Дороги Платная неудача
В прошедшем году президент Дмитрий Медведев подписал поправки к федеральному закону «Об авто дорогах и дорожной деятельности в РФ». В согласовании с ними федеральные, региональные, также местные органы власти могут объявлять платными не только лишь целые дороги общего использования, да и их отдельные участки
Правда, пока назначать плату за проезд можно только на не так давно построенных либо не так давно отремонтированных дорогах, проектная документация на которые утверждена после 14 ноября 2007 года (другими словами после вступления в силу самого закона). При всем этом Энциклопедия грузовых автомобилей за проезд все-же подразумевается брать только там, где есть бесплатная кандидатура. Где ожидать платных дорожных радостей сначала?
Гулкий «Дон» Платный участок дороги длиной 52 км уже существует на федеральной трассе М4 «Дон». Это обход села Хлевное и городка Задонск (на границе Воронежской и Липецкой областей). Одно время там шел ремонт, и плата за проезд не взималась. Но не так давно все завершилось, и сейчас такса тут около 1 руб. за км. Порядка 55 руб. за весь отрезок. Ночкой чуток дешевле – около 50 руб. Вообщем, на трассу «Дон» власти издавна положили глаз. Когда в качестве опыта обход Хлевного стал платным – тогда это было 20 руб. с легковушки – Различное возмутились, но стерпели и стали платить… Хотя построена дорога была на Энциклопедия грузовых автомобилей налогоплательщиков, а реконструкция ее финансировалась из дорожного фонда. Смолчал люд поэтому, что, когда запустили платный участок, 1-ые два года все средства шли управлению трассы «Дон». Энциклопедия грузовых автомобилей там выходили солидные, их хватало на содержание трассы на всей местности Липецкой области – капиталистическая экономика в действии. Но позже систему финансирования поменяли. Куда сейчас уходят Энциклопедия грузовых автомобилей и как они ворачиваются в дорогу – сие нам непонятно. И вот сейчас идет речь обо всей федеральной трассе.
С 1 мая 2010 года трасса М4 передана в управление госкомпании «Автодор». Уже объявлено о внедрении оплаты за проезд 2-ух участков трассы, находящихся на местности Ростовской области: 1-ый – от развилки Лиховской до Новочеркасска, 2-ой – от Батайска до границы с Краснодарским краем. Для машин с местными номерами (61 и 161) будет изготовлено исключение – введение платы за проезд их не коснется. Донские автомобилисты сумеют «бесплатно услаждаться новым качеством дорог», которое является неотклонимым условием для придания им статуса платных. До старта Олимпиады-2014 правительство запланировало издержать на «Дон» более 600 миллиардов руб. На значимой части реконструированного участка (4-6 полос) уже стоит разделительный барьер, в почти всех местах – виадуки, даже на малозначительных ответвлениях; а на больших пересечениях, как, например, под Богучаром, – развязки. Сейчас по объездной обходят и город Богородицк (около 32 км), местные обитатели запамятовали про вечно ремонтирующийся мост в Верхнем Мамоне – заработал новый, современный. А после Ростова-на-Дону до поворота на Краснодар – вообщем песня: всюду новые эстакады, развилки и проч. Стройка длится. Краса! Одни сплошные плюсы. Пока дорога бесплатная. А станет платной – люд отправится в кандидатуру, а там… Как говорят липецкие автовладельцы, на параллельную дорогу власти «забили» – она убитая (хотя налоги исправно собираются), за ней издавна закончили смотреть, ее содержание, видимо, сведено к нулю.
По словам представителей «Автодора», пока из 1517 км трассы «Дон» платными будут 766 (практически 40%). А вот когда к Олимпиаде дорогу реконструируют стопроцентно, встанет вопрос и об оставшихся бесплатных 60%.
Федеральные трассы, которые перейдут в управление госкомпании «Российские авто дороги» до 2015 года Засада на ЗСД Вкладываться властям пришлось и при строительстве Западного Высокоскоростного Поперечника (ЗСД) в Санкт-Петербурге — первой в Рф платной дороги, построенной на критериях концессии. ЗСД – высокоскоростная магистраль, которая пройдет по эстакаде через районы плотной жилой застройки (от развязки на скрещении с Кольцевой повдоль ж/д путей Балтийского направления через Морской канал, Канонерский и Васильевский острова, Приморское шоссе и до автодороги «Скандинавия» в районе поселка Белоостров). Всего практически 50 км. Проезд по ней планируется сделать платным уже в первом квартале этого года.
