Шофер в суде – заранее проигранная битва
Отгадайте загадку: кому поверит судья в спорной ситуации - водителю или сотруднику ДПС? Ответ верный. Тысячи автомобилистов лично убеждались - выиграть в суде дело против Госавтоинспекции фактически нереально, и не принципно, прав инспектор или нет. Но лед этой трудности в конце концов тронулся. Вопрос о положении водителей в судах поставлен ребром: уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин выступил с заявлением, в каком открыто критикует сложившуюся судебную практику и предлагает вариант реформирования процедуры рассмотрения административных дел.
Толчком к этому послужило интервью в «Российской газете» председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой, которая на всю страну открыто обозначила позицию Фемиды в отношении водителей: «Если в суд представлен только составленный протокол, то мы верим документу. Когда слово милиционера против слова водителя, мы верим милиционеру».
Как говорится, без комментариев...
«Мы отлично понимаем, что в милиции служат разные люди. Есть честные, есть другие, - попробовала смягчить тон беседы высокопоставленный судья Ольга Егорова. - Но давайте посмотрим с другой стороны: какие у нас основания не верить сотрудникам милиции, составившим протокол? Они должностные лица. Они отвечают за свои деяния по закону, в том числе по Уголовному кодексу».
По мнению судьи, водителю необходимо не считая собственных слов предоставлять определенные доказательства, например, заключения экспертиз, показания свидетелей, схемы. С этим нельзя не согласиться: в суде человек должен уметь защищать себя правовыми методами, а не детским лепетом вроде фраз «я не виноват». Но, как показывает практика, доказательства водителей в абсолютном большинстве спорных случаев все равно оказываются слабее резонов ГИБДД.
Водителя Мазда 3 Максима Трошина сотрудники ГИБДД остановили в Ашинском районе на М-5. Обгон в зоне деяния знака. Решение мирового судьи - 5 месяцев лишения права управления. Обжаловал. В районном суде постановление оставили в силе. Максим желает сопротивляться дальше.
«Знак в том месте не дублируется с левой стороны, и разметки нет, - ведает Максим, - поэтому, не заметив его при обгоне фуры, я просто не знал, что въехал в зону деяния знака «Обгон запрещен». Мои пробы объяснить ситуацию судье ни к чему не привели, потому что ГИБДД предоставила «убедительные» доказательства: рапорт, видеозапись и показания 2-ух свидетелей, один из которых - напарник оформлявшего меня инспектора. А 2-ой свидетель - шофер, которого я обогнал. Его объяснения полностью написал инспектор, а шофер только черкнул: «С моих слов записано верно». Позже я встречался с этим свидетелем, он произнес, что не помнил, стоял ли знак, не знал, на ом километре все это вышло, а просто поверил на слово инспектору и поставил подпись. Вот такие вот доказательства».
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин резюмировал происходящее сейчас в судах в отношении автомобилистов: «Отсутствие состязательности в реальный может превращать административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и отлично реализовывать преследование людей по собственному произволу».
Как разъясняет Лукин, на момент в судебном заседании по делам об административных правонарушениях отсутствует должностное лицо, уполномоченное поддерживать и доказывать предъявленное нарушителю обвинение. Бремя доказывания обвинения в судебном заседании стопроцентно ложится на судью. Непосредственно судья должен по своей инициативе отыскивать аргументы для опровержения резонов стороны защиты. Фактически шофер противоборствует не обвинению, а самому суду.
Справедливости ради стоит отметить, что нередко и автомобилисты отправляются в суд, не удосужившись заранее выяснить все особенности рассмотрения похожих дел, а позднее клянут гаишников и всю судебную систему. Ну как минимум зайдите на интернет-веб-сайт Челябинского областного суда и спросите о качествах в разделе «Вопросы председателю», который действует по принципу веб-приемной.
Правда, некоторые автолюбители умудряются и злоупотреблять своими заниями. Не Секрет, что срок давности по «водительским» делам всего два месяца, и нерадивые автомобилисты всячески пробуют затянуть рассмотрение, сочиняют командировки, больничные. Естественно, судьи пресекают похожее жульничество. Очередной аргумент в защиту судейского общества - колоссальная нагрузка служителей Фемиды. Хотя для несправедливого решения это, естественно, не оправдание...
Разрешение создавшейся ситуации уполномоченный по правам человека видит в принятии административно-процессуального кодекса, который бы правильно регламентировал все тонкости рассмотрения похожих дел. И судьи, и юристы соглашаются, что вопрос о разработке этого документа уже давно перезрел. Владимир Лукин обратился к федеральным органам исполнительной и законодательной власти с призывом ускорить подготовку и внесение соответствующего законопроекта в Государственную думу.
С принятием такого кодекса в процедуре рассмотрения административных нарушений водителей практически все встанет на свои места, но станут ли судьи тщательнее разбираться в делах или по-прежнему будут свято верить сотруднкам ДПС?
«Создание административно-процессуального кодекса - это только одна из подходящих мер. Но поначалу необходимо хотя бы начать рассматривать дела о лишении водительских прав, - говорит управляющий челябинского отделения межрегиональной общественной организации «Свобода выбора» Алексей Бруй. - Не так издавна мы были в копейском суде, а там висит объявление о том, что в таковой-то день с 14 до 16 часов рассмотрение 26 (!) административных дел. Сами понимаете - в течение 5 минут, отведенных на каждого водителя, ни о каком толковом рассмотрении дела, соблюдении процессуального порядка даже речи не идет. У их уже отпечатаны все постановления, только фамилии подставляй. При всем этом в каждом втором постановлении считается: «Нет событий не доверять сотруднику ДПС», а на то, что инспектора часто полную ахинею пишут, судьи закрывают глаза. Мы не просим многого, просто начните рассматривать дела, нам всего только нужна законность и объективность, которыми пока и не пахнет» Мария ШРАМЕНКО, autochel.ru Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ремонт автомобиля
Толчком к этому послужило интервью в «Российской газете» председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой, которая на всю страну открыто обозначила позицию Фемиды в отношении водителей: «Если в суд представлен только составленный протокол, то мы верим документу. Когда слово милиционера против слова водителя, мы верим милиционеру».
