АБХАЗИЯ Дальная И БЛИЗКАЯ
АБХАЗИЯ Дальная И БЛИЗКАЯ
АВТОКЛУБ
ПУТЕШЕСТВИЕ: АБХАЗИЯ
АБХАЗИЯ Дальная И БЛИЗКАЯ
Лена МАЛАХОВА, МОСКВА. ФОТО Создателя И Миши ВАЖНЕНКО
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отвергнут от вас,
Чтобы вечно их держать в голове,
там нужно быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
М.Ю. Лермонтов
«Сумасшедшие!» – гласили нам многие, узнав о сумасшедшей идее поехать в беспокойную Абхазию, да к тому же на российском автомобиле при очень умеренном водительском стаже – четыре месяца у меня и неделя у супруга. Но «молодо-зелено» – нами двигал только здоровый авантюризм, вместе с неумолимой страстью к путешествиям и безудержным энтузиазмом к природе и красотам Кавказа. Ну и хотелось еще обосновать, что при трезвом расчете ничего неосуществимого нет!
Ровно в полночь мы с радостью оставили за спиной огни дождливой и прохладной Москвы. Маршрут благодаря ресурсам Веба был верно выверен и просчитан: до моря собирались доехать без ночевок за один перегон. Наш VAZ 2115 и « Рено Клио» друзей катили по трасе М4, забавно перемигиваясь фонарями. Дорога полностью сносная, в особенности повеселила прекрасная четырехрядка под Ростовом – тут просто держишь высшую крейсерскую скорость. Навечно запомнился горный серпантин меж Джубгой и Сочи – на этот страшный участок въехали уже в кромешной тьме, значительно вымотавшись и утомившись. Скорость снизили до 60 км/ч, местами и совсем ползли не резвее 20 км/ч, но вялость и отсутствие опыта сделали свое темное дело – несколько раз в крутых поворотах выносило на встречную полосу. Слава богу, там никого не оказалось! Опасность прогнала сон. Мы взяли себя в руки и уже без приключений (спасибо хорошей разметке) добрались до Сочи, где упали практически замертво.
Днем же просто утратили дар речи: безграничное голубое море, раскидистые пальмы, кросотки горы, украшенные лохматыми шапками снега, и большущее нежное солнце! Вдохнув полной грудью незапятнанный воздух, направились совершать открытия.
Первыми были водопады – Агурские и Змейка, необычные по форме и переливающиеся на солнце всеми цветами радуги. Позже, тяжело дыша и проклиная больной стиль жизни, взобрались на самую верхушку Орлиных скал, где, по преданиям, боги приковали Прометея цепями на растерзание соколам. Незабвенным было путешествие в Красноватую Поляну – там проехались на канатной дороге, на внедорожнике по горам и успели даже половить форель. Смотровая площадка на горе Ахун была затянута низкими тучами, и, значительно продрогнув, мы направились в Сочинский дендрарий. Большой ботанический сад, разбитый на 2-ух уровнях, поразил несметным количеством расчудесных растений, также обитающими там павлинами и практически ручными лебедями.
Курортный городок меж Адлером и Сочи повстречал полностью солидным аквапарком, дельфинарием и обилием ярких ресторанчиков с дискотеками, музыкой и очень неплохой кухней. Тут мы отлично провели пару вечеров.
До пограничного КПП «Псоу» всего минут 40 езды. Простояв в очереди часа три, без особенных заморочек пересекли границу. Умопомрачительно, но придирались в главном русские таможенники, с абхазской стороны никаких вопросов не последовало.
И вот она – таинственная Абхазия! Сколько предостережений и пугающих рассказов слышали мы об этом крае, о дикости и необузданности местных характеров, об отсутствии простых бытовых критерий для проживания… Все оказалось совершенно не так. Чтоб не утопнуть в чувствах, поведаем обо всем кратко.
