МОСКВА – ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА НА ОДНОМ БАКЕ!?
МОСКВА – ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА: НА ОДНОМ БАКЕ!?
Если мудрецы молвят: "Это нереально!", то непременно найдется чудак, который все равно попробует это сделать – просто поэтому, что ему любопытно. А чудачества бывают различные – меня, например, всегда тянет в Санкт-Петербург, так как я очень люблю этот непостижимый город. Но всякий раз, двигаясь по трассе М10, куда-то спешу, сожалея о том, что снова не выполнил старенькую мечту: совершить поездку в оба конца на одной заправке! Безо всяких канистр, дополнительных баков и парусов на крыше – на обычном серийном автомобиле.
Естественно, в былые времена я тоже пробовал устанавливать какие-то личные рекорды на собственных машинах. Так, "копейка" в один прекрасный момент увезла меня по той же М10 за 650 км от дома, а "Волга" – за 760. Числа хорошие, но для заслуги цели требовалось пройти в два раза больше – приблизительно 1400 км.
Может быть, испытать снова – сейчас на "Вольво" S60? Бак – 70 л., мощность – 170, коробка – автоматическая. Средний расход, если веровать мудрецам – л., так, 11 на сотку. Неосуществимо? А я все равно попробую…
Хотя и знаю, как обычно именует чудаков российский язык...
Нереально?
Cамое забавное началось, когда я обратился в столичное консульство "Вольво"… Дескать, подскажите "чайнику", какой режим движения на S60 вы считаете хорошим для заслуги поставленной цели?
Ответ сразил меня наповал. В неповторимой форме мне пожелали фуррора, чтобы я на собственном примере сумел в очередной раз показать всему миру, как совершенны авто "Вольво". А далее шла обнадеживающая математика, поясняющая мне, что при среднем расходе в десяток л. на сотку и расстоянии меж столицами приблизительно в 730 км, некие шансы проехать от Москвы до Питера без заправки у меня есть. А если при попутном ветре, да под горочку, то и подавно…
Короче говоря, до ребят с "Вольво" не дошло, что этот псих собрался съездить на одном баке не только лишь ТУДА, но к тому же Назад! Наивность затеи я, в общем-то, понимал и сам, а поэтому сходу начал находить для себя поблажки. Таких набралось три.
1-ая – уточним, что считать пробегом от Москвы до Питера? Если – от Юрия Долгорукого до Медного Наездника, то получится далеко. К тому же в столичных пробках просто сжечь десяток л., вообщем не трогаясь с места. Потому будем считать, что довольно доехать от границы до границы, развернуться и двинуться назад.
2-ая поблажка – бак заполню сам! Тут колебаний не было: заправляюсь на АЗС, выруливаю на точку старта и доливаю бак "до отказа" из канистры. Сколько войдет, столько и войдет: тут, в конце концов, не экоралли.
3-я – время старта. В обыденную командировку я бы выехал часов в 6 утра, но здесь решил стартовать в три. Идею ночной езды я не приемлю как класс, но на дворе – самые длинноватые деньки. Пока заправлюсь, пока выберусь на трассу – солнце и взойдет.
Из коллег в действительность плана не веровал практически никто – не считая Вадика Крючкова и Антона Чуйкина. А Начальнику мысль откровенно не приглянулась.
– Для чего для тебя это? – недовольно спросил он на планерке. – Собрался сберегать бензин? Тогда нечего было "вольву" с автоматом брать – взял бы "ку-ку". А на этой ездят не так: газ в пол – и… В общем, никому это не любопытно.
Да, может быть. Но машина – моя, и мне любопытно, смогу ли я сделать то, о чем другие и не грезят? Кстати, не так давно редакцию посетили два шведа, решившие объехать земной шар на дизельной "шкоде", уложившись по части горючего в тыщу евро.
А чем я и моя "шведка" ужаснее?
КАК Приготовить МАШИНУ?
От советов выбросить запаску и снять заднее сидение (мол, балласт!) я отказался сходу: мне было любопытно сделать загаданный путь на обычном автомобиле – без заклеенных скотчем щелей, сложенных зеркал и иных фенечек. Не достаточно того: собственный забег я практически скооперировал с командировкой в питерский Политех, а поэтому в багажник, кроме личных вещей, затесалось пуда полтора всякой всячины для будущих экспертиз – наборы свеч, 10-ки флаконов с присадками к маслам и остальные препараты. И это отлично: никто не произнесет, что идет игра в поддавки.