Из общей цены дороги (которая не раз увеличивалась и сейчас составляет 212 миллиардов руб.) 50% был должен выделить федеральный бюджет, 34% – концессионер и 16% – городской бюджет. При всем этом концессионер получал право эксплуатации высокоскоростной трассы, чтобы окупить свои расходы. В конечном итоге город издержал на практически 6-километровый участок около 16 миллиардов рублей.
Сейчас планируется объявить новый концессионный конкурс. А пока вторую очередь ЗСД будут строить не за Энциклопедия грузовых автомобилей концессионеров (их сейчас не уговорить), а за Энциклопедия грузовых автомобилей налогоплательщиков.
Сколько придется платить за проезд по высокоскоростной трассе? Данные расползаются. Еще не так давно гласили, что на первом участке ЗСД (от КАД до грузовых районов морского торгового порта) будут брать плату в 100 руб. с легковых машин, сейчас сумма уменьшилась до 70...
По кускам Если так все тяжко, может, не «заморачиваться» всей дорогой, а сдавать участки трасс инвесторам внарезку – поразмыслили, видимо, в верхах… Реконструкция нескольких км не заняла бы длительное время и не стоила бы обезумевших сумм, а после нее эти отрезки смогли бы приносить предпринимателям резвые Энциклопедия грузовых автомобилей. Через пару лет высококачественный участок дороги мог бы возвратиться в государственное лоно… Может быть, это и выход, но если все кинутся в концессию – арендовать дороги, то кто же будет строить новые, бесплатные, и тем паче – чинить имеющиеся?.. Понятно, что 1-ые платные участки появятся не на строящихся, а на уже действующих трассах, которые будут быстренько «отремонтированы-реконструированы».
Копейка за дорогу На Западе платные дороги составляют десятые толики процента от общего числа, а финансирование бесплатных происходит только за счет налогов. В Рф же собирается только 50% транПодвесканого налога. В 2009 году, к примеру, собрали 62 миллиардов рублей. А общие издержки на дорожную сеть составили 200 миллиардов. То, как собираются Энциклопедия грузовых автомобилей в продвинутых странах, – тема отдельного материала. А вот то, сколько стоит проезд по тамошним дорогам, – ни для кого не тайна.
Где, что, когда Пока «коммерческие» проекты можно перечесть по пальцам. Как уже было сказано, введен ряд платных участков в Липецкой, Ростовской, Псковской областях. Строится участок длиной 44 км в обход городка Ногинска (дорога должна разгрузить трассу М7 «Волга» около Балашихи), плановое окончание стройки – в 2016 году. На теоретическом уровне в Рф в наиблежайшие годы могут стать платными 1380 км федеральных дорог. «Автодор» заявил о работах по строительству и реконструкции до 2016 года 235,1 км автодороги М1 «Беларусь», 122 км – М3 «Украина», 671,9 км – М4 «Дон», 251 км – М10 Москва – Санкт-Петербург, 53,9 км ЦКАД Столичной области, 54 км магистрали Казань – Оренбург – граница Казахстана. К 2016 году госкомпания уповает собрать с автомобилистов 62,8 миллиардов рублей «платы за проезд». Сумма, равная доходам от транПодвесканого налогообложения, и очень дальная от 1 трлн, который, по данным дорожников, нужен, чтоб держать дороги Рф в порядке. Так ради чего будут огород городить?..
Кстати С 1 января 2011 года отменена плата за проезд по мосту через Обь в Барнауле и дороге регионального значения Алтай – Кузбасс. После длительных раздумий власти пошли навстречу популяции...
Цена проезда Германия: легковушки – безвозмездно, грузовики – 0,15 ?/км
Франция: 0,12 ?/км
Испания: 0,03–0,08 ?/км
Австрия: 7? – 10 дней, 72? – год
Чехия: $15 (400 чеш. крон) – год
Италия: 0,04–0,07 ?/км
Швейцария: 40 шв. франков – год
А самая дорогая в Европе – платная трасса Полуостров – Вышгородок в Псковской области. Тут километр дороги для грузовиков обходится в 17 рублей (0,4 евро), чуток дешевле для легковых машин. Кандидатура — плюс 150 км по бесплатному бездорожью.
