В ПОИСКАХ АРАЛА
В ПОИСКАХ АРАЛА
ПО АСФАЛЬТУ Либо ПО СТЕПИ
Стартовали из Москвы и в 1-ый же денек отстали от графика, не успев добраться до Волгограда. За 2-ой денек отставание возросло до 200 км. Ночевку устроили на берегу Ахтубы, близ Михайловки. Всю ночь подымалась вода, и были даже опаски пробудиться в влажных палатках. Но обошлось.
Далее – больше. Граница с Казахстаном отняла практически 5 часов! Оказалось, для групп оформление труднее, чем для индивидуалов, и бумаг требуется больше. Какие-то пришлось исправлять, а позже машины принудили стопроцентно разгружать для осмотра. Чтоб преодолеть границу, нужно: оформить миграционные карты (300 руб.), обязательство не продавать машины (100 руб. на автомобиль), приобрести страховку (300 руб.), заполнить декларации, получить разрешение СЭС (100 руб.). Если все верно делать (не для группы, а для одиночек), можно уложиться за час.
В Казахстане сходу шокирует состояние дорог. Такое чувство, что их длительно бомбардировали. Время от времени попадаются ямы, в каких исчезает впереди идущая машина. Ночкой по этим трактам ездить не следует! Практически у всех дорог есть «параллельный объезд» по степи – пыльно, но хотя бы значительно ровнее. Приблизительно половина заправок и практически все шайханы-чайханы (столовые) принимают рубли, но лучше сходу, на границе запастись некой суммой тенге (курс приблизительно 4,5).
На 4-ый денек прошли через ворота «Европа–Азия», что у моста через реку Урал в Атырау. В Доссоре свернули с основной автодороги к Бейнеу и практически засветло поставили лагерь. А утром на одном из очередных трамплинов местного шоссе наш «Дискавери» так отлично прыгнул, что лишился багажника на крыше. Пока экипаж занимался ремонтом, зашли в очень яркую столовую. При входе висело объявление, требовавшее снять обувь. Смотря на старенький линолеум, делать это не хотелось, но уважили.
Разъяснение с хозяйкой было недолгим:
– Что у вас есть?
– Борщ, гуляш, яичница.
– Из скольких яиц?
– Борщ, гуляш, яичница…
Как-то с трудом все таки разъяснились.
Очередное воспоминание от Бейнеу – «космические» пейзажи пригорода, густо увенчанные полиэтиленовыми пакетами. Их было сильно много. Зацепившиеся за колючки местной флоры, пакеты не казались совершенно уж ненатуральными: ни дать ни взять плантации по выращиванию полиэтиленовых упаковок.
Практически Наобум
Малость отъехав от городка и завидев край плато, устремляемся к нему. Кругом равнина, а далее сорокаметровые горы. Поднимаемся, и опять равнина. На 300 км нагая степь, населенных пт больше нет, впереди только море.
Ориентироваться все тяжелее и тяжелее. Недаром пограничник, узнав, куда движемся, произнес: «Да вы дорогу все равно не отыщите. Приезжали здесь с GPS-навигаторами и все равно заблудились».
У нас не считая GPS к тому же компьютерные карты – согласовывалось все специальной программкой. И все же… «Здесь куда?» – в очередной раз спрашивает напарник. Оказывается, развилка на местности блистательно отсутствует на карте. «По накатанной», – обычно отвечаю. А какая накатанная? Вглядываюсь в дорогу, пробую представить ее примерное направление и практически наобум тыкаю пальцем – по этой!
Дорога очень монотонна, идет повдоль низкого хребта, и только время от времени попадаются чахлые либо совершенно нежилые кошары – поселения животноводов.
