Доехать до Тикси
Доехать до Тикси
…Колеи в полуметровом снегу снова стали расходиться – ну прямо как рельсы. К таким «стрелкам» мы уже привыкли – в 9 случаях из 10 они, эти колеи, позже сойдутся. В этом смысле тундра не достаточно чем отличается от пустыни. Если не собьешься с чужих следов – не потеряешься. Избрали колею посвежее («Урал» здесь прошел совершенно не так давно), и – нырнули в нее. И даже оранжева полоса заката, которую прижала к горизонту сероватая масса надвигающейся пурги, не пугала. Сзади в 50 километрах Батагай, впереди – 150 до Сайды. По местным меркам, плотность населенных пт неслыханная. Но… В один момент колея свернула в сторону реки, позже вывела нас на сберегал и стала блуждать посреди чахлых деревьев, больше схожих на кустики. Мы уже сообразили, что сделали неправильную ставку, – Различное на «Урале» просто решили «метнуться» в тундру за дровами. «Урал» шел, подминая под себя ничтожную растительность и превращая пеньки в труху. Но мы были легче «Урала» раз в семь, и очередной пенек оказался посильнее стандартной «Нокиан-Хаккапелитта». Шина и диск оформили развод. Домкрат проваливается в бездонный снег. Кое-где в падающих сумерках начинают завывать очевидно не собаки. Морозец крепнет. Уже очевидно под минус 30. И здесь выясняется, что никто не помнит, где лежит секретка и есть ли она вообщем. Телефон – величавая вещь. А спутниковый – втройне. «Звонок другу» в уже видящую десятый сон Москву. Тот, кто упаковывал машину, дает наводку. Секретку отыскали. Пока находили, вспомнили все…
Начиналось путешествие, как начинаются практически все авантюры. Звонит человек: «Меня зовут Дмитрий Мурашов. Желаю поехать в Тикси, вам это любопытно?» – «Интересно, – говорю, – мы сами сумасшедшие». Решено было ехать совместно. У Димы старенькый «Ленд Крузер», состояние которого, мягко говоря, стопроцентной убежденности не внушало. Для себя решили подобрать машину новейшую. Выбор пал на «Мазду-BT 50». В отличие от лифтованной «Тойоты» на спецрезине, наш пикап полностью стандартный. Будем считать, что пред нами – сверхзадача. Добраться на машине до Тикси – не ново. С декабря по май работает зимник, прогуливаются, пуcть и нечасто, «уралы» – кило доставки груза машиной от Якутска стоит 25 рублей, в отличие от 60–80 руб. самолетом. Различное гоняют для себя праворукие внедорожники, правда, не всегда успешно. Но вот пройти туда из Москвы на совсем стандартной машине и возвратиться назад, что более трудно, никто, как нам понятно, не решался. А мы отважились…
ПО КАРТЕ
Маршрут таковой. Из Москвы через Казань, Челябинск, Новосибирск, Красноярск – на восток. Далее и совсем дорога одна. Обрисовывать самую длинноватую в мире трассу не буду. В памяти остались чадящие, еле ползущие в грязном тумане перегруженные фуры, необгоняемые на узенькой дороге, ненамного более шустрая «Тойота» (у нее вдруг нашелся приобретенный масляный голод), подпрыгивающая на собственных сумасшедших колесах и рессорах, а еще сволочи, «впарившие» липовые талоны на бензин. И все таки км по 500–600 в денек делать удавалось, пока перед Тайшетом впервой не завершился асфальт…
С Якутска и началась самая увлекательная и непредсказуемая часть экспедиции. Анонсы с маршрута от знающих людей приходили неутешительные. Кратко ситуация такая: в Якутии грянула весна, когда ее совершенно не ожидали. Реки, текущие в Ледовитый океан, в верховьях стали таять, вода пошла подо льдом вниз, взламывая поближе к устьям этот самый лед, разливаясь сверху и замерзая. И так – по нескольку раз в одном и том же месте. Этот слоеный пирог именуется наледь. Реальная засада: до дна не провалишься, но сколько лететь до крепкого первого льда – непонятно. Нам хватит и метра, чтоб там остаться. Но до наледей еще далековато, а пока после первой ночевки в «поле» нам предстояла переправа через Алдан. Летом здесь прогуливается паром, а зимой реку пересекают по льду. Дальнобойщики разводили руками: поздновато приехали, еще три недели вспять морозы стояли за 50, а на данный момент все тает!