История о концессиях В 2006 году появилась мысль выстроить всеполноценную платную трассу Москва – Санкт-Петербург. Но средств на таковой огромный проект (по оценкам, около 200-240 миллиардов руб.) у страны нет. Вот и заговорили о концессиях… Сходу вспоминается учебник истории и рассказ о НЭПе, когда введение концессий было типо продиктовано необходимостью переоснащения, вербования новых технологий, оборудования, опыта... Может быть, все это и было, но любая концессия старалась при всем этом как можно больше выдавить из Рф за время собственной работы тут.
Сущность сегодняшнего партнерства страны с концессионером в последующем. Правительство дает личной компании землю лет на 30, та на ней строит дорогу, оправдывает издержки методом сбора платы с клиентов, зарабатывает прибыль и возвращает трассу государству. Практика по сути очень всераспространенная в мире. Неувязка только в том, что Наша родина – не весь мир…
Новая история… Решение зрело издавна – экономных средств на строительство дорог в Рф не хватает. Еще в 1992 году Борис Ельцин пробовал завести платные дороги, был даже принят закон «О строительстве и эксплуатации авто дорог на коммерческой основе»… Но ситуация в стране была такая, что люд просто побоялись нервировать еще раз.
Зато сейчас уже никто ничего не опасается. И возмущение автомобилистов: «Доколе будут рвать две шкуры – и транПодвесканый налог (либо акциз на бензин – как решат), и оплату дорог?!» – потонуло в слезах народа, просящего у власти наконец выстроить обычные дороги.
Светлое будущее для русских дорог наступит еще не завтра. А пока научиться воспользоваться системой платных автобанов россияне могут за рубежом На мой взор... Разгул жадности местных чиновников с принятием нового закона вызывает опасение. Но почему-либо я уверена, что до платного их счастья еще далековато. Одна техно деталь: развязки платных дорог устроены таким макаром, что въехать либо покинуть трассу, минуя КПП (контрольно-пропускной пункт), просто нереально. А КПП – это довольно широкий участок дороги, на котором размещено огромное количество турникетов. И все это, в общем-то, худо-бедно нужно выстроить, огородить, а означает – потратиться, вложиться, профинансировать…
Лена Шитикова, редактор
Гулкий «Дон» Платный участок дороги длиной 52 км уже существует на федеральной трассе М4 «Дон». Это обход села Хлевное и городка Задонск (на границе Воронежской и Липецкой областей). Одно время там шел ремонт, и плата за проезд не взималась. Но не так давно все завершилось, и сейчас такса тут около 1 руб. за км. Порядка 55 руб. за весь отрезок. Ночкой чуток дешевле – около 50 руб. Вообщем, на трассу «Дон» власти издавна положили глаз. Когда в качестве опыта обход Хлевного стал платным – тогда это было 20 руб. с легковушки – Различное возмутились, но стерпели и стали платить… Хотя построена дорога была на Энциклопедия грузовых автомобилей налогоплательщиков, а реконструкция ее финансировалась из дорожного фонда. Смолчал люд поэтому, что, когда запустили платный участок, 1-ые два года все средства шли управлению трассы «Дон». Энциклопедия грузовых автомобилей там выходили солидные, их хватало на содержание трассы на всей местности Липецкой области – капиталистическая экономика в действии. Но позже систему финансирования поменяли. Куда сейчас уходят Энциклопедия грузовых автомобилей и как они ворачиваются в дорогу – сие нам непонятно. И вот сейчас идет речь обо всей федеральной трассе.