Единственное развлечение – скрещение «хребта», повдоль которого едем. Тут холмистый рельеф и песочные дороги с крутыми, время от времени практически непролазными подъемами. Буксирный трос, вобщем, потребовался всего несколько раз. Позже снова кислая, приевшаяся степь. Несколько км повдоль огромного солончака, сворачиваем к берегу. Грунт коварен, но мы подъезжаем к нему практически впритирку – наслаждаемся видом ледяно-белого озера.
На ночевку устраиваемся уже в сумерках. «Оазис» с высочайшими кустиками, очень редчайшими в этих местах. Под случаем отодвинутым камнем несколько скорпионов. Подняли еще несколько досок – там их тучи! Ненужное соседство. Быстрее прочь, туда, где нет растительности.
Обычными уже степями с обычными навигационными трудностями выезжаем на границу Казахстана и Узбекистана. Граница никак не обозначена, определяем ее только по картам. Въехали в другую страну либо нет? Скоро вдалеке показалось строение. Рассматриваем его в бинокль: таможня либо не таможня? Боясь бюрократии, поборов и досмотра, решаем игнорировать непонятный пункт. По целинной степи, время от времени по еле приметным колеям идем на север, ворачиваясь в Казахстан.
Препятствиями на пути встают болотца, поперечные дороги с глубоченными колеями от томных грузовиков и отвалы газопроводов. Море – цель нашей поездки – кое-где рядом, а его все еще не видать. Но мы не из числа тех, кто верует сказкам, как будто Арал весь вытек, улетучился.
КТО 1-ый?
В нескольких километрах от предполагаемого берега машины пошли своим своим методом – каждый экипаж желает перехитрить других и выйти к морю первым. Приборы убеждают, что оно совершенно близко, а маленькие облака впереди дают подсказку: пустыня завершается. Море возникает как-то вдруг: плато внезапно обрывается вертикальной пропастью и пред нами великолепнейший вид! В течение получаса мы пребываем в одичавшем экстазе.
Повдоль обрыва трогаемся на север. Нередко останавливаемся – картины пред нами многообразны и охото разглядеть все. Но главное для нас – Аральское море живо! Утраты воды с этого берега приметны меньше всего, он крутой, с большенными глубинами.
В конце концов находим спуск к «воде». Совсем мистические пейзажи и увлекательнейшая езда по бывшему дну моря. Расстояния, которые скрадываются в пространстве при виде сверху, сейчас понятны – от края плато до воды не пара сотен метров, как казалось, а пара км! Неприметно себе проехали по дну назад до самой границы с Узбекистаном. Излишних 70 км по бездорожью – пустяк в сопоставлении с тем, что лицезрели и ощутили.
…Утро. 1-ый за всю поездку теплый денек, дождика нет. Удивительно было оказаться в пустыне и некоторое количество дней зябнуть и мокнуть. В Москве на вопрос, что брать с собой, бывалые рекомендовали одно – теплые вещи. Понимали, из-за резких перепадов влажности и температуры ночкой в пустыне холодно, но кто мог поразмыслить, что холодно будет и деньком и что дождики будут так часты?! Вот вам и пустыня!
В ЖАРУ К ОАЗИСУ
Поворачиваем к дому. На подступах к Бозою – труднопроходимые глубочайшие лужи, а еще глина и песок. Чуть показался поселок, наперерез рванул УАЗ. Не то пограничники, не то таможня, не то милиция. Проверили документы, опешили, что приехали мы не из Узбекистана, а из Бейнеу.
В местной администрации зарегались – находиться в Казахстане без регистрации более 5 суток запрещено. Платим три бакса с человека. На заправках горючее продают… из бочек и канистр. Дико! Скупили всю имевшуюся солярку для дизельной группы нашего отряда.
Сейчас предстоит пройти степями более длиннющий маршрут с выходом сходу в Кульсары. За остаток денька преодолеваем маленькие болотца – их несколько. Обилие в обычный степной пейзаж занес маленький высокоскоростной участок с «американскими горками». К вечеру добрались до Северного Чинка Устюрта. Ставить палатки с прекрасным видом на уходящие до горизонта горы и глиняные бугры – одно наслаждение.
