Авто СЕКЕТБАЙ
Авто СЕКЕТБАЙ
Они занимают три четверти местности.
ЧЕРЕЗ ВЕТРОВОЕ СТЕКЛО
Киргизия далековато. Из Москвы поездом – практически четыре денька. Самолетом – четыре часа, но за авиабилеты придется выложить 700 баксов. Одно веселит – виз сюда не надо, довольно загранпаПодвескаа.
Авто путь из Рф лежит через Алма-Ату и Караганду. Казахи на границе спрашивают экологические справки, страховку, дотошно осматривают машины. Приходится запасаться терпением и… средствами. Киргизы справок не требуют, но на месте составляют декларацию. При осмотре возмутятся только уж совершенно откровенными «безобразиями» – наркотиками, орудием...
Трассу Алма-Ата – Бишкек не так давно отремонтировали. От границы до киргизской столицы доберетесь за 2 часа. У населенных пт, в среднем каждые 10 км, есть заправки с 92-м бензином. Цены на горючее чуток ниже русских. Государственная валюта – сом – на четверть дешевле рубля. На дороге встречаются торговые лавки, шашлычные и просто стоянки. Всюду гостеприимный люд со собственной малость раздражающей манерой вести торговлю и, естественно, горный воздух, пропитанный травяным дурманом.
С русскими правами заморочек нет. Как нет и различий в правилах дорожного движения. А вот рукописная доверенность на машину тут не проходит. Нужна нотариально заверенная копия. При общении с инспектором тут принято выходить из машины. Из правонарушений сотрудники автоинспекции не простят только управления транПодвесканым средством в нетрезвом виде. Тогда и автомобиль вышлют на платную штраф-стоянку, а документы – в трибунал. Наложат штраф – 10 баксов США. О мздоимцах из ГАИ можно сказать по телефону доверия: + 8 10 996 312 63 09 00.
Автопарк отличается множеством «олдтаймеров» русских времен. Но их вытесняют старенькие иномарки: «ауди», «мерседесы», «тойоты». Местные сетуют, что содержать русские машины стало очень недешево: за запчастями не наездишься. А они здесь необходимы, большая часть киргизских дорог как и раньше лучше подходят для верховой езды. На скаку тут встречаются, влюбляются, расстаются и даже в карты играют. Кстати, торгующие у дороги дамы никогда не станут выставлять на обочину продукт – только муляжи. Ведь угнаться по горам за джигитом не по силам никакому автомобилю.
ЗАГРАНИЦА ПОМОЖЕТ
Киргизия скупо впитывает чужестранный опыт. Даже реформу автоинспекции, как сказал заместитель начальника ГАИ полковник милиции Абыкеев Борош Абыкиеевич, тут проводят америкосы. Засол США лично курирует этот вопрос. Зарубежные партнеры делятся собственной аппаратурой для наблюдения на перекрестках, камерами, другой спецтехникой. Многие Ремонт и эксплуатация держатся в секрете. ОБСЕ патронирует совместную программку постановки автомобилей на учет и выдачи водительских удостоверений. Европейцы организуют единые базы данных по похищенному и угнанному транПодвескау. Благодаря этому работа ГАИ стала эффективнее.
Откуда такая любовь? Все дело в не плохих денежных показателях и «разумном» законодательстве. Киргизия сейчас – страна с развивающейся экономикой. Уже пару лет как она вступила во Всемирную торговую компанию, куда Москва все еще только собирается. Но Киргизстан не спешит отрекаться от собственного славянского «брата». Российский признан вторым официальным языком. Сильных соседей у Киргизии много: Китай, Казахстан… «Если бы не Наша родина, нас бы издавна впитал Китай. Вот еще охота учить китайский на старости лет», – шутит сельчанин.
КИРГИЗЫ
Джигиты и в огне не пылают, и в воде не утопают. Круче только горы! В искусстве владения музыкальным инвентарем комузом дамы не уступают мужикам. Это горное правительство населяют 5 миллионов человек: 58,6% – киргизы, российских – 17,1%. Киргизы делятся на «северян» (казахских киргизов) и «южан» (узбекских). Дела у их практически такие же, как, скажем, у северных и южных корейцев. Считается, что северные киргизы – потомки номадов, а южане – потомки хлеборобов. Северяне наименее религиозны и южная неторопливость их только злит. Недавнешние политические страсти отразились в столичном «лике». Сейчас Бишкек – обычно северная столица – попала под «патронаж» юга.
Из аэропорта к самому большому городку республики ведет двухполосная асфальтовая магистраль. Повдоль обочины – отары овец. В тени деревьев прячутся от жары пастухи. В населенных пт на дорогах много малышей: водителю необходимо быть очень внимательным.
Бишкеку всего 125 лет. В нем живет приблизительно 5-ая часть населения страны. У городка прямоугольная структура улиц, он поделен на четыре района.
Южная окраина городка упирается в гряду прилавков, за которыми простирается Байтыкская равнина. Часть склонов засажена, другая пребывает в естественном состоянии. На юго-западе размещена гора Боз-Пельдек. С ее высоты город как на ладошки. Если вы приехали в Бишкек на машине, не пожалейте времени и съездите к источнику здоровья. В 58 км от городка южнее села Степное на высоте 600 м самоизливается гидрокарбонатнонатриевая вода скважины Шабыр.
У ОЗЕРА
Но самый узнаваемый киргизский водоем безусловно Иссык-Куль – на северо-востоке страны. Это одно из наикрасивейших и огромнейших озер мира – оно находится в котловине, меж хребтами Терскей-Алату и Кунгей-Алату. Иссык-Куль в переводе с киргизского «Горячее озеро». Древнейшие же окрестили его Туз-Куль – Соленое озеро из-за солоноватого вкуса воды, неприменимой для питья. От Бишкека до озера 180 км – три с половиной часа езды. Дорога бежит через горные хребты и Боомское ущелье. Качеством она существенно уступает тем, что на равнине, но тоже не обходится без рекламы – правда, очень уникальной. Маркетинговые посулы различных компаний выложены камнями на земельных курганах близ трассы.
Нескончаемый источник вдохновения киргизских сказителей и поэтов – Иссык-Куль. Проезд в курортную зону на собственном автомобиле платный: примерно 10 баксов США. Других платных дорог в стране нет. Повдоль берега Иссык-Куля много курортных баз. Самые шикарные из их остались со времен Русского Союза. Средняя температура воды в сезон +21–23, зимой +3–4 градуса. В озеро впадают 80 рек, но ни одна не уносит собственных вод из Иссык-Куля, из-за чего происходит засоление. Курортный сезон продолжается с июня до сентября.
НА ОБОЧИНЕ
У местных баев – свои причуды. Ну и какой бай не любит резвой езды?
По дороге в аэропорт следила картину, какой даже в Рф не узреешь. По шоссе мчалась авто колонна в сопровождении милицейских машин с мигалками и сиреной. Как уважающие себя автомобилисты, мы пристроились в хвост кортежу. Все встречающиеся на пути машины как по команде вставали на обочине и глушили движки, но здесь на сцене появились два темных «шестисотых» с плотно тонированными стеклами. «Мерседесы» бесцеремонно опередили процессию по встречной и через несколько мгновений перевоплотился в точки на горизонте. Действий со стороны защитников порядка не последовало: ГАИ по номерам знает почетаемых людей. Вот таковой секетбай!