Дороги Рф приговор № 24
Специалисты Глобального банка подготовили доклад о состоянии и перспективах экономики Рф. В сей раз большой раздел был посвящен дорогам.

Группа экономистов и аналитиков под управлением головного спеца по Рф Глобального банка (ВБ) Желько Богетича подготовила многостраничный документ, который я прочел с огромным любопытством. Нам предрекают в сегодняшнем году рост ВВП на 4,4% – хорошо. Но создатели призывают не обольщаться: высочайшие мировые цены на нефть – это не навечно, потому нужны реформы.
Главные направления отлично известны: сокращение муниципального сектора, улучшение делового и вкладывательного климата, развитие малых и средних компаний... Здесь все понятно даже без высшего экономического образования. Но собственный анализ денежных заморочек (а это, согласитесь, ровная обязанность работников хоть какого банка) в сей раз создатели доклада решили дополнить обзором состояния дорожной инфраструктуры Рф, обозначить главные ее болячки и даже прописать рецепты для излечения. А это уже любопытно, ведь мы всегда высоко ценили советы иноземцев и не обожали «пророков в собственном отечестве»…
Недешево и сгнивало Для начала создатели приводят убийственную цифру: толика муниципальных расходов на дорожное хозяйство в ВВП Рф сократилась с 2,8% в 2000 году до 1,5% в 2009-м. Для сопоставления: последние 20 лет Китай раз в год расходовал на дорожное хозяйство около 3,5% ВВП, что позволило существенно повысить качество, прирастить протяженность дорожной сети и тем поддержать экономический бум. А у нас?
Иноземцы подписали приговор русской дорожной системе. «Из 50 тыс. км федеральных авто дорог нормативным требованиям соответствуют наименее трети, состояние которых можно считать удовлетворительным... Более 50% федеральной дорожной сети не удовлетворяет нормативным требованиям по ровности и прочности дорожного покрытия». И это наилучшие дороги страны! О том, как смотрятся региональные и городские трассы, лучше промолчать…
Разрушение покрытия происходит, по воззрению профессионалов, сначала из-за отсутствия соответствующего ухода; к тому же новые трассы проектируют по старенькым нормам. Как проявили расчеты аналитиков, из-за хронически недовыполненных работ по содержанию дорог расходы на перевозку грузов растут втрое (с учетом утрат горючего, времени и износа автомобилей), «что впрямую оказывает влияние на стоимость продуктов и расходы потребителей». О каком «инвестиционном буме» в таких критериях можно гласить?..
И еще спецы Глобального банка окрестили русские трассы самыми дорогими. Это связано с «отсутствием конкуренции в дорожной промышленности, утечкой средств и коррупцией». Для сопоставления в докладе ВБ приводятся данные о цены содержания дорог в Финляндии, где климатические условия приблизительно такие же, как в Рф. Там в 2007 году на 1 км дороги издержали всего 9,5 тыс. долл., а это в три-пять раз меньше русских характеристик.
Финляндия нам не указ Понятно, что есть в дорожной отрасли и коррупция, и факты воровства, и система откатов… Но почему такое большущее расхождение в цифрах с той же Финляндией? Попытка разобраться привела к любознательным результатам. По словам служащих столичного консульства ВБ, данные они брали из открытых источников; результаты исследования с самими дорожниками не обсуждали (напомню, создатели – финансисты). Потому, как убеждает глава Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, сопоставление неправильно.
Данные Финляндии взяты средние по всей дорожной сети (включая федеральные, региональные, сельские дороги, также паромные переправы), а по РФ – только по федеральным трассам, самым дорогим в содержании. А если брать все дороги, то тогда средняя русская стоимость содержания дорог свалится до 9–10 тыс. долл. за 1 км. Правда, в этом перечне будет учтена и дорога к безвестной деревеньке, которую смывает каждый год, а не чинили никогда. И вообщем дорожная ветвь Рф финансируется в среднем наименее чем на 50% от того, что требуют нормативы…
Не достаточно платим? Чтоб усовершенствовать нашу дорожную сеть, аналитики Глобального банка предлагают прирастить финансирование. Хорошая мысль! Только за счет чего? Во-1-х, нужно резко повысить налоги и акцизы с ГСМ. Во-2-х, существенно поднять сборы за выдачу номерных символов и регистрацию. Того, что собирают на данный момент, по воззрению аналитиков ВБ, очень не достаточно. И в-3-х, серьезно прирастить количество платных дорог. Но при всем этом спецы ВБ не молвят, каким образом резко повысить доходы россиян, предлагая за счет народа решить программку, с которой не совладевает правительство…
Но с одним из выводов иноземцев я соглашусь, при этом готов проголосовать за него 2-мя руками. Они считают, что в Рф следует кардинально поменять правила проведения дорожных тендеров, отрешиться от системы, когда одолевает тот, кто предложил самую малую стоимость. И сделать их полностью прозрачными! Также перейти на договоры так именуемого «жизненного цикла» – когда компания берется не только лишь выстроить дорогу, да и содержать ее 20–25 лет…
Заметки на полях Меж иным, сегодняшний доклад ВБ, посвященный русской экономике, – уже 24-й по счету. Но тема дорог появляется в их нечасто – приблизительно раз в 10 лет. В прошедший раз специалисты тоже отыскали наши дороги нехорошими, но в качестве реального шага для их улучшения посоветовали… устранить систему дорожных фондов. Дескать, они со собственной задачей не управляются, система расходования средств непрозрачная… Тогда правительство М. Касьянова к советам иноземцев прислушалось – и что мы получили? Ответ – см. выше.