Но мы все-же ушли на север по зимнику. Зимник – это дорога, которой нет. Другими словами на картах обозначено примерное направление, но в действительности каждый год зимник несколько меняет маршрут – кто-то 1-ый пробил снежный наст, кто-то подкорректировал – так и поехали, накатывая колеи. Когда зимник выходит на лед, – это счастье: можно гнать хоть 120! А когда идет по тундре, всю душу вымотает на кочках.
Дорога инспектирует людей на сопоставимость. А такая – тем паче. Мы все оказались с Димой несовместимы. Он принял решение бросить экспедицию и ехать сам. Перегрузили вещи фотографа Владимира Коваля и водителя Анвара Джабарова. С этого момента нас в «Мазде» четыре. Тесно для экспедиции, но зато не в обиде. И скоро 1-ая «корпоративка» – отметили скрещение Полярного круга. Анвар, может быть, 1-ый узбек, который делает это на автомобиле. Шуточка… Еще одна ночевка в машине.
Вчетвером спать в пикапе, мягко скажем, невесело. Так что, последующую ночь провели в гостинице в поселке Батагай. Меж иным, это единственный настоящий отель на все 2000 км зимника от Якутска до Тикси. Здесь есть и заправка. Литр солярки – 28 руб. 70 коп. Цивилизация! До сего времени заправлялись на дизель-электростанциях, а один раз нас просто выручил встречный «Урал». Не посодействовать топливом, водой либо пищей тут грех. Не тормознуть, чтоб поменяться информацией о дороге, – дурной тон. Тут очень не достаточно людей, тут очень дороги встречи… Разговорились, пока сливали солярку, – оказалось, мужчина из Костромы. Там получал 11 тыщ рублей за месяц, тут за сезон делает до полумиллиона. Но какой ценой даются эти Энциклопедия грузовых автомобилей, мы уже знаем. Другой сам бы заплатил столько, чтоб сюда не попасть…
В Сайдах узнали, что далее наледь на Яне км 90 длиной – от берега до берега. Но мы отважились проверить. Часа через два уперлись в море разливанное, из которого вдруг вылез «Урал». Фары побиты льдом, из кабины хлещет ледяная вода… «Парни, вы там утонете, поворачивайте отсюда! Я назад не поеду, пусть лучше застрелят…» Приходится ворачиваться в Сайды. Там нас повстречали печальные факелоносцы игр «Дети Азии». Факел вот-вот может потухнуть, его нужно доставить в самые северные улусы, а дороги нет… Они остались ожидать вертолет. А нам глава местной администрации Степан Христофорович отыскал проводника, который показал старенькый русский зимник, по которому, если веровать слухам, «никто не ездил с декабря». А мы поехали! Скорость – 3 километра в час на пониженной. И часов через 6 мы узрели посреди тундры православные могильные кресты. Брошенный старообрядческий скит. Это куда же необходимо было уйти, чтоб выручать свою веру! Снова поражаешься и стране собственной, и людям, которые в ней жили и живут. Силе их. У нас силы тоже были, была и солярка, но – в 290 километрах от Тикси машина уперлась в метровый снег. Здесь три денька неистовствовала пурга. Наверняка, если вооружиться лопатами, можно попробовать пробить тоннель до берега океана, но сколько времени это займет? Позвонили в Тикси. Молвят, без шансов: у их погода еще ужаснее. Пурга… Естественно, можно было дожидаться какого-либо попутного «Урала». Он пробьет дорогу, но на это уйдет как минимум неделя. Как раз реки вскроются… (К слову, Дима вроде так и поступил. Пока латал в Батагае в очередной раз собственный «Крузер», прошла колонна «уралов», и до Тикси он добрался. Правда, ценой утраты машины.) В наши планы такие подвиги, такие победы хоть какой ценой – не входили. Потому решили: возвращаемся.
Оборотный путь вышел еще жестче. Был денек, за который из-за пурги прошли всего 19 км, но это уже дорога домой. В Красноярске у дилеров сделали ТО. Никаких дополнительных работ не потребовалось. В Москве машину смотрели с пристрастием – никаких заморочек. 23 500 км без единой поломки! Крепкая все-же вещь ВТ 50! Ну а мы после разведки боем – собираемся опять в путь. На этот раз стартовать собираемся не в марте, а пораньше, готовимся заранее, но, самое главное, – пойдем опять на стандартных машинах.
