Долгая дорога в хадж
Долгая дорога в хадж
Эта поездка для Рамиля 3-я по счету. С каждой связаны свои мемуары. Впервой - три года вспять - он сам вызвался везти паломников и, полный искреннего энтузиазма, совместно с ними сделал в Мекке все неотклонимые ритуальные деяния. Ну а позже, сняв ихрам - белоснежные простыни, в которые заворачиваются хаджи, - сел за руль и отправился на собственном автобусе в оборотный путь. В Казань, что в нескольких тыщах км от Мекки.
Тогда путь казанского автобуса с паломниками пролегал через Ирак. Рамиль с наслаждением вспоминает тот удачный и маленький маршрут. В этом году ему пришлось сделать большой крюк - проехать через горы Турции, Сирию и Иорданию.
- Представляете, сколько излишних границ! - восклицает он. - На каждой автобус стоял в наилучшем случае по полдня, в худшем - чуть не день. В Иран, к примеру, приехали ночкой, когда таможенники спали. Ожидали утра, позже проходили многочасовой досмотр.
А турецкие горы и снежные перевалы? Паломникам нашим, как назло, «повезло» - в Турции иПодвескаилась погода. Ветер, влажный снег, гололед на горных дорогах и нескончаемые сорокакилометровые спуски-подъемы. Пару раз маялись в пробках - ожидали, когда полицейские откроют перевалы. Отлично, хоть обвалов не было. А о том, что были бы, предупреждали дорожные знаки. Так что смотрели с напарником по сторонам в четыре глаза - маршрут для казанских водителей новый, незнакомый.
- Полицейские добивались, чтоб все машины, проезжающие через перевалы в Турции, цепи на задние колеса укрепляли на случай пробуксовки, но мы обошлись без цепей, - признается Рамиль. - Очень они там дорогие - 100 баксов.
Такие же цепи лицезрели позже в Сирии, но еще дешевле - за 40 зеленоватых. Стоимость на горючее тоже различалась в различных странах. В Турции за литр солярки приходилось платить бакс и 20 центов, в Иране, в пересчете на наши, всего рубль, ну а в Ираке, молвят, она стоит на данный момент пятнадцать копеек.
- Я помню, мы в Ираке в один прекрасный момент за четыре бакса чуть не тонну залили, и еще гласили, что недешево, - вспоминает Рамиль опальную страну. - Необходимо было и в сей раз через Ирак ехать. Дагестанцы и азербайджанцы, меж иным, так и ездят.
Кстати, причина конфигурации маршрута, растолковал Рамиль, - совсем не ожидаемая война, а экономия. Таможенные сборы при заезде в Ирак - 50 баксов с каждого плюс 200 за автобус. Зато дороги отличные. Практически такие же, как в Саудовской Аравии: гладкие и ровненькие.
- А самые нехорошие дороги, - гласит Рамиль, - в Азербайджане. C русских времен практически не латались. Наибольшая скорость, с которой мы ехали в округах Баку, - 50 км/ч. Еще почаще приходилось двигаться черепашьим темпом - на 20 км/ч. По сопоставлению с азербайджанскими наши дороги кажутся восхитительными, саудовские - безупречными. Ну и полицейские в Аравии делают все, чтоб паломники в дороге не вытерпели никаких неудобств.
Правда, наш автобус аравийские полицейские все-же тормозили. Это происходило всякий раз, когда изнемогающие от жары водители открывали фронтальные двери, да так и ехали, обдуваемые жарким ветром.
- Там на автобанах автобусы гоняют со скоростью 130 км/ч. Почему бы и нет: трехполосное движение с каждой стороны, разделительная полоса в 20 метров шириной, комфортные транПодвесканые развязки. Мы, когда отлично шли, держали 90 км/ч.
В дороге водители спали на ходу по очереди. Время от времени даже приходилось останавливать автобус, чтоб не уснуть за рулем. А не остановишься - очутишься в один непрекрасный момент в кювете. Примеры такие были. Не один автобус, ушедший в кювет, лицезрел Рамиль по дороге к святым местам. Отдохнуть им удалось исключительно в Саудовской Аравии. Стояли автобусы в Мекке со всем комфортом - на особых стоянках в 10 километрах от городка.
- Там на стоянках и туалеты есть, и ванны, и мечети, - ведает Рамиль. - Хочешь - остаешься на стоянке: жить в автобусе - для водителя дело обычное. Не хочешь - едешь в гостиницу и живешь в самой Мекке.
Рамиль с товарищами сейчас больше времени проводили на стоянке - знакомились с водителями-международниками. Общались... по-татарски. Оказалось, сильно много слов, схожих с арабскими.
Ну а когда водители выбирались в город, то попадали в самую гущу праздничка - на бесплатные угощения. Благотворительность в Мекке - дело святое. После готовки на автобусной газовой плитке это истинное пиршество. Попробовал Рамиль в Мекке даже верблюжатину. Понравилось. Но в Казань взял с собой только воду - из священного источника Зам-Зам. И не он один. 30 человек за его спиной везли на родину булькающие сосуды. Казалось, автобус от этого даже потяжелел.
Вот молитвы ничего не весят, а какую пользу приносят!
Рамиль, проделавший путь в шестнадцать тыщ км, через год опять собирается везти паломников на родину пророка.
