Рекорд «За Рулем» верный ветер
Рекорд «За Рулем»: верный ветер

ИЗ БОРТОВОГО Журнальчика
23 сентября, вторник, 05.40
Предстартовая подготовка и фотосессия. Пожелать нам хорошего пути пришли родные, друзья и главы русских представительств компаний «Фольксваген» и «Мишлен» господа Виттеманн и Феди. Они беспокоятся не меньше нашего, ведь это их техника сдает экзамен, выдуманный неугомонными зарулевскими журналистами.
06.00
Бой кремлевских курантов, последние напутствия. В 06.02 мы уже катим повдоль Кремлевской набережной – к Лиссабону. Как досадно бы это не звучало, Манежной площади (места старта 20 годов назад) как такой больше нет: на ее месте торговый центр. Потому стартовали от собора Василия Блаженного.
Праздничное вручение буханки темного хлеба от «За рулем» и послания Юрия Лужкова в мэрии Лиссабона. 06.12
Пересекаем границу Москвы – МКАД. В случае чего время можно считать формально от городской черты. Излишними 10 минут никогда не будут. В руле Богданов. Очередность решили не поменять: конкретно Олег выводил «девятку» со старта 20 годов назад. За штурмана – Виктор Панярский, а я, настроив навигацию, – спать.
Но не спится: волнение очень велико. Поразмыслить только, мы опять той же командой мчимся в Лиссабон!
В Порту наш «Пассат» приняли в компанию раритетных авто. 07.40
Совершенно рассвело. Пройдено 213 км. Тут нас поджидает фотограф, чтоб запечатлеть автомобиль в движении. Снижаем скорость, перестраиваемся.
Прямой выход в эфир на радио «Россия FM». Коллеги и слушатели с энтузиазмом смотрят за ходом пробега, поддерживают нас. Я осторожно прогнозирую, что 20 лет спустя мы создадим дорогу из Москвы в Лиссабон короче.
Старт на Васильевском спуске. Надежды на рекорд есть: меж Москвой и Лиссабоном сейчас всего одна граница. Дорога стала короче: стараниями Евро общества новенькая магистраль пересекла север Испании, соединившись в Португалии с трассой на Лиссабон. 09.05
1-ая смена: отмахали 409 км. Темп очень неплохой. средний расход – 12,6 литра на сотку. На бензоколонке, пока 57 л. вливаются в бак, Олег, который был за рулем, и я бежим в туалет. Машину заправляет штурман. Позже Виктор отгоняет «Пассат» на стоянку, запирает и торопится по нашим стопам, а мы рассчитываемся за бензин. Через считанные минутки экипаж опять готов стартовать.
За рулем Виктор Панярский. Чтоб отработать маршрут очень отлично и неопасно, деньком меняемся каждые три часа, ночкой – каждые два. 09.30
Белорусская граница для машин с русскими номерами – формальность. Немного притормаживаем на посту, но нам машут: проезжайте, дескать.
12.05
Моя очередь вести «лиссабонский экспресс». Дорога пустынна, плоской широкой лентой она уходит к горизонту.
На ровненьком участке не грех прибавить! «Пассат», обутый в правильные шины, позволяет это. Средняя скорость на заезде в Польшу добивается 133 км/ч.
Польша, вошедшая в Шенгенскую зону в декабре прошедшего года, впускать к для себя не спешит. Практически час мы провели, зависнув на мосту через Буг, на нейтральной полосе, еще полчаса заняли формальности.
Основная трудность всего путешествия по матушке-Европе – возросшая плотность дорожного движения. В Польше, где дорожная сеть не отвечает современным требованиям и доминируют узенькие дорожки, мы утратили очень много времени. Когда граница единой Европы осталась сзади, средняя скорость свалилась до 110 км/ч. Мы имеем пусть малый, но резерв, и он тает на очах. К Варшаве из-за повсеместного дорожного ремонта приходим с двухчасовым запозданием против графика. Но это событие неодолимой силы: ремонтные зоны на многих участках не имеют объездов, поток, регулируемый входными светофорами, попеременно движется по одной полосе, у каждого светофора задержка по 10–15 минут.
