Дороги Шипы и колея
Дороги: Шипы и колея
ЧЕМ ИЗНАШИВАЮТ?
К огорчению, в России суровые исследования раннего износа и нарушения структуры дорожного покрытия не проводятся. Потому воспользуемся опытом профессионалов южноамериканского штата Вашингтон (не путать с одноименной столицей). Это самый северо-восточный штат США, зима снежная, хотя и не очень морозная. Шипованные шины там тоже употребляют, хотя и реже (америкосы предпочитают всесезонку). Невзирая на это, состояние дорог безупречным не назовешь.
Для исследования происхождения колеи америкосы, в свою очередь, обратились к северным соседям. В Национальном институте оптики Квебека разработали лазерную систему измерения колеи LRMS (Laser Rut Measurement System). Приборы, закрепленные на выносных креплениях в задней части автомобиля, считывали текстуру дорожного покрытия через каждые 3 миллиметра. Сразу за полотном наблюдали камеры. Компьютерные системы анализировали ширину, глубину и форму колеи.
Схожему контролю подвергли все главные магистрали штата. Основной сложностью было отличить те повреждения, которые вызвали шипы, от износа грузовым транПодвескаом и обычными (нешипованными) легковыми колесами. Как оказалось, колея, вызванная каждым из этих причин, имеет свои особенности. От шипов, к примеру, появляются две тонкие борозды, при этом вне их пределов дорога полностью ровненькая. А от остальных шин, в том числе грузовых, колеи как будто продавлены, по бокам обоих ложбинок имеются соответствующие возвышения. Асфальт не стирается, а деформируется и расползается в зоны пониженной нагрузки.
Таким макаром удалось выделить износ конкретно от шипованных шин. К примеру, на трассе I-5 глубина колеи от них составила 7 миллиметров. Принципиальное уточнение: покрытие было уложено 40 (!) годов назад, по этой дороге раз в день проходит 194 тысячи машин. Для таких событий износ просто жалкий!
ЧТО ИЗНАШИВАЮТ?
В России средний срок службы дороги 8 лет. Для строительства дорог в США до сих пор используют бетон – смесь песка, гравия и цемента. У нас его не используют еще со времен СССР – в нефтедобывающей стране битум дешевле. Бетонное покрытие имеет соответствующую особенность: в среднем через каждые 10 метров дорогу пересекают поперечные швы, заполненные битумом. Это позволяет восполнить податливость материала и снизить воздействие перепадов температуры.
На смену бетону пришел асфальтобетон – однородный темный материал, имеющий в своем составе, кроме песка, щебень, минералы и вяжущий битум, с помощью которого дорога преобразуется в единое полотно. Не считая того, асфальтобетон обладает наилучшими сцепными качествами. В Америке, где отдают предпочтение просто бетону, для увеличения безопасности в мокрую погоду на еще не застывший верхний слой наносят неглубокие опасности, отводящие воду.
ПОЧЕМУ ИЗНАШИВАЮТ?
Каждое строительство просит серьезного соблюдения технологии. С этой стороны асфальтобетон более уязвим. Точности требуется много: два слоя асфальтобетона шириной 60–80 миллиметров укладывают на подстилающий слой из песка и щебня и выдерживают минимум по трое суток каждый. Один слой асфальтобетона годится только для самых тихих улиц, где за сутки проезжает наименее 3000 машин. В российской столице таких попросту нет!
На практике выходит по-другому. Водители ругают дорожников за сужения, администрация города – за сроки. Но мало кто осознает, чем спешка оборачивается в будущем. Удовлетворенные водители нажимают на газ по едва остывшей дороге.
Положенными 72 часами просто третируют. Равно как и двухслойной технологией. Для чего растрачивать в два раза больше времени и материалов? В особенности когда за перерасход и несоблюдение сроков можно серьезно схлопотать.
Даже срезание и замена верхнего покоробленного слоя не дает долгого эффекта. Так как колеи – это деформация покрытия в целом, а не только удаляемых нескольких см. Пройдет год, и новая поверхность, как копирка, проявит недостатки старенькой. Потому в Европе такая схема не применяется. Если дорога нуждается в ремонте, ее закрывают полностью. Обходится дороже, но в результате прибыльнее...