С 1 мая 2010 года трасса М4 передана в управление госкомпании «Автодор». Уже объявлено о внедрении оплаты за проезд 2-ух участков трассы, находящихся на местности Ростовской области: 1-ый – от развилки Лиховской до Новочеркасска, 2-ой – от Батайска до границы с Краснодарским краем. Для машин с местными номерами (61 и 161) будет изготовлено исключение – введение платы за проезд их не коснется. Донские автомобилисты сумеют «бесплатно услаждаться новым качеством дорог», которое является неотклонимым условием для придания им статуса платных. До старта Олимпиады-2014 правительство запланировало издержать на «Дон» более 600 миллиардов руб. На значимой части реконструированного участка (4-6 полос) уже стоит разделительный барьер, в почти всех местах – виадуки, даже на малозначительных ответвлениях; а на больших пересечениях, как, например, под Богучаром, – развязки. Сейчас по объездной обходят и город Богородицк (около 32 км), местные обитатели запамятовали про вечно ремонтирующийся мост в Верхнем Мамоне – заработал новый, современный. А после Ростова-на-Дону до поворота на Краснодар – вообщем песня: всюду новые эстакады, развилки и проч. Стройка длится. Краса! Одни сплошные плюсы. Пока дорога бесплатная. А станет платной – люд отправится в кандидатуру, а там… Как говорят липецкие автовладельцы, на параллельную дорогу власти «забили» – она убитая (хотя налоги исправно собираются), за ней издавна закончили смотреть, ее содержание, видимо, сведено к нулю.
По словам представителей «Автодора», пока из 1517 км трассы «Дон» платными будут 766 (практически 40%). А вот когда к Олимпиаде дорогу реконструируют стопроцентно, встанет вопрос и об оставшихся бесплатных 60%.
Федеральные трассы, которые перейдут в управление госкомпании «Российские авто дороги» до 2015 года Засада на ЗСД Вкладываться властям пришлось и при строительстве Западного Высокоскоростного Поперечника (ЗСД) в Санкт-Петербурге — первой в Рф платной дороги, построенной на критериях концессии. ЗСД – высокоскоростная магистраль, которая пройдет по эстакаде через районы плотной жилой застройки (от развязки на скрещении с Кольцевой повдоль ж/д путей Балтийского направления через Морской канал, Канонерский и Васильевский острова, Приморское шоссе и до автодороги «Скандинавия» в районе поселка Белоостров). Всего практически 50 км. Проезд по ней планируется сделать платным уже в первом квартале этого года.
Из общей цены дороги (которая не раз увеличивалась и сейчас составляет 212 миллиардов руб.) 50% был должен выделить федеральный бюджет, 34% – концессионер и 16% – городской бюджет. При всем этом концессионер получал право эксплуатации высокоскоростной трассы, чтобы окупить свои расходы. В конечном итоге город издержал на практически 6-километровый участок около 16 миллиардов рублей.
Сейчас планируется объявить новый концессионный конкурс. А пока вторую очередь ЗСД будут строить не за Энциклопедия грузовых автомобилей концессионеров (их сейчас не уговорить), а за Энциклопедия грузовых автомобилей налогоплательщиков.
Сколько придется платить за проезд по высокоскоростной трассе? Данные расползаются. Еще не так давно гласили, что на первом участке ЗСД (от КАД до грузовых районов морского торгового порта) будут брать плату в 100 руб. с легковых машин, сейчас сумма уменьшилась до 70...
По кускам Если так все тяжко, может, не «заморачиваться» всей дорогой, а сдавать участки трасс инвесторам внарезку – поразмыслили, видимо, в верхах… Реконструкция нескольких км не заняла бы длительное время и не стоила бы обезумевших сумм, а после нее эти отрезки смогли бы приносить предпринимателям резвые Энциклопедия грузовых автомобилей. Через пару лет высококачественный участок дороги мог бы возвратиться в государственное лоно… Может быть, это и выход, но если все кинутся в концессию – арендовать дороги, то кто же будет строить новые, бесплатные, и тем паче – чинить имеющиеся?.. Понятно, что 1-ые платные участки появятся не на строящихся, а на уже действующих трассах, которые будут быстренько «отремонтированы-реконструированы».
Копейка за дорогу На Западе платные дороги составляют десятые толики процента от общего числа, а финансирование бесплатных происходит только за счет налогов. В Рф же собирается только 50% транПодвесканого налога. В 2009 году, к примеру, собрали 62 миллиардов рублей. А общие издержки на дорожную сеть составили 200 миллиардов. То, как собираются Энциклопедия грузовых автомобилей в продвинутых странах, – тема отдельного материала. А вот то, сколько стоит проезд по тамошним дорогам, – ни для кого не тайна.