Документы и Энциклопедия грузовых автомобилей. Для заезда в Абхазию зарубежный паПодвеска был не нужен, довольно обыденного. С 8.00 до 11.00 и с 17.00 до 20.00 тут стоит очередь из экскурсионных автобусов, потому границу лучше пересекать не в это время. Как и в Рф, в хождении рубли, а вот пт обмена валюты фактически нет. Не позже 3-х дней пребывания в Абхазии машину нужно зарегистрировать на контрольном посту ДПС, меж границей и Гагрой.
Природа и Различное. Природа тут такая же прекрасная, как в Сочи, но к тому же совсем нетронутая и одичавшая! Вокруг – целый мир и никого рядом! Воздух пьяняще чист, а море, омывающее подножия гор, теплое и прозрачное. Местные обитатели на уникальность доброжелательны, хоть какой из их охотно даст подсказку дорогу и норовит пригласить в гости, накормить и поведать о собственном крае за чаркой неплохого вина.
Жилище. Тормознуть можно в приветливой Гагре, где есть огромное количество пансионатов и совсем дешевенький личный сектор, можно в Новеньком Афоне, в Пицунде, с ее комфортными пляжами и красочными бухтами. Мы поселились в трехзвездочном отеле «Самшитовая роща», который считается наилучшим в Абхазии: просторные номера, идеальный сервис, трижды в денек шведский стол – на двоих в то время было всего 900 руб. в день совместно с питанием. Не считая того, на местности бассейн с подогреваемой морской водой, теннисный корт, Подвескаивные площадки, различные оздоровительные процедуры, бары, рестораны.
Дороги, бензин, ГАИ. Дороги в Абхазии полностью терпимые, хотя время от времени на их огромные выбоины. Ездить лучше деньком – ночкой, даже в городках, освещение отсутствует напрочь. Еще одна особенность – можно внезапно натолкнуться на скотин, лошадок, коз и даже свиней с поросятами, хладнокровно разгуливающих по дороге. С бензином заморочек не было, к тому же он тут чуток дешевле, чем в Рф, – АИ-95, которым мы заправлялись, в среднем 11 руб. 80 коп. (стоимость в мае).
Тамошние гаишники очень приятные и разговорчивые. Желаете веруйте, желаете нет, но дам они, похоже, вообщем не останавливают! Местные «гонщики» тоже глядят на женщин за рулем, как на восьмое волшебство света, а на обгон реагируют очень болезненно и из кожи вон лезут, чтоб вернуть «статус кво».
Экскурсии. Отдых у нас прошел под лозунгом «Ни денька без приключений!». Естественно, всю Абхазию мы изъездить не успели, но, все же, повидали огромное количество наикрасивейших мест. Посетили, к примеру, Симоно-Кананитский монастырь – наикрупнейшее культовое православное сооружение Абхазии, построенное в 1875 году. Его стенки, с росписями сцен библейской истории, выручали покалеченых во время последней войны с Грузией. Съездили мы и в Новоафонские пещеры, открытые в 1965 году, – вовнутрь доставил небольшой поезд, а там мы уже медлительно шли из зала в зал по хрупкому навесному мосту, совсем завороженные и потрясенные сказочным подземным королевством.
Побывали мы и на чудо-озере Рица, лежащем в окружении гор, покрытых глухими лесами, – озеро достаточно огромное, площадь 132 гектара, а глубина добивается 115 метров. Добирались туда по красочной дороге посреди скал: тут повстречались большие водопады, неподражаемые по красе ущелья, каньоны и известное многим Голубое озеро – оно вправду кажется таким благодаря залежам лазурита на деньке.
Естественно, загорали на песочных пляжах, обрамленных известной пицундской сосной. В городке отлично сохранился храм Х–XI вв., где до сего времени проходят концерты органной музыки. В округах нашли буковые заросли, посетили Самшитовую рощу и проехали по необычно прекрасным тенистым аллейкам платана и кипариса. Встречаются тут живописные пресноводные озера, богатые рыбой, – вот когда мы пожалели о позабытых спиннингах! Побывали также на известном серо-водородном источнике.
