равно блокируются... Мог затормозить движком? Да. Только небезопасно это для "Самары"! А ручником? Машина руля слушается, но тормозит слабо.
Еще увлекательнее торможение с пульсацией (российская Abs). Нажав педаль до блокирования колес, немножко ее отпускаем, чтоб они опять раскрутились. Повторяем 1-2 раза за секунду. Машина осязаемо тормозит на льду, а на влажной глине, где переход от качения к скольжению заметнее, этот прием в особенности впечатляет. Благо, заторможены все четыре колеса. Пока колеса крутятся, машина послушлива рулю - в этот момент и отлавливают линию движения, чтоб позже затормозить вновь до юза. Освоить прием нетрудно.
Фокус посложней: нажав тормоз левой ногой, правой добавляем газ, чтоб ведущие колеса, тормозя, не блокировались. Обучиться тяжело: левая нога не приучена дозировать усилие, сначала выходит плохо. Но не раз выручит, если научитесь.
Самое главное - держать в голове: неплохой шофер - как шахматист - умеет предугадать развитие событий на доске...
На мостах, в тени построек может быть лед, за городом - глина и грязь на шоссе, оставленная тракторами. Кто опасается - посиживает для себя дома. Меж тем, ничего "трансцендентного" с машиной не происходит, и завладеть основными приемами может каждый. Главное - получать наслаждение от экстрима. Тот, кому это как ножик в сердечко, мастером не станет.
Азы
Шершавый сухой асфальт цепок. Как здесь ведут себя ВАЗ-2106 и ВАЗ-2109? Вроде оба просто движутся куда нужно, только не мешай. По сути различия существенны. Поглядим на схему (справа понизу).
Рис. 1 указывает, где приложена тяговая сила ведущих колес. Чем она больше, тем ниже курсовая устойчивость "шестерки" (а) и выше - "девятки" (б). При разгоне на скользкой дороге отличия "шестерки" необходимо парировать рулем. Опытнейшему это даже приятно, новенькому - жутко. "Самара" - сама скукотища! Разве что одно из колес некоторое время назад проскользнет, и машина поведет передком. Устойчивость отменная.
На рис. 2 - торможение движком. (а) и (б) поменялись ролями. 1-ая стабильно "висит" на тормозящей задней оси, тем паче что дифференциал уравнивает силы левого и правого колес. "Девятка", напротив, стремится развернуться на 180°. К счастью, покуда скользко, силы малы - машина сходит с курса медлительно. Но по этой же причине боковое скольжение тяжело закончить. Здесь уж танцев не миновать, тем паче что скользящие колеса неуправляемы!
По бугорчатой дороге (в особенности льду) необходимо ехать в особенности осторожно, ведь каждое колесо стремится соскользнуть в ямку. Тут машину может развернуть практически одномоментно! (см. правый верхний набросок)
У скользкой дороги маленький коэффициент сцепления - от 0,1 до 0,5 (у сухого асфальта - 0,8-0,9). Если колесо скользит юзом либо, напротив, буксует, коэффициент сцепления еще ниже! Физический смысл такой: если на колесо приходится, к примеру, 400 кгс, то в заторможенном состоянии оно скользит под действием силы 40 кгс.
Стандартные шипы в наилучшем случае усиливают сцепление шины со льдом раза в полтора, на влажной глине - того меньше. Не веруйте, как будто машина с ними "идет как по шпалам". Неважно какая сила меж колесом и дорогой не может превысить силу сцепления! Чем поближе тяговая (либо тормозная) сила к силе сцепления, тем меньше ее остаток, удерживающий колесо на данной линии движения. Блокированное колесо, израсходовав весь припас силы сцепления, юзит в всякую сторону идиентично.
Другая крайность - буксование. Когда колеса шлифуют, а машина стоит, она может заскользить в любом направлении.
Ну а меж крайностями - различные промежные ситуации. К примеру, при буксовании в повороте тяговые силы "Самары" ориентированы к его центру еще круче, чем диктует траектория перемещения (левый верхний набросок).
А сейчас - вопросы на сообразительность. Что произойдет, если эти силы резко снизятся? Верно, машина пойдет по более плавной дуге. А пропадут? Пойдет по прямой. Пропадут лишь на задней оси? Передок как и раньше поворачивает, а корма соскальзывает по прямой. Занос! А напротив? Когда скользят по прямой фронтальные, а задние - еще держатся на дуге? Снос передка...
Для каждого поворота есть критичная скорость - скорость срыва. Ее превосходить нельзя. К примеру, сухой асфальт позволяет проходить поворот на 90 км/ч, скользкий - на 50 км/ч, а покрытый льдом - 30. (Инспектировать на практике не стоит, в особенности 1-ое. На сухом асфальте срыв в особенности небезопасен).
Зачем мы это вспомнили? На льду минусы "шестерки" могут стать плюсами: уже при маленьких (30-40 км/ч) скоростях машина недвусмысленно поводит кормой: резвее, дескать, ни-ни! А в стойкости "восьмерки" - само коварство. Никак не предупредив, она позволит на ровненькой ледяной дорожке равномерно разогнаться хоть до 100 км/ч. Высочайшая устойчивость усыпляет внимательность, разбудит только поворот. Но - поздно...
Без взаимопонимания
Молвят, собака и кошка не уживаются оттого, что, виляя хвостом, Бобик предлагает дружбу, а Мурка предупреждает: атакую! Управляя принципно различными машинами, водители не понимают друг дружку - и расплачиваются за это.
Пример: к скользкому повороту подкрадывается ВАЗ-2106, раздражая медлительностью едущего сзади ВАЗ-2109. Тот наседает, сократив дистанцию до минимума. А "шестерка" еще посильнее гасит скорость - тормозит движком! Испуганный на 2109 нажимает тормоз, мотор встает, колеса - юзом: машину разворачивает поперек дороги... Грустно, блин! Отлично, что просто отвертелся - засел на обочине.
А мог он, тормозя, выключить сцепление, чтоб мотор не заглох? Мог. Только если очень надавить - колеса все равно блокируются... Мог затормозить движком? Да. Только небезопасно это для "Самары"! А ручником? Машина руля слушается, но тормозит слабо.
Еще увлекательнее торможение с пульсацией (российская Abs). Нажав педаль до блокирования колес, немножко ее отпускаем, чтоб они опять раскрутились. Повторяем 1-2 раза за секунду. Машина осязаемо тормозит на льду, а на влажной глине, где переход от качения к скольжению заметнее, этот прием в особенности впечатляет. Благо, заторможены все четыре колеса. Пока колеса крутятся, машина послушлива рулю - в этот момент и отлавливают линию движения, чтоб позже затормозить вновь до юза. Освоить прием нетрудно.
Фокус посложней: нажав тормоз левой ногой, правой добавляем газ, чтоб ведущие колеса, тормозя, не блокировались. Обучиться тяжело: левая нога не приучена дозировать усилие, сначала выходит плохо. Но не раз выручит, если научитесь.
Самое главное - держать в голове: неплохой шофер - как шахматист - умеет предугадать развитие событий на доске...