…Колеи в полуметровом снегу снова стали расходиться – ну прямо как рельсы. К таким «стрелкам» мы уже привыкли – в 9 случаях из 10 они, эти колеи, позже сойдутся. В этом смысле тундра не достаточно чем отличается от пустыни. Если не собьешься с чужих следов – не потеряешься. Избрали колею посвежее («Урал» здесь прошел совершенно не так давно), и – нырнули в нее. И даже оранжева полоса заката, которую прижала к горизонту сероватая масса надвигающейся пурги, не пугала. Сзади в 50 километрах Батагай, впереди – 150 до Сайды. По местным меркам, плотность населенных пт неслыханная. Но… В один момент колея свернула в сторону реки, позже вывела нас на сберегал и стала блуждать посреди чахлых деревьев, больше схожих на кустики. Мы уже сообразили, что сделали неправильную ставку, – Различное на «Урале» просто решили «метнуться» в тундру за дровами. «Урал» шел, подминая под себя ничтожную растительность и превращая пеньки в труху. Но мы были легче «Урала» раз в семь, и очередной пенек оказался посильнее стандартной «Нокиан-Хаккапелитта». Шина и диск оформили развод. Домкрат проваливается в бездонный снег. Кое-где в падающих сумерках начинают завывать очевидно не собаки. Морозец крепнет. Уже очевидно под минус 30. И здесь выясняется, что никто не помнит, где лежит секретка и есть ли она вообщем. Телефон – величавая вещь. А спутниковый – втройне. «Звонок другу» в уже видящую десятый сон Москву. Тот, кто упаковывал машину, дает наводку. Секретку отыскали. Пока находили, вспомнили все…
Начиналось путешествие, как начинаются практически все авантюры. Звонит человек: «Меня зовут Дмитрий Мурашов. Желаю поехать в Тикси, вам это любопытно?» – «Интересно, – говорю, – мы сами сумасшедшие». Решено было ехать совместно. У Димы старенькый «Ленд Крузер», состояние которого, мягко говоря, стопроцентной убежденности не внушало. Для себя решили подобрать машину новейшую. Выбор пал на «Мазду-BT 50». В отличие от лифтованной «Тойоты» на спецрезине, наш пикап полностью стандартный. Будем считать, что пред нами – сверхзадача. Добраться на машине до Тикси – не ново. С декабря по май работает зимник, прогуливаются, пуcть и нечасто, «уралы» – кило доставки груза машиной от Якутска стоит 25 рублей, в отличие от 60–80 руб. самолетом. Различное гоняют для себя праворукие внедорожники, правда, не всегда успешно. Но вот пройти туда из Москвы на совсем стандартной машине и возвратиться назад, что более трудно, никто, как нам понятно, не решался. А мы отважились…
ПО КАРТЕ
Маршрут таковой. Из Москвы через Казань, Челябинск, Новосибирск, Красноярск – на восток. Далее и совсем дорога одна. Обрисовывать самую длинноватую в мире трассу не буду. В памяти остались чадящие, еле ползущие в грязном тумане перегруженные фуры, необгоняемые на узенькой дороге, ненамного более шустрая «Тойота» (у нее вдруг нашелся приобретенный масляный голод), подпрыгивающая на собственных сумасшедших колесах и рессорах, а еще сволочи, «впарившие» липовые талоны на бензин. И все таки км по 500–600 в денек делать удавалось, пока перед Тайшетом впервой не завершился асфальт…
С Якутска и началась самая увлекательная и непредсказуемая часть экспедиции. Анонсы с маршрута от знающих людей приходили неутешительные. Кратко ситуация такая: в Якутии грянула весна, когда ее совершенно не ожидали. Реки, текущие в Ледовитый океан, в верховьях стали таять, вода пошла подо льдом вниз, взламывая поближе к устьям этот самый лед, разливаясь сверху и замерзая. И так – по нескольку раз в одном и том же месте. Этот слоеный пирог именуется наледь. Реальная засада: до дна не провалишься, но сколько лететь до крепкого первого льда – непонятно. Нам хватит и метра, чтоб там остаться. Но до наледей еще далековато, а пока после первой ночевки в «поле» нам предстояла переправа через Алдан. Летом здесь прогуливается паром, а зимой реку пересекают по льду. Дальнобойщики разводили руками: поздновато приехали, еще три недели вспять морозы стояли за 50, а на данный момент все тает!