Тяжелое воспоминание произвел Сухуми – в отличие от других городов Абхазии, тут еще сохранились трагические следы войны.
За отдыхом время летит неумолимо, не успели обернуться – ворачиваться. Окунувшись последний раз в море, тронулись в оборотный путь. Вспять ехать уже проще, только под Ростовом попали в наисильнейшую бурю со шквальным ветром, ливнем, громом и молниями – такового светопреставления нам еще созидать не приходилось!
В заключение желаем поблагодарить друзей Александра и Ольгу, пригласивших нас в эту изумительную поездку, также возлюбленный «Феррари-15» – так шутливо назвали друзья наш автомобиль. Он никогда не подвел, не считая подмены колесного диска, покоробленного в большой яме под Ефремовом.
И, слышишь нас, Кавказ? Мы к для тебя непременно вернемся!
Мировоззрение Опытного АВТОТУРИСТА
На Кавказ я езжу уже лет 20 – летом на море, зимой в горы. На различных машинах, с различными экипажами, с прицепом и без, в одиночку и целыми караванами, стремительно и не очень. При старте из столицы лучший, на мой взор, режим, в особенности для загруженной летней трассы, – два дневных перегона с ночевкой в районе Миллерово. Можно, естественно, преодолеть полторы тыщи км и «за один присест», но только если два водителя и/либо есть суровые форс-мажорные происшествия. Для чего начинать отпуск с изматывающей нагрузки и рисковать жизнью собственных близких?
Ю. НЕЧЕТОВ,
редактор отдела испытаний
ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ
Протяженность – 4300 км (от Москвы до Абхазии – 1800 км), длительность – 12 дней, автомобиль – VAZ 2115, экипаж – два человека. Время поездки – май этого года.
Издержки: бензин – $300; автомобильные стоянки – $15; экскурсии – $50; питание и проживание – $300.
Итого: $665.
АВТОКЛУБ
ПУТЕШЕСТВИЕ: АБХАЗИЯ
АБХАЗИЯ Дальная И БЛИЗКАЯ
Лена МАЛАХОВА, МОСКВА. ФОТО Создателя И Миши ВАЖНЕНКО
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отвергнут от вас,
Чтобы вечно их держать в голове,
там нужно быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
М.Ю. Лермонтов
«Сумасшедшие!» – гласили нам многие, узнав о сумасшедшей идее поехать в беспокойную Абхазию, да к тому же на российском автомобиле при очень умеренном водительском стаже – четыре месяца у меня и неделя у супруга. Но «молодо-зелено» – нами двигал только здоровый авантюризм, вместе с неумолимой страстью к путешествиям и безудержным энтузиазмом к природе и красотам Кавказа. Ну и хотелось еще обосновать, что при трезвом расчете ничего неосуществимого нет!
Ровно в полночь мы с радостью оставили за спиной огни дождливой и прохладной Москвы. Маршрут благодаря ресурсам Веба был верно выверен и просчитан: до моря собирались доехать без ночевок за один перегон. Наш VAZ 2115 и « Рено Клио» друзей катили по трасе М4, забавно перемигиваясь фонарями. Дорога полностью сносная, в особенности повеселила прекрасная четырехрядка под Ростовом – тут просто держишь высшую крейсерскую скорость. Навечно запомнился горный серпантин меж Джубгой и Сочи – на этот страшный участок въехали уже в кромешной тьме, значительно вымотавшись и утомившись. Скорость снизили до 60 км/ч, местами и совсем ползли не резвее 20 км/ч, но вялость и отсутствие опыта сделали свое темное дело – несколько раз в крутых поворотах выносило на встречную полосу. Слава богу, там никого не оказалось! Опасность прогнала сон. Мы взяли себя в руки и уже без приключений (спасибо хорошей разметке) добрались до Сочи, где упали практически замертво.