ШИП Либо ПШИК?
Выходит, что шипованные шины – никак не главный источник появления колейности. Да, их вклад виден после кропотливой компьютерной обработки, но он мал на фоне воздействия холода, жары, ветра, томных грузовиков и других транПодвесканых средств. Еще большее значение имеет высококачественная работа инженеров и строителей. Если все изготовлено хорошо, то ровная и гладкая поверхность дороги будет веселить водителей десятилетиями.
Можно ли переработать наши нехорошие дороги в хорошие? Фуррор этой затеи сомнителен. Планировка улиц русских городов, а также отсутствие реальной кандидатуры у большинства междугородных маршрутов приведут к тому, что при настоящем полном ремонте целые районы обхватит транПодвесканый паралич. Из двух зол – отсутствие дорог и плохие дороги – выбирают наименьшее. Но шипы здесь точно ни при чем…
Колея на асфальте – это, обычно, итог несоблюдения технологии его укладки.
Германский ПОРЯДОК
Практически на всей местности Германии внедрение шипованных шин запрещено с 1975 года. Но основная причина запрета – повышение тормозного пути на чистом асфальте! Германские зимы мягенькие: снег если и выпадает, то ненадолго. Шипы разрешены только в 15-километровой зоне у границы с Австрией, в гористой Тюрингии и еще в нескольких местах, где зимой снег либо лед на дорогах – норма. Знакомые нам колеи встречаются даже на автобанах, но, конечно, не в таком масштабе. Но службы по контролю за дорогами отыскивают недочеты в своей работе. В отчете Германского дорожного союза (Deutscher Asphaltverband) указаны главные предпосылки образования колеи:
- ошибки при проектировании дороги; неверный подбор состава асфальтобетонной консистенции (не соответствует температуре и влажности среды);
- недостающая связь меж слоями асфальта;
- недостатки окончательного контроля.
Спросим читателей
Отчего в асфальте возникают колеи?
9% - всему виной климат
10% - от излишка машин
81% - из-за нерадивости дорожников
ЧЕМ ИЗНАШИВАЮТ?
К огорчению, в России суровые исследования раннего износа и нарушения структуры дорожного покрытия не проводятся. Потому воспользуемся опытом профессионалов южноамериканского штата Вашингтон (не путать с одноименной столицей). Это самый северо-восточный штат США, зима снежная, хотя и не очень морозная. Шипованные шины там тоже употребляют, хотя и реже (америкосы предпочитают всесезонку). Невзирая на это, состояние дорог безупречным не назовешь.
Для исследования происхождения колеи америкосы, в свою очередь, обратились к северным соседям. В Национальном институте оптики Квебека разработали лазерную систему измерения колеи LRMS (Laser Rut Measurement System). Приборы, закрепленные на выносных креплениях в задней части автомобиля, считывали текстуру дорожного покрытия через каждые 3 миллиметра. Сразу за полотном наблюдали камеры. Компьютерные системы анализировали ширину, глубину и форму колеи.
Схожему контролю подвергли все главные магистрали штата. Основной сложностью было отличить те повреждения, которые вызвали шипы, от износа грузовым транПодвескаом и обычными (нешипованными) легковыми колесами. Как оказалось, колея, вызванная каждым из этих причин, имеет свои особенности. От шипов, к примеру, появляются две тонкие борозды, при этом вне их пределов дорога полностью ровненькая. А от остальных шин, в том числе грузовых, колеи как будто продавлены, по бокам обоих ложбинок имеются соответствующие возвышения. Асфальт не стирается, а деформируется и расползается в зоны пониженной нагрузки.
Таким макаром удалось выделить износ конкретно от шипованных шин. К примеру, на трассе I-5 глубина колеи от них составила 7 миллиметров. Принципиальное уточнение: покрытие было уложено 40 (!) годов назад, по этой дороге раз в день проходит 194 тысячи машин. Для таких событий износ просто жалкий!
ЧТО ИЗНАШИВАЮТ?