Варшаву посодействовал пройти электрический навигатор. Не знаю, сколько пришлось бы поплутать без него по польской столице. А в первом лиссабонском пробеге роль проводников по незнакомому для нас городку взяли на себя сотрудники «Авто­экПодвескаа». К выезду из Варшавы средняя падает до 96 км/ч. Мрачное настроение ухудшает неприятный маленький дождик.
24 сентября, среда, 00.40
Заезд в Германию. После польского котла, в каком мы варились 10 часов 40 минут, германские дороги показались раем небесным. Потому засыпаю решительно и окончательно: уверен, что отставание мы наверстаем. Олег держал стрелку спидометра за 200.
06.01
Бельгия. Среднюю скорость подняли до 101, нас опять переполняет надежда на фуррор.
Как и 20 годов назад, на оборотном пути об автомобиле-рекордсмене гласили на Парижском автомобильном салоне. Экипаж и главный редактор «За рулем» встречаются с главой концерна «Фольксваген» д-ром Винтеркорном (на фото слева). 07.25
Франция. С нарушителями высокоскоростного режима тут очень строги. Скорость на автостраде ограничена 130 км/ч, но все движутся малость резвее, этак 145–149. За превышение разрешенного максимума на 20 км/ч можно поплатиться штрафом в 45 евро. Превышение на 20–40 км /ч наказывают отъемом 90 евро. Штраф за 40–50 км/ч сверх установленного предела – 135 евро, вприбавок можно лишиться водительских прав. Потому все так и движутся, деликатно превышая предел на 15 км/ч. Нас таковой режим устраивает, главное – стабильность и ритмичность хода, в этом залог фуррора. Так мы подняли среднюю до 104 км/ч.
Олег Богданов отдыхает после выезда из Парижа. Сон на заднем сидение – тяжелая работа, которую необходимо выполнить в отведенное время. В голове повсевременно вертятся пройденные километры. Да еще спать деньком мешает естественный ритм человека. 11.05
Из-за пробки средняя скорость падает до отметки 99 км/ч. Неуж-то не уложимся в наши 45 часов? От этой мысли становится не по для себя.
Нахмуренные тучи равномерно рассеиваются, проглядывает солнышко, выезжаем на дорогу А10 – берем курс на юго-запад. Конкретно в этом направлении дуют пассаты в Северном полушарии. Нам по пути! Это хороший символ для нас.
К Бордо среднюю скорость удалось поднять до 103 км/ч.
ИЗ БОРТОВОГО Журнальчика
17.15
Испания. Обыкновенно, над ней светлое небо. Красивая, немного петляющая в горах дорога. Ограничение в 120 км/ч, похоже, никто из испанских водителей серьезно не принимает, все движутся за 150. Мы тоже стараемся держаться в потоке, не создавая помех другим участникам движения. К португальской границе, на 4209-м километре пути, наш «Пассат» выходит на среднюю 106 км/ч.
Интересно, но на финише в Лиссабоне мы ощущали меньше вялости, чем 20 годов назад. Современные авто стали комфортабельнее плюс верный график путешествия. Из 43 часов у нас была только одна ночь. 25 сентября среда, 01.00
Заезд в Лиссабон, платные турникеты. 20 годов назад у нас не было с собой португальских средств. Были марки, франки, баксы, а обменник ночкой не работал – пришлось терпеливо ожидать, пока приедут из посольства. А сейчас, кажется, можно расслабиться. Но мы еще не понимаем, что побили свой рекорд! Новое достижение – 43 часа от старта в Москве до финиша в Лиссабоне.
К башне Белем в центре городка подкатили через 15 минут с эскортом португальской милиции на байках с мигалками. Этот сюрприз приготовило русское посольство.
* * *
Что посодействовало успеху? Маршрут стал чуток короче, границ меньше. Ну и скопленный опыт: представьте для себя, за весь путь мы не сделали ни 1-го повода для вмешательства милиции. Слаженная команда 3-х повзрослевших «мушкетеров» работала как единый организм, нацеленный стать наилучшим на перегоне Москва – Лиссабон.
