В прошедшее на Испаньоле
В прошедшее на "Испаньоле"
Мысль проехать по Монголии на автомобиле зародилась издавна, скоро после того, как в 1986 году в тех краях завершилась моя служба. В памяти навечно осталось великолепие одичавшей татарской природы.
Настоящая возможность выполнить загаданое появилась после приобретения внедорожника UAZ 3160, получившего прозвище «Испаньола» в честь корабля капитана Смоллетта из «Острова сокровищ» Р. Стивенсона.
Семь дней мы ехали на нем из Москвы, пока как-то днем не завершился асфальт – ну вот мы и в Монголии! Настроение приподнятое. Включаю погромче «Марш танкистов» А.Чернецкого.
ЗДРАВСТВУЙ, МОНГОЛИЯ! МЫ Возвратились!
Дорога идет ввысь. Кругом захватывающие виды. На верхушке перевала (2630 м по GPS) пирамидка из камешков: «обо» – типичный алтарь поклонения духам. У монголов каждое место имеет собственных духов, с ними лучше дружить. Подходим к «обо», кладем на верхушку пирамидки дары – камни и монетки – и просим у духов фортуны в пути.
К вечеру приехали к озеру Толбо-Нур, где был запланирован 1-ый дневной отдых. Ночкой ветром сорвало палатку. Переставил «Испаньолу» с наветренной стороны и привязал оттяжки к машине. Так и уснули под подвывание ветра, запутавшегося в веревках.
Стоянка дальнобойщиков по-монгольски – это около 10-ка юрт на перекрестке дорог. Такой комплекс придорожного сервиса: юрта-столовая, юрта-гостиница, заправка, время от времени – подобие автосервиса со сваркой. Одним словом, кемпинг, а поточнее – «юртинг».
Очень трясет, дорога как стиральная доска. Скинул давление в шинах. Трясти взаправду стало чуток меньше, но скоро поплатился за этот непонятный комфорт. На следующем косом прыжке в колее улетел в кювет: разбортировалось заднее правое колесо. Можно сказать, подфартило – отвертелся легким испугом. Шину смонтировал, колеса подкачал до нормы. Заодно устроили обеденный привал. Татарский арбуз оказался очень сладким.
Дорога к Баянхонгору около самого городка проходит через низину. Только-только прошел сильный ливень. Дорога в протяжении полутора-двух км вся залита, местами ее пересекают мутные бурные потоки. «Испаньола» уверенно форсирует водную преграду. В неких местах вода доходит до фар, поближе к городку в ней возникают плывущие островки слипшихся градин. Но дно жесткое, и мы без приключений выбираемся из мутного потока.
От Арвайхэрэ до Улан-Батора асфальт. То и дело попадаются туристские лагеря, сказывается близость к столице и отменная дорога. На другой денек, вечерком мы разбили лагерь на озере Огий-Нур. Здесь восхитительная рыбалка. По многообразию рыбы с Монголией может конкурировать разве что Нижняя Волга.
К полудню последующего денька, преодолев немногим более полусотни км среднего бездорожья, ставим палатки на красочном берегу реки Орхон. На этом месте я нередко рыбачил 20 годов назад.
Через два денька едем к бывшему месту дислокации танковой дивизии. От гарнизона остались только развалины. Один из 3-х посаженных нами около дома тополей живой, разросся, а ведь был тоненьким прутиком! Бродим там, где была наша квартира, вспоминаем, где что находилось.
Далее путь лежит к озеру Хубсугул. Лес становится больше и гуще, много цветов, встречаются эдельвейсы. Не напрасно эти места именуют Татарскими Альпами.
Через один день мы проезжаем по зеленоватой равнине реки Эгийн-Гол, единственного стока озера Хубсугул. Эгийн-Гол впадает в Селенгу, а она, в свою очередь, в Байкал. Хубсугул еще именуют младшим братом Байкала. Оба озера идентичны по происхождению, строению, чистоте воды и по красе. Правда, омуля в Хубсугуле нет.
Проезжаем еще одну равнину естественных каменных скульптур. Прекрасно! Только вот дорога перевоплотился в глиняную колею, усыпанную камнями. На ночлег устроились в красочной бухте. Пока штурман занимается ужином, забрасываю блесенку и здесь же вытаскиваю ленка. «Будешь готовить?» – «Нет». Ленок опять обретает свободу.
В стороне ушедшего дождика – красноватая вечерняя радуга. Последние лучики заката отражаются в воде. Романтичный ужин в свете налобных светодиодных фонариков.
Пробудились поздно – пора выдвигаться. Почему отпуск таковой маленький? Пожить бы тут недельку-другую!
Дорога еще ужаснее, чем вчера. На первой пониженной медлительно карабкаюсь меж деревьями на перевал по болотистой колее, испещренной камнями. Компьютер указывает рекордный расход: 85 л в расчете на 100 км.
Стемнело, крапает маленький дождь. Преодолел с полдюжины бродов и заезжаю в очередной. Внезапно «Испаньола» будто бы ныряет, фары на секунду уходят под воду: глубоко, но! Но вроде все нормально: выезд уже совершенно рядом, и вдруг машина резко останавливается. Прибавляю газу – бесполезно, чувствую, что колеса роют, но машина ни с места, как будто кто-то ее держит за фаркоп. В ногах хлюпает, но движок исправно работает, свет пылает. Потихоньку сдаю вспять, но практически за полуметра до берега та же картина – «уазик» останавливается, как будто упершись в стену. Ну что ж, самое время провести инженерную разведку аква преграды. Открываю дверь и по пояс погружаюсь в прохладную воду. Сильный поток сбивает с ног, окунаюсь с головой. Подбираюсь к берегу, и все становится ясно: прошел сильный дождик, вода вымыла под обоими берегами вертикальные метровые ступени. Машина оказалась в ловушке крутых берегов! Малость ниже по течению нахожу довольно пологий береговой участок и выбираюсь на сухое место. Открываю двери, вода из салона стекает на землю. Я на собственной шкуре в очередной раз прочуял всю силу и правоту российского фольклора: «Не зная броду, не суйся в воду».
Последнее утро в Монголии. Пограничный пункт еще закрыт, мы коротаем время на высочайшем берегу Хубсугула. Уезжать не охото. Становится обидно...