В России средний срок службы дороги 8 лет. Для строительства дорог в США до сих пор используют бетон – смесь песка, гравия и цемента. У нас его не используют еще со времен СССР – в нефтедобывающей стране битум дешевле. Бетонное покрытие имеет соответствующую особенность: в среднем через каждые 10 метров дорогу пересекают поперечные швы, заполненные битумом. Это позволяет восполнить податливость материала и снизить воздействие перепадов температуры.
На смену бетону пришел асфальтобетон – однородный темный материал, имеющий в своем составе, кроме песка, щебень, минералы и вяжущий битум, с помощью которого дорога преобразуется в единое полотно. Не считая того, асфальтобетон обладает наилучшими сцепными качествами. В Америке, где отдают предпочтение просто бетону, для увеличения безопасности в мокрую погоду на еще не застывший верхний слой наносят неглубокие опасности, отводящие воду.
ПОЧЕМУ ИЗНАШИВАЮТ?
Каждое строительство просит серьезного соблюдения технологии. С этой стороны асфальтобетон более уязвим. Точности требуется много: два слоя асфальтобетона шириной 60–80 миллиметров укладывают на подстилающий слой из песка и щебня и выдерживают минимум по трое суток каждый. Один слой асфальтобетона годится только для самых тихих улиц, где за сутки проезжает наименее 3000 машин. В российской столице таких попросту нет!
На практике выходит по-другому. Водители ругают дорожников за сужения, администрация города – за сроки. Но мало кто осознает, чем спешка оборачивается в будущем. Удовлетворенные водители нажимают на газ по едва остывшей дороге.
Положенными 72 часами просто третируют. Равно как и двухслойной технологией. Для чего растрачивать в два раза больше времени и материалов? В особенности когда за перерасход и несоблюдение сроков можно серьезно схлопотать.
Даже срезание и замена верхнего покоробленного слоя не дает долгого эффекта. Так как колеи – это деформация покрытия в целом, а не только удаляемых нескольких см. Пройдет год, и новая поверхность, как копирка, проявит недостатки старенькой. Потому в Европе такая схема не применяется. Если дорога нуждается в ремонте, ее закрывают полностью. Обходится дороже, но в результате прибыльнее...
ШИП Либо ПШИК?
Выходит, что шипованные шины – никак не главный источник появления колейности. Да, их вклад виден после кропотливой компьютерной обработки, но он мал на фоне воздействия холода, жары, ветра, томных грузовиков и других транПодвесканых средств. Еще большее значение имеет высококачественная работа инженеров и строителей. Если все изготовлено хорошо, то ровная и гладкая поверхность дороги будет веселить водителей десятилетиями.
Можно ли переработать наши нехорошие дороги в хорошие? Фуррор этой затеи сомнителен. Планировка улиц русских городов, а также отсутствие реальной кандидатуры у большинства междугородных маршрутов приведут к тому, что при настоящем полном ремонте целые районы обхватит транПодвесканый паралич. Из двух зол – отсутствие дорог и плохие дороги – выбирают наименьшее. Но шипы здесь точно ни при чем…
Колея на асфальте – это, обычно, итог несоблюдения технологии его укладки.
Германский ПОРЯДОК
Практически на всей местности Германии внедрение шипованных шин запрещено с 1975 года. Но основная причина запрета – повышение тормозного пути на чистом асфальте! Германские зимы мягенькие: снег если и выпадает, то ненадолго. Шипы разрешены только в 15-километровой зоне у границы с Австрией, в гористой Тюрингии и еще в нескольких местах, где зимой снег либо лед на дорогах – норма. Знакомые нам колеи встречаются даже на автобанах, но, конечно, не в таком масштабе. Но службы по контролю за дорогами отыскивают недочеты в своей работе. В отчете Германского дорожного союза (Deutscher Asphaltverband) указаны главные предпосылки образования колеи:
- ошибки при проектировании дороги; неверный подбор состава асфальтобетонной консистенции (не соответствует температуре и влажности среды);
- недостающая связь меж слоями асфальта;
- недостатки окончательного контроля.
Спросим читателей
Отчего в асфальте возникают колеи?
9% - всему виной климат
10% - от излишка машин
81% - из-за нерадивости дорожников