В лучах рассвета спускаемся с плато. Сейчас караван движется по старой дороге повдоль глубочайшего оврага с вертикальными стенками, промытого маленький речушкой. Выходим в совсем плоскую равнину. Ровненькая, как аэродром, дорога плавненько ведет вниз. Чувствуется сырость, больше луж и заболоченных участков. Стоп! Лучше развернуться к месту ночлега и дальше продолжить путь по краю Северного Чинка Устюрта.
Вокруг все равно одинаковая степь. Но временами подходим к следующему разлому плато – там Чинк во всей его красоте! Поблизости 1-го из разломов, где когда-то был населенный пункт Устюрт, нашли древнее кладбище. На неких плитах отлично различимы арабская вязь и знаки.
Останавливаемся на краю плато. Это, похоже, уже не Северный Чинк, а Чинк Донызтау. Спускаемся в равнину. По картам мы уже на деньке солончака, но его нет, как нет и соли. Видно, в распутицу здесь тяжелейшее бездорожье, но на данный момент практически вся дорога жесткая. В некий момент пейзаж резко изменяется. На глаза попадаются утки, травка высочайшая, ярко-зеленая. Это оазис – озеро и несколько артезианских скважин.
Возвращаемся на границу. Знакомые Различное и те же формальности. Внезапно выясняется, что кто-то из нас не бывал на Баскунчаке, ну и те, кто был, не прочь посетить его снова.
Баскунчак – заповедник, охраняется кропотливо, и к воде нам разрешили подъехать исключительно в одном месте, пояснив при всем этом, что и сюда в общем-то доступ закрыт. На выезде узрели палаточный городок туристов: даже пешим не разрешили ставить лагерь на местности заповедника. Выехали на асфальтированную дорогу с пугающими табличками «Внимание! Вероятны карстовые провалы». Провалов мы не нашли – далее только асфальт, Москва и никаких приключений.
Соавтор: Фото: Евгений Беляев
ПО АСФАЛЬТУ Либо ПО СТЕПИ
Стартовали из Москвы и в 1-ый же денек отстали от графика, не успев добраться до Волгограда. За 2-ой денек отставание возросло до 200 км. Ночевку устроили на берегу Ахтубы, близ Михайловки. Всю ночь подымалась вода, и были даже опаски пробудиться в влажных палатках. Но обошлось.
Далее – больше. Граница с Казахстаном отняла практически 5 часов! Оказалось, для групп оформление труднее, чем для индивидуалов, и бумаг требуется больше. Какие-то пришлось исправлять, а позже машины принудили стопроцентно разгружать для осмотра. Чтоб преодолеть границу, нужно: оформить миграционные карты (300 руб.), обязательство не продавать машины (100 руб. на автомобиль), приобрести страховку (300 руб.), заполнить декларации, получить разрешение СЭС (100 руб.). Если все верно делать (не для группы, а для одиночек), можно уложиться за час.
В Казахстане сходу шокирует состояние дорог. Такое чувство, что их длительно бомбардировали. Время от времени попадаются ямы, в каких исчезает впереди идущая машина. Ночкой по этим трактам ездить не следует! Практически у всех дорог есть «параллельный объезд» по степи – пыльно, но хотя бы значительно ровнее. Приблизительно половина заправок и практически все шайханы-чайханы (столовые) принимают рубли, но лучше сходу, на границе запастись некой суммой тенге (курс приблизительно 4,5).
На 4-ый денек прошли через ворота «Европа–Азия», что у моста через реку Урал в Атырау. В Доссоре свернули с основной автодороги к Бейнеу и практически засветло поставили лагерь. А утром на одном из очередных трамплинов местного шоссе наш «Дискавери» так отлично прыгнул, что лишился багажника на крыше. Пока экипаж занимался ремонтом, зашли в очень яркую столовую. При входе висело объявление, требовавшее снять обувь. Смотря на старенький линолеум, делать это не хотелось, но уважили.