Как говорится, без комментариев...
«Мы отлично понимаем, что в милиции служат разные люди. Есть честные, есть другие, - попробовала смягчить тон беседы высокопоставленный судья Ольга Егорова. - Но давайте посмотрим с другой стороны: какие у нас основания не верить сотрудникам милиции, составившим протокол? Они должностные лица. Они отвечают за свои деяния по закону, в том числе по Уголовному кодексу».
По мнению судьи, водителю необходимо не считая собственных слов предоставлять определенные доказательства, например, заключения экспертиз, показания свидетелей, схемы. С этим нельзя не согласиться: в суде человек должен уметь защищать себя правовыми методами, а не детским лепетом вроде фраз «я не виноват». Но, как показывает практика, доказательства водителей в абсолютном большинстве спорных случаев все равно оказываются слабее резонов ГИБДД.
Водителя Мазда 3 Максима Трошина сотрудники ГИБДД остановили в Ашинском районе на М-5. Обгон в зоне деяния знака. Решение мирового судьи - 5 месяцев лишения права управления. Обжаловал. В районном суде постановление оставили в силе. Максим желает сопротивляться дальше.
«Знак в том месте не дублируется с левой стороны, и разметки нет, - ведает Максим, - поэтому, не заметив его при обгоне фуры, я просто не знал, что въехал в зону деяния знака «Обгон запрещен». Мои пробы объяснить ситуацию судье ни к чему не привели, потому что ГИБДД предоставила «убедительные» доказательства: рапорт, видеозапись и показания 2-ух свидетелей, один из которых - напарник оформлявшего меня инспектора. А 2-ой свидетель - шофер, которого я обогнал. Его объяснения полностью написал инспектор, а шофер только черкнул: «С моих слов записано верно». Позже я встречался с этим свидетелем, он произнес, что не помнил, стоял ли знак, не знал, на ом километре все это вышло, а просто поверил на слово инспектору и поставил подпись. Вот такие вот доказательства».
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин резюмировал происходящее сейчас в судах в отношении автомобилистов: «Отсутствие состязательности в реальный может превращать административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и отлично реализовывать преследование людей по собственному произволу».
Как разъясняет Лукин, на момент в судебном заседании по делам об административных правонарушениях отсутствует должностное лицо, уполномоченное поддерживать и доказывать предъявленное нарушителю обвинение. Бремя доказывания обвинения в судебном заседании стопроцентно ложится на судью. Непосредственно судья должен по своей инициативе отыскивать аргументы для опровержения резонов стороны защиты. Фактически шофер противоборствует не обвинению, а самому суду.
Справедливости ради стоит отметить, что нередко и автомобилисты отправляются в суд, не удосужившись заранее выяснить все особенности рассмотрения похожих дел, а позднее клянут гаишников и всю судебную систему. Ну как минимум зайдите на интернет-веб-сайт Челябинского областного суда и спросите о качествах в разделе «Вопросы председателю», который действует по принципу веб-приемной.
Правда, некоторые автолюбители умудряются и злоупотреблять своими заниями. Не Секрет, что срок давности по «водительским» делам всего два месяца, и нерадивые автомобилисты всячески пробуют затянуть рассмотрение, сочиняют командировки, больничные. Естественно, судьи пресекают похожее жульничество. Очередной аргумент в защиту судейского общества - колоссальная нагрузка служителей Фемиды. Хотя для несправедливого решения это, естественно, не оправдание...
Разрешение создавшейся ситуации уполномоченный по правам человека видит в принятии административно-процессуального кодекса, который бы правильно регламентировал все тонкости рассмотрения похожих дел. И судьи, и юристы соглашаются, что вопрос о разработке этого документа уже давно перезрел. Владимир Лукин обратился к федеральным органам исполнительной и законодательной власти с призывом ускорить подготовку и внесение соответствующего законопроекта в Государственную думу.
С принятием такого кодекса в процедуре рассмотрения административных нарушений водителей практически все встанет на свои места, но станут ли судьи тщательнее разбираться в делах или по-прежнему будут свято верить сотруднкам ДПС?
«Создание административно-процессуального кодекса - это только одна из подходящих мер. Но поначалу необходимо хотя бы начать рассматривать дела о лишении водительских прав, - говорит управляющий челябинского отделения межрегиональной общественной организации «Свобода выбора» Алексей Бруй. - Не так издавна мы были в копейском суде, а там висит объявление о том, что в таковой-то день с 14 до 16 часов рассмотрение 26 (!) административных дел. Сами понимаете - в течение 5 минут, отведенных на каждого водителя, ни о каком толковом рассмотрении дела, соблюдении процессуального порядка даже речи не идет. У их уже отпечатаны все постановления, только фамилии подставляй. При всем этом в каждом втором постановлении считается: «Нет событий не доверять сотруднику ДПС», а на то, что инспектора часто полную ахинею пишут, судьи закрывают глаза. Мы не просим многого, просто начните рассматривать дела, нам всего только нужна законность и объективность, которыми пока и не пахнет» Мария ШРАМЕНКО, autochel.ru Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ремонт автомобиля