Эта поездка для Рамиля 3-я по счету. С каждой связаны свои мемуары. Впервой - три года вспять - он сам вызвался везти паломников и, полный искреннего энтузиазма, совместно с ними сделал в Мекке все неотклонимые ритуальные деяния. Ну а позже, сняв ихрам - белоснежные простыни, в которые заворачиваются хаджи, - сел за руль и отправился на собственном автобусе в оборотный путь. В Казань, что в нескольких тыщах км от Мекки.
Тогда путь казанского автобуса с паломниками пролегал через Ирак. Рамиль с наслаждением вспоминает тот удачный и маленький маршрут. В этом году ему пришлось сделать большой крюк - проехать через горы Турции, Сирию и Иорданию.
- Представляете, сколько излишних границ! - восклицает он. - На каждой автобус стоял в наилучшем случае по полдня, в худшем - чуть не день. В Иран, к примеру, приехали ночкой, когда таможенники спали. Ожидали утра, позже проходили многочасовой досмотр.
А турецкие горы и снежные перевалы? Паломникам нашим, как назло, «повезло» - в Турции иПодвескаилась погода. Ветер, влажный снег, гололед на горных дорогах и нескончаемые сорокакилометровые спуски-подъемы. Пару раз маялись в пробках - ожидали, когда полицейские откроют перевалы. Отлично, хоть обвалов не было. А о том, что были бы, предупреждали дорожные знаки. Так что смотрели с напарником по сторонам в четыре глаза - маршрут для казанских водителей новый, незнакомый.
- Полицейские добивались, чтоб все машины, проезжающие через перевалы в Турции, цепи на задние колеса укрепляли на случай пробуксовки, но мы обошлись без цепей, - признается Рамиль. - Очень они там дорогие - 100 баксов.
Такие же цепи лицезрели позже в Сирии, но еще дешевле - за 40 зеленоватых. Стоимость на горючее тоже различалась в различных странах. В Турции за литр солярки приходилось платить бакс и 20 центов, в Иране, в пересчете на наши, всего рубль, ну а в Ираке, молвят, она стоит на данный момент пятнадцать копеек.
- Я помню, мы в Ираке в один прекрасный момент за четыре бакса чуть не тонну залили, и еще гласили, что недешево, - вспоминает Рамиль опальную страну. - Необходимо было и в сей раз через Ирак ехать. Дагестанцы и азербайджанцы, меж иным, так и ездят.
Кстати, причина конфигурации маршрута, растолковал Рамиль, - совсем не ожидаемая война, а экономия. Таможенные сборы при заезде в Ирак - 50 баксов с каждого плюс 200 за автобус. Зато дороги отличные. Практически такие же, как в Саудовской Аравии: гладкие и ровненькие.
- А самые нехорошие дороги, - гласит Рамиль, - в Азербайджане. C русских времен практически не латались. Наибольшая скорость, с которой мы ехали в округах Баку, - 50 км/ч. Еще почаще приходилось двигаться черепашьим темпом - на 20 км/ч. По сопоставлению с азербайджанскими наши дороги кажутся восхитительными, саудовские - безупречными. Ну и полицейские в Аравии делают все, чтоб паломники в дороге не вытерпели никаких неудобств.
Правда, наш автобус аравийские полицейские все-же тормозили. Это происходило всякий раз, когда изнемогающие от жары водители открывали фронтальные двери, да так и ехали, обдуваемые жарким ветром.
- Там на автобанах автобусы гоняют со скоростью 130 км/ч. Почему бы и нет: трехполосное движение с каждой стороны, разделительная полоса в 20 метров шириной, комфортные транПодвесканые развязки. Мы, когда отлично шли, держали 90 км/ч.
В дороге водители спали на ходу по очереди. Время от времени даже приходилось останавливать автобус, чтоб не уснуть за рулем. А не остановишься - очутишься в один непрекрасный момент в кювете. Примеры такие были. Не один автобус, ушедший в кювет, лицезрел Рамиль по дороге к святым местам. Отдохнуть им удалось исключительно в Саудовской Аравии. Стояли автобусы в Мекке со всем комфортом - на особых стоянках в 10 километрах от городка.
- Там на стоянках и туалеты есть, и ванны, и мечети, - ведает Рамиль. - Хочешь - остаешься на стоянке: жить в автобусе - для водителя дело обычное. Не хочешь - едешь в гостиницу и живешь в самой Мекке.
Рамиль с товарищами сейчас больше времени проводили на стоянке - знакомились с водителями-международниками. Общались... по-татарски. Оказалось, сильно много слов, схожих с арабскими.
Ну а когда водители выбирались в город, то попадали в самую гущу праздничка - на бесплатные угощения. Благотворительность в Мекке - дело святое. После готовки на автобусной газовой плитке это истинное пиршество. Попробовал Рамиль в Мекке даже верблюжатину. Понравилось. Но в Казань взял с собой только воду - из священного источника Зам-Зам. И не он один. 30 человек за его спиной везли на родину булькающие сосуды. Казалось, автобус от этого даже потяжелел.
Вот молитвы ничего не весят, а какую пользу приносят!
Рамиль, проделавший путь в шестнадцать тыщ км, через год опять собирается везти паломников на родину пророка.