Разъяснение с хозяйкой было недолгим:
– Что у вас есть?
– Борщ, гуляш, яичница.
– Из скольких яиц?
– Борщ, гуляш, яичница…
Как-то с трудом все таки разъяснились.
Очередное воспоминание от Бейнеу – «космические» пейзажи пригорода, густо увенчанные полиэтиленовыми пакетами. Их было сильно много. Зацепившиеся за колючки местной флоры, пакеты не казались совершенно уж ненатуральными: ни дать ни взять плантации по выращиванию полиэтиленовых упаковок.
Практически Наобум
Малость отъехав от городка и завидев край плато, устремляемся к нему. Кругом равнина, а далее сорокаметровые горы. Поднимаемся, и опять равнина. На 300 км нагая степь, населенных пт больше нет, впереди только море.
Ориентироваться все тяжелее и тяжелее. Недаром пограничник, узнав, куда движемся, произнес: «Да вы дорогу все равно не отыщите. Приезжали здесь с GPS-навигаторами и все равно заблудились».
У нас не считая GPS к тому же компьютерные карты – согласовывалось все специальной программкой. И все же… «Здесь куда?» – в очередной раз спрашивает напарник. Оказывается, развилка на местности блистательно отсутствует на карте. «По накатанной», – обычно отвечаю. А какая накатанная? Вглядываюсь в дорогу, пробую представить ее примерное направление и практически наобум тыкаю пальцем – по этой!
Дорога очень монотонна, идет повдоль низкого хребта, и только время от времени попадаются чахлые либо совершенно нежилые кошары – поселения животноводов.
Единственное развлечение – скрещение «хребта», повдоль которого едем. Тут холмистый рельеф и песочные дороги с крутыми, время от времени практически непролазными подъемами. Буксирный трос, вобщем, потребовался всего несколько раз. Позже снова кислая, приевшаяся степь. Несколько км повдоль огромного солончака, сворачиваем к берегу. Грунт коварен, но мы подъезжаем к нему практически впритирку – наслаждаемся видом ледяно-белого озера.
На ночевку устраиваемся уже в сумерках. «Оазис» с высочайшими кустиками, очень редчайшими в этих местах. Под случаем отодвинутым камнем несколько скорпионов. Подняли еще несколько досок – там их тучи! Ненужное соседство. Быстрее прочь, туда, где нет растительности.
Обычными уже степями с обычными навигационными трудностями выезжаем на границу Казахстана и Узбекистана. Граница никак не обозначена, определяем ее только по картам. Въехали в другую страну либо нет? Скоро вдалеке показалось строение. Рассматриваем его в бинокль: таможня либо не таможня? Боясь бюрократии, поборов и досмотра, решаем игнорировать непонятный пункт. По целинной степи, время от времени по еле приметным колеям идем на север, ворачиваясь в Казахстан.
Препятствиями на пути встают болотца, поперечные дороги с глубоченными колеями от томных грузовиков и отвалы газопроводов. Море – цель нашей поездки – кое-где рядом, а его все еще не видать. Но мы не из числа тех, кто верует сказкам, как будто Арал весь вытек, улетучился.
КТО 1-ый?
В нескольких километрах от предполагаемого берега машины пошли своим своим методом – каждый экипаж желает перехитрить других и выйти к морю первым. Приборы убеждают, что оно совершенно близко, а маленькие облака впереди дают подсказку: пустыня завершается. Море возникает как-то вдруг: плато внезапно обрывается вертикальной пропастью и пред нами великолепнейший вид! В течение получаса мы пребываем в одичавшем экстазе.
Повдоль обрыва трогаемся на север. Нередко останавливаемся – картины пред нами многообразны и охото разглядеть все. Но главное для нас – Аральское море живо! Утраты воды с этого берега приметны меньше всего, он крутой, с большенными глубинами.