Но мы все-же ушли на север по зимнику. Зимник – это дорога, которой нет. Другими словами на картах обозначено примерное направление, но в действительности каждый год зимник несколько меняет маршрут – кто-то 1-ый пробил снежный наст, кто-то подкорректировал – так и поехали, накатывая колеи. Когда зимник выходит на лед, – это счастье: можно гнать хоть 120! А когда идет по тундре, всю душу вымотает на кочках.
Дорога инспектирует людей на сопоставимость. А такая – тем паче. Мы все оказались с Димой несовместимы. Он принял решение бросить экспедицию и ехать сам. Перегрузили вещи фотографа Владимира Коваля и водителя Анвара Джабарова. С этого момента нас в «Мазде» четыре. Тесно для экспедиции, но зато не в обиде. И скоро 1-ая «корпоративка» – отметили скрещение Полярного круга. Анвар, может быть, 1-ый узбек, который делает это на автомобиле. Шуточка… Еще одна ночевка в машине.
Вчетвером спать в пикапе, мягко скажем, невесело. Так что, последующую ночь провели в гостинице в поселке Батагай. Меж иным, это единственный настоящий отель на все 2000 км зимника от Якутска до Тикси. Здесь есть и заправка. Литр солярки – 28 руб. 70 коп. Цивилизация! До сего времени заправлялись на дизель-электростанциях, а один раз нас просто выручил встречный «Урал». Не посодействовать топливом, водой либо пищей тут грех. Не тормознуть, чтоб поменяться информацией о дороге, – дурной тон. Тут очень не достаточно людей, тут очень дороги встречи… Разговорились, пока сливали солярку, – оказалось, мужчина из Костромы. Там получал 11 тыщ рублей за месяц, тут за сезон делает до полумиллиона. Но какой ценой даются эти Энциклопедия грузовых автомобилей, мы уже знаем. Другой сам бы заплатил столько, чтоб сюда не попасть…
В Сайдах узнали, что далее наледь на Яне км 90 длиной – от берега до берега. Но мы отважились проверить. Часа через два уперлись в море разливанное, из которого вдруг вылез «Урал». Фары побиты льдом, из кабины хлещет ледяная вода… «Парни, вы там утонете, поворачивайте отсюда! Я назад не поеду, пусть лучше застрелят…» Приходится ворачиваться в Сайды. Там нас повстречали печальные факелоносцы игр «Дети Азии». Факел вот-вот может потухнуть, его нужно доставить в самые северные улусы, а дороги нет… Они остались ожидать вертолет. А нам глава местной администрации Степан Христофорович отыскал проводника, который показал старенькый русский зимник, по которому, если веровать слухам, «никто не ездил с декабря». А мы поехали! Скорость – 3 километра в час на пониженной. И часов через 6 мы узрели посреди тундры православные могильные кресты. Брошенный старообрядческий скит. Это куда же необходимо было уйти, чтоб выручать свою веру! Снова поражаешься и стране собственной, и людям, которые в ней жили и живут. Силе их. У нас силы тоже были, была и солярка, но – в 290 километрах от Тикси машина уперлась в метровый снег. Здесь три денька неистовствовала пурга. Наверняка, если вооружиться лопатами, можно попробовать пробить тоннель до берега океана, но сколько времени это займет? Позвонили в Тикси. Молвят, без шансов: у их погода еще ужаснее. Пурга… Естественно, можно было дожидаться какого-либо попутного «Урала». Он пробьет дорогу, но на это уйдет как минимум неделя. Как раз реки вскроются… (К слову, Дима вроде так и поступил. Пока латал в Батагае в очередной раз собственный «Крузер», прошла колонна «уралов», и до Тикси он добрался. Правда, ценой утраты машины.) В наши планы такие подвиги, такие победы хоть какой ценой – не входили. Потому решили: возвращаемся.
Оборотный путь вышел еще жестче. Был денек, за который из-за пурги прошли всего 19 км, но это уже дорога домой. В Красноярске у дилеров сделали ТО. Никаких дополнительных работ не потребовалось. В Москве машину смотрели с пристрастием – никаких заморочек. 23 500 км без единой поломки! Крепкая все-же вещь ВТ 50! Ну а мы после разведки боем – собираемся опять в путь. На этот раз стартовать собираемся не в марте, а пораньше, готовимся заранее, но, самое главное, – пойдем опять на стандартных машинах.