Днем же просто утратили дар речи: безграничное голубое море, раскидистые пальмы, кросотки горы, украшенные лохматыми шапками снега, и большущее нежное солнце! Вдохнув полной грудью незапятнанный воздух, направились совершать открытия.
Первыми были водопады – Агурские и Змейка, необычные по форме и переливающиеся на солнце всеми цветами радуги. Позже, тяжело дыша и проклиная больной стиль жизни, взобрались на самую верхушку Орлиных скал, где, по преданиям, боги приковали Прометея цепями на растерзание соколам. Незабвенным было путешествие в Красноватую Поляну – там проехались на канатной дороге, на внедорожнике по горам и успели даже половить форель. Смотровая площадка на горе Ахун была затянута низкими тучами, и, значительно продрогнув, мы направились в Сочинский дендрарий. Большой ботанический сад, разбитый на 2-ух уровнях, поразил несметным количеством расчудесных растений, также обитающими там павлинами и практически ручными лебедями.
Курортный городок меж Адлером и Сочи повстречал полностью солидным аквапарком, дельфинарием и обилием ярких ресторанчиков с дискотеками, музыкой и очень неплохой кухней. Тут мы отлично провели пару вечеров.
До пограничного КПП «Псоу» всего минут 40 езды. Простояв в очереди часа три, без особенных заморочек пересекли границу. Умопомрачительно, но придирались в главном русские таможенники, с абхазской стороны никаких вопросов не последовало.
И вот она – таинственная Абхазия! Сколько предостережений и пугающих рассказов слышали мы об этом крае, о дикости и необузданности местных характеров, об отсутствии простых бытовых критерий для проживания… Все оказалось совершенно не так. Чтоб не утопнуть в чувствах, поведаем обо всем кратко.
Документы и Энциклопедия грузовых автомобилей. Для заезда в Абхазию зарубежный паПодвеска был не нужен, довольно обыденного. С 8.00 до 11.00 и с 17.00 до 20.00 тут стоит очередь из экскурсионных автобусов, потому границу лучше пересекать не в это время. Как и в Рф, в хождении рубли, а вот пт обмена валюты фактически нет. Не позже 3-х дней пребывания в Абхазии машину нужно зарегистрировать на контрольном посту ДПС, меж границей и Гагрой.
Природа и Различное. Природа тут такая же прекрасная, как в Сочи, но к тому же совсем нетронутая и одичавшая! Вокруг – целый мир и никого рядом! Воздух пьяняще чист, а море, омывающее подножия гор, теплое и прозрачное. Местные обитатели на уникальность доброжелательны, хоть какой из их охотно даст подсказку дорогу и норовит пригласить в гости, накормить и поведать о собственном крае за чаркой неплохого вина.
Жилище. Тормознуть можно в приветливой Гагре, где есть огромное количество пансионатов и совсем дешевенький личный сектор, можно в Новеньком Афоне, в Пицунде, с ее комфортными пляжами и красочными бухтами. Мы поселились в трехзвездочном отеле «Самшитовая роща», который считается наилучшим в Абхазии: просторные номера, идеальный сервис, трижды в денек шведский стол – на двоих в то время было всего 900 руб. в день совместно с питанием. Не считая того, на местности бассейн с подогреваемой морской водой, теннисный корт, Подвескаивные площадки, различные оздоровительные процедуры, бары, рестораны.
Дороги, бензин, ГАИ. Дороги в Абхазии полностью терпимые, хотя время от времени на их огромные выбоины. Ездить лучше деньком – ночкой, даже в городках, освещение отсутствует напрочь. Еще одна особенность – можно внезапно натолкнуться на скотин, лошадок, коз и даже свиней с поросятами, хладнокровно разгуливающих по дороге. С бензином заморочек не было, к тому же он тут чуток дешевле, чем в Рф, – АИ-95, которым мы заправлялись, в среднем 11 руб. 80 коп. (стоимость в мае).