В конце концов находим спуск к «воде». Совсем мистические пейзажи и увлекательнейшая езда по бывшему дну моря. Расстояния, которые скрадываются в пространстве при виде сверху, сейчас понятны – от края плато до воды не пара сотен метров, как казалось, а пара км! Неприметно себе проехали по дну назад до самой границы с Узбекистаном. Излишних 70 км по бездорожью – пустяк в сопоставлении с тем, что лицезрели и ощутили.
…Утро. 1-ый за всю поездку теплый денек, дождика нет. Удивительно было оказаться в пустыне и некоторое количество дней зябнуть и мокнуть. В Москве на вопрос, что брать с собой, бывалые рекомендовали одно – теплые вещи. Понимали, из-за резких перепадов влажности и температуры ночкой в пустыне холодно, но кто мог поразмыслить, что холодно будет и деньком и что дождики будут так часты?! Вот вам и пустыня!
В ЖАРУ К ОАЗИСУ
Поворачиваем к дому. На подступах к Бозою – труднопроходимые глубочайшие лужи, а еще глина и песок. Чуть показался поселок, наперерез рванул УАЗ. Не то пограничники, не то таможня, не то милиция. Проверили документы, опешили, что приехали мы не из Узбекистана, а из Бейнеу.
В местной администрации зарегались – находиться в Казахстане без регистрации более 5 суток запрещено. Платим три бакса с человека. На заправках горючее продают… из бочек и канистр. Дико! Скупили всю имевшуюся солярку для дизельной группы нашего отряда.
Сейчас предстоит пройти степями более длиннющий маршрут с выходом сходу в Кульсары. За остаток денька преодолеваем маленькие болотца – их несколько. Обилие в обычный степной пейзаж занес маленький высокоскоростной участок с «американскими горками». К вечеру добрались до Северного Чинка Устюрта. Ставить палатки с прекрасным видом на уходящие до горизонта горы и глиняные бугры – одно наслаждение.
В лучах рассвета спускаемся с плато. Сейчас караван движется по старой дороге повдоль глубочайшего оврага с вертикальными стенками, промытого маленький речушкой. Выходим в совсем плоскую равнину. Ровненькая, как аэродром, дорога плавненько ведет вниз. Чувствуется сырость, больше луж и заболоченных участков. Стоп! Лучше развернуться к месту ночлега и дальше продолжить путь по краю Северного Чинка Устюрта.
Вокруг все равно одинаковая степь. Но временами подходим к следующему разлому плато – там Чинк во всей его красоте! Поблизости 1-го из разломов, где когда-то был населенный пункт Устюрт, нашли древнее кладбище. На неких плитах отлично различимы арабская вязь и знаки.
Останавливаемся на краю плато. Это, похоже, уже не Северный Чинк, а Чинк Донызтау. Спускаемся в равнину. По картам мы уже на деньке солончака, но его нет, как нет и соли. Видно, в распутицу здесь тяжелейшее бездорожье, но на данный момент практически вся дорога жесткая. В некий момент пейзаж резко изменяется. На глаза попадаются утки, травка высочайшая, ярко-зеленая. Это оазис – озеро и несколько артезианских скважин.
Возвращаемся на границу. Знакомые Различное и те же формальности. Внезапно выясняется, что кто-то из нас не бывал на Баскунчаке, ну и те, кто был, не прочь посетить его снова.
Баскунчак – заповедник, охраняется кропотливо, и к воде нам разрешили подъехать исключительно в одном месте, пояснив при всем этом, что и сюда в общем-то доступ закрыт. На выезде узрели палаточный городок туристов: даже пешим не разрешили ставить лагерь на местности заповедника. Выехали на асфальтированную дорогу с пугающими табличками «Внимание! Вероятны карстовые провалы». Провалов мы не нашли – далее только асфальт, Москва и никаких приключений.
Соавтор: Фото: Евгений Беляев