Смешная идея охладить бензин в холодильнике, сначала захватившая меня, была в конечном итоге мной же и отвергнута. Основная причина – организационные трудности. Хотя, если посчитать, то 70 л., охлажденных, например, на 30 градусов, могут подарить два с излишним литра, которые просто войдут в тот же бак! По мере прогрева бензин будет расширяться, но за этот период времени часть его израсходуется, а поэтому баланс будет обычным… Вобщем, была и 2-ая причина отказа – уж очень искусственный прием: так ездят разве что на формуле 1! А я поставил задачку проехать в традиционных критериях – без выпендрежа! Но если кому-то захочется это сделать – вперед!
Фары у меня, как обычно, включены круглые сутки. Кондюк, напротив, решил выключить – необходимо же хоть на кое-чем сберечь… Давление в шинах довел до 2,5 атм. Окна, как обычно, повсевременно закрыты. Музыка много не съест. Бензин – 98-й заместо ежедневного 95-го (захотелось испытать!). Вот, как бы, и все…
Может быть!
Выехав из дома 10 июня в четвертом часу утра, в очередной раз удостоверился, что Москва, мягко говоря, вообщем не дремлет. Заправил на Шереметьевской полный 70-литровый бак плюс две пятилитровых канистры, выехал за кольцевую дорогу к точке старта и без помощи других долил "до краев". Меж иным, на это ушли… фактически обе канистры! Вобщем, это не так умопомрачительно: когда пистолет на АЗС дает отсечку, то заправщики считают бак полным. Зато сейчас – полнее не бывает. Сколько это в литрах, не знают даже в "вольвовском" сервисе.
Как двигался? Плавный разгон приблизительно до 80 км/ч (при всем этом моментальный расход составляет приблизительно 20 – 25 л. на сотку!), потом – сброс газа и понижение скорости до 60-70 км/ч (стараешься задерживать моментальный расход в районе 5 л.). Это, как ни удивительно, не так и тяжело делать: довольно немножко временами ослаблять нажим на педаль, чтоб показания маршрутника здесь же прыгнули вниз. Главное – не дать автомату уйти с высшей передачи. Если все идет нормально, то скорость движения составляет 60 – 80 км/ч, а тахометр указывает приблизительно 1500 об/мин.
Самым экономным оказалось… движение в горку! На каждом спуске я давал "вольве" разогнаться до 80 – 90, а позже, по мере вползания наверх, убирал ногу с правой педали. Несколько раз, к огорчению, не высчитал – уже в конце подъема коробка лихо переключалась "вниз" и вся скопленная экономия исчезала на очах. Но в целом – сработало.
Сходу после столичной заправки экран маршрутника сказал мне, что бак опустеет приблизительно через 800 км. Это понятно: он ориентировался на городскую прожорливость последних дней. Но, по мере движения, компьютер добрел на очах, повсевременно пересчитывая фактический расход в ожидаемую дальность пробега. Что касается стрелочного указателя уровня, то он так опешил залитому до краев бензобаку, что навечно застыл в правой части шкалы, сдвинувшись на лево только через 260 км пути, перед Вышним Волочком. На подъезде к Петербургу стрелка отошла на три деления на лево, оставив на оборотную дорогу еще 5. А компьютер уже докладывал, что при пройденных 654 километрах бензина остается на 840!
Въезжаем в пределы Петербурга! Сзади, согласно одометру, 662 с излишним километра, а компьютер убеждает, что бензина хватит еще на 800. На данный момент могу добавить: он фактически не налгал! А если в этой точке развернуться и двинуться назад... Стрелочный указатель уровня горючего (справа) вообщем полон оптимизма – дескать, скушали всего третья часть бака, а впереди уже показываются Ростральные колонны В этот момент уже было ясно, что затея удалась. Осталось только не попасть на оборотном пути в безумную пробку, способную убить все достигнутое. Но развернуться не могу: служебную командировку никто не отменял, а поэтому мне волей-неволей придется тащиться в город! Не кидать же свою личную собственность на обочине… И здесь везение кончилось: Столичная Славянка и Шушары повстречали меня вялотекущей рычаще-воняющей массой, нехотя ползущей к Питеру. Полчаса отвратительной езды здесь же аукнулись увеличением среднего расхода, а эйфория стала таять как шагреневая кожа.
Забегая вперед, скажу, что в самом Питере судьба сжалилась: до гостиницы на реке Пряжке я прорвался без приключений. Пробки парализовали движение чуток позднее – практически через несколько часов после моего приезда. Весь последующий денек разъезжал по редакционным делам на метро, а наутро, 12 июня, двинулся назад. В три утра пробуждаться не стал – понадеялся на то, что в Денек Рф на дорогах будет поспокойнее.