Где, что, когда Пока «коммерческие» проекты можно перечесть по пальцам. Как уже было сказано, введен ряд платных участков в Липецкой, Ростовской, Псковской областях. Строится участок длиной 44 км в обход городка Ногинска (дорога должна разгрузить трассу М7 «Волга» около Балашихи), плановое окончание стройки – в 2016 году. На теоретическом уровне в Рф в наиблежайшие годы могут стать платными 1380 км федеральных дорог. «Автодор» заявил о работах по строительству и реконструкции до 2016 года 235,1 км автодороги М1 «Беларусь», 122 км – М3 «Украина», 671,9 км – М4 «Дон», 251 км – М10 Москва – Санкт-Петербург, 53,9 км ЦКАД Столичной области, 54 км магистрали Казань – Оренбург – граница Казахстана. К 2016 году госкомпания уповает собрать с автомобилистов 62,8 миллиардов рублей «платы за проезд». Сумма, равная доходам от транПодвесканого налогообложения, и очень дальная от 1 трлн, который, по данным дорожников, нужен, чтоб держать дороги Рф в порядке. Так ради чего будут огород городить?..
Кстати С 1 января 2011 года отменена плата за проезд по мосту через Обь в Барнауле и дороге регионального значения Алтай – Кузбасс. После длительных раздумий власти пошли навстречу популяции...
Цена проезда Германия: легковушки – безвозмездно, грузовики – 0,15 ?/км
Франция: 0,12 ?/км
Испания: 0,03–0,08 ?/км
Австрия: 7? – 10 дней, 72? – год
Чехия: $15 (400 чеш. крон) – год
Италия: 0,04–0,07 ?/км
Швейцария: 40 шв. франков – год
А самая дорогая в Европе – платная трасса Полуостров – Вышгородок в Псковской области. Тут километр дороги для грузовиков обходится в 17 рублей (0,4 евро), чуток дешевле для легковых машин. Кандидатура — плюс 150 км по бесплатному бездорожью.
История о концессиях В 2006 году появилась мысль выстроить всеполноценную платную трассу Москва – Санкт-Петербург. Но средств на таковой огромный проект (по оценкам, около 200-240 миллиардов руб.) у страны нет. Вот и заговорили о концессиях… Сходу вспоминается учебник истории и рассказ о НЭПе, когда введение концессий было типо продиктовано необходимостью переоснащения, вербования новых технологий, оборудования, опыта... Может быть, все это и было, но любая концессия старалась при всем этом как можно больше выдавить из Рф за время собственной работы тут.
Сущность сегодняшнего партнерства страны с концессионером в последующем. Правительство дает личной компании землю лет на 30, та на ней строит дорогу, оправдывает издержки методом сбора платы с клиентов, зарабатывает прибыль и возвращает трассу государству. Практика по сути очень всераспространенная в мире. Неувязка только в том, что Наша родина – не весь мир…
Новая история… Решение зрело издавна – экономных средств на строительство дорог в Рф не хватает. Еще в 1992 году Борис Ельцин пробовал завести платные дороги, был даже принят закон «О строительстве и эксплуатации авто дорог на коммерческой основе»… Но ситуация в стране была такая, что люд просто побоялись нервировать еще раз.
Зато сейчас уже никто ничего не опасается. И возмущение автомобилистов: «Доколе будут рвать две шкуры – и транПодвесканый налог (либо акциз на бензин – как решат), и оплату дорог?!» – потонуло в слезах народа, просящего у власти наконец выстроить обычные дороги.
Светлое будущее для русских дорог наступит еще не завтра. А пока научиться воспользоваться системой платных автобанов россияне могут за рубежом На мой взор... Разгул жадности местных чиновников с принятием нового закона вызывает опасение. Но почему-либо я уверена, что до платного их счастья еще далековато. Одна техно деталь: развязки платных дорог устроены таким макаром, что въехать либо покинуть трассу, минуя КПП (контрольно-пропускной пункт), просто нереально. А КПП – это довольно широкий участок дороги, на котором размещено огромное количество турникетов. И все это, в общем-то, худо-бедно нужно выстроить, огородить, а означает – потратиться, вложиться, профинансировать…
Лена Шитикова, редактор