И позже, верный автомобиль – «Пассат». Совместно с ним мы всегда шли по ветру.
20 Годов назад
Португальцы первыми начали! Воодушевившись ветром перемен, который гулял тогда по 6-ой части суши, они примчались из Лиссабона на автомобиле в Москву. Путешествие меж 2-мя «крайними» европейскими столицами заняло – невиданное дело! – всего 51 час 30 минут. Так стремительно попасть за «железный занавес» до этого чуть ли удалось бы. Наши, как обычно, решили поддержать. Проектов было несколько, даже неловкий «По ленинским местам в Европе» – на «москвичах-2141» с неминуемой для этих машин техничкой и обязательной партийной делегацией в автобусе сопровождения. И в качестве ответа португальцам – заезд в тот Лиссабон, где Ильич, правда, не бывал. Не состоялось: смета затмила все мыслимые пределы и ее просто не утвердили.
Перчатку, брошенную португальцами, поднял журнальчик «За рулем». Идею высокоскоростного пробега на одном автомобиле поддержали в Минавтопроме СССР и отделе индустрии ЦК КПСС. И через 45 часов после старта на площади 50-летия Октября (сейчас она опять стала Манежной) зарулевский ВАЗ-2109 финишировал в португальской столице.
Позже эта машина выставлялась на Парижском автомобильном салоне, еще позднее португальцы не один раз пробовали затмить рекорд – и каждый раз неудачно. В один прекрасный момент они даже повернули восвояси из-под Варшавы, осознав, что и в сей раз российский график движения им не по зубам. И вот в год 80-летия «За рулем» решил повторить лиссабонский бросок этим же экипажем. Ведь только мы, проделавшие этот путь 20 лет тому вспять, могли по-настоящему оценить, как поменялась Европа, осознать, как вырос технический уровень автомобиля, в конце концов, выяснить, каким он окажется для нас, маршрут Москва – Лиссабон третьего тысячелетия?
ТЕХНИКА РЕКОРДА
20 лет тому вспять самым на техническом уровне совершенным автомобилем, выпускавшимся в СССР, был ВАЗ-2109 с 5-ступенчатой коробкой и 1,5-литровым движком. Соперников переднеприводному ВАЗу в стране в то время не было. Он приглянулся и за рубежом – после пробега Португалия даже рассматривала возможность строительства сборочного завода.
Сейчас выбор авто уже не так политизирован. В Рф развернуто создание 10-ка забугорных марок, они стали доступны русским автомобилистам. И никого уже не поражает, что хоть какой современный автомобиль, наш либо нет, способен выдержать несколько 10-ов часов движения на скорости, близкой к наибольшей. Мы приостановили собственный выбор на «Пассате», собранном в Калуге, – ехать на машине, выпущенной в Рф, стало традицией.
Шины были ахиллесовой пятой «девятки», готовившейся стартовать в 1988-м. Ни одни российские не выдерживали и 3-х часов езды на скоростях под 170 км/ч. Спасательным кругом оказался набор «Мишлен-Подвеска», который чудом удалось пробить через «АвтоэкПодвеска» незадолго до старта. На этот раз мы тоже тормознули на продукции «Мишлен» – избрали Primacy HP. Они отлично держат мокроватую дорогу (осень!), к тому же рекомендованы производителем автомобиля.
Взяли в машину и навигационную систему «Кларион» – залог того, что случайный заезд в Нидерланды, как в 1988-м, нам не угрожает. Она понадобилась! Когда при заезде в Португалию пропал указатель «Лиссабон», электрический путеводитель выручил с выбором направлений.
Перед масштабной операцией провели разведку боем: доехали на «Пассате» до Бреста и назад.
Новый рекорд «За рулем» – 43 часа от самой восточной до самой западной столицы континентальной Европы. Мы живем совершенно рядом... если стремительно ехать на автомобиле.
Редакция и экипаж благодарит спонсоров пробега – компании Michelin и Clarion за помощь и поддержку. Спасибо фанатам «За рулем» на пограничном переходе в Бресте и в посольстве Рф в Лиссабоне.