Отлично, когда для тебя известна потаенная тропа через Вышний Волочек! Твоя многокилометровая пробка – сзади, а вот встречные бедолаги стоят намертво. Посреди оборотного пути "повеселил" безумным затором Вышний Волочек. К счастью, его удалось отчасти объехать по колдобинам центральной части города, свернув с трассы на право. В Твери сходу поехал через центр: мост через Волгу на объездной дороге в ближайшее время любит собирать длиннющую массу. А на самом противном участке пути внезапно подфартило: через Клин, Солнечногорск, Зеленоград и Химки удалось проехаться без остановок! Это – редкостное везение: прошлые поездки последних лет постоянно спотыкались конкретно тут. На заезде в Москву загорелась контрольная лампа наличия горючего, а стрелка упала в левую часть шкалы. Но заполненная в Питере 5-литровая канистра так и не пригодилась: до дому мы с "Вольво" добрались своим ходом. Йес!
Результат забега – 1440 км! А в литрах? Заправка "до полного" вместила 67 л. – по последней мере, конкретно за столько пришлось заплатить. Еще полторы канистры вновь долил без помощи других. Итого – приблизительно 5,2 литра на сотку.
Подфартило? Да, непременно: посодействовали и сухая летняя погода, и четырехдневные русские каникулы, 1-ый денек которых как раз совпал с возвращением домой. Подфартило и в том, что на трассе в это время не было суровых аварий. И уж совершенно подфартило с проездом по Питеру: он издавна сравнялся по части пробок с Москвой, а поэтому устраивать тут соревнования по экономной езде просто тупо. Отлично помню, что пару месяцев вспять дорога от КАД до той же гостиницы заняла у меня два с половиной часа…
Но же сейчас я одолел. Безо всяких поблажек.
А Если б…
А если б не дурные многокилометровые пробки, стопроцентно избежать которых мне так и не удалось, то пробег S60 на одной заправке полностью мог бы перевалить за полторы тыщи км. Где только отыскать такую трассу? Разве что в Лапландии: дороги ровненькие и пустые, скорость все равно ограничена, во всем размеренность и спокойствие… А вот ситуация на М10 с каждым часом будет только ухудшаться – в этом у меня колебаний нет.
Всем желающим повторить нечто схожее искренно желаю фуррора – хотя бы поэтому, что это интересно и особенно. Недоверчивых любителей четких расчетов отсылаю к статье коллеги в ЗР, 2006, №12 – Толя Фомин тщательно расписал в ней, каким образом он провел аналогичный пробег на другой машине. А особо упорным оппонентам, которых вообщем нельзя уверить ни логикой, ни математикой, просто предлагаю пари: спорим, что смогу проехать в тех же критериях снова? Все издержки – от бензина до гостиницы и дневных – за ваш счет, уж извините. А в судьи приглашаю Головного редактора ЗР, Петра Степановича Наименьших: конкретно ему придется отпускать меня с работы для дачи сатисфакции. Если не отпустит – извините…
Но главное, конечно, не в пари – оно мне совсем неинтересно, так как я его просто выиграю. В конце концов, если будет пробка – встану у обочины и буду стоять столько, сколько необходимо – с выключенным мотором, естественно… Но мне куда больше охото, чтоб читатели поняли одну ординарную идея: автомобиль может даровать не только лишь чувство скорости и динамики – в нем укрыты солидность и умеренность. И если в вас живет соревновательный дух, то состязайтесь не с машинами из примыкающего ряда, а со собственной своей! Пробудите ее таланты, заставьте проехать так, как она еще не ездила. И получите от этого наслаждение.
А заодно, кстати, чуть-чуть сэкономите. Навряд ли бензин в последнее время подешевеет…
КИЛОМЕТРЫ В ЦИФРАХ
Далековато ЛИ СТОЛИЦА?
Сколько км от Москвы до Питера – дело черное: глядя, как измерять. Атлас авто дорог гласит про 679 км. Одометр S60 намерил от МКАД до КАД 680,3 км, а назад – 677,7 км. Итого – 1358 км. Если же учитывать, что, согласно картам, граница Москвы проходит около поворота с трассы М10 на Шереметьево-1, а Питера – за мостиком через Ижору (у поворота на Царское Село), то малое "зачетное" расстояние сокращается приблизительно до 1314 км. Ну, а реальное расстояние от дома до гостиницы и назад вышло совершенно огромное: 1440 км. г.