Тамошние гаишники очень приятные и разговорчивые. Желаете веруйте, желаете нет, но дам они, похоже, вообщем не останавливают! Местные «гонщики» тоже глядят на женщин за рулем, как на восьмое волшебство света, а на обгон реагируют очень болезненно и из кожи вон лезут, чтоб вернуть «статус кво».
Экскурсии. Отдых у нас прошел под лозунгом «Ни денька без приключений!». Естественно, всю Абхазию мы изъездить не успели, но, все же, повидали огромное количество наикрасивейших мест. Посетили, к примеру, Симоно-Кананитский монастырь – наикрупнейшее культовое православное сооружение Абхазии, построенное в 1875 году. Его стенки, с росписями сцен библейской истории, выручали покалеченых во время последней войны с Грузией. Съездили мы и в Новоафонские пещеры, открытые в 1965 году, – вовнутрь доставил небольшой поезд, а там мы уже медлительно шли из зала в зал по хрупкому навесному мосту, совсем завороженные и потрясенные сказочным подземным королевством.
Побывали мы и на чудо-озере Рица, лежащем в окружении гор, покрытых глухими лесами, – озеро достаточно огромное, площадь 132 гектара, а глубина добивается 115 метров. Добирались туда по красочной дороге посреди скал: тут повстречались большие водопады, неподражаемые по красе ущелья, каньоны и известное многим Голубое озеро – оно вправду кажется таким благодаря залежам лазурита на деньке.
Естественно, загорали на песочных пляжах, обрамленных известной пицундской сосной. В городке отлично сохранился храм Х–XI вв., где до сего времени проходят концерты органной музыки. В округах нашли буковые заросли, посетили Самшитовую рощу и проехали по необычно прекрасным тенистым аллейкам платана и кипариса. Встречаются тут живописные пресноводные озера, богатые рыбой, – вот когда мы пожалели о позабытых спиннингах! Побывали также на известном серо-водородном источнике.
Тяжелое воспоминание произвел Сухуми – в отличие от других городов Абхазии, тут еще сохранились трагические следы войны.
За отдыхом время летит неумолимо, не успели обернуться – ворачиваться. Окунувшись последний раз в море, тронулись в оборотный путь. Вспять ехать уже проще, только под Ростовом попали в наисильнейшую бурю со шквальным ветром, ливнем, громом и молниями – такового светопреставления нам еще созидать не приходилось!
В заключение желаем поблагодарить друзей Александра и Ольгу, пригласивших нас в эту изумительную поездку, также возлюбленный «Феррари-15» – так шутливо назвали друзья наш автомобиль. Он никогда не подвел, не считая подмены колесного диска, покоробленного в большой яме под Ефремовом.
И, слышишь нас, Кавказ? Мы к для тебя непременно вернемся!
Мировоззрение Опытного АВТОТУРИСТА
На Кавказ я езжу уже лет 20 – летом на море, зимой в горы. На различных машинах, с различными экипажами, с прицепом и без, в одиночку и целыми караванами, стремительно и не очень. При старте из столицы лучший, на мой взор, режим, в особенности для загруженной летней трассы, – два дневных перегона с ночевкой в районе Миллерово. Можно, естественно, преодолеть полторы тыщи км и «за один присест», но только если два водителя и/либо есть суровые форс-мажорные происшествия. Для чего начинать отпуск с изматывающей нагрузки и рисковать жизнью собственных близких?
Ю. НЕЧЕТОВ,
редактор отдела испытаний
ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ
Протяженность – 4300 км (от Москвы до Абхазии – 1800 км), длительность – 12 дней, автомобиль – VAZ 2115, экипаж – два человека. Время поездки – май этого года.
Издержки: бензин – $300; автомобильные стоянки – $15; экскурсии – $50; питание и проживание – $300.
Итого: $665.