ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ
ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПРОВИНЦИЯ
ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ
В ВОЛОГОДСКИХ ЗЕМЛЯХ ЕСТЬ ДЕРЕВНИ,
КУДА НА МАШИНЕ МОЖНО ПОПАСТЬ ТОЛЬКО С Пришествием МОРОЗОВ.
МЫ НАВЕСТИЛИ ЗИМНИК ШУЙСКОЕ-ТУРОВЕЦ
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
ЛОДКОЙ Либо ВЕРТОЛЕТОМ?
Зимник - дорога не рядовая: летом исчезает, а с морозами возрождается. Ведут зимники в те места, для коих у нашего народа много образных определений: "У черта на куличках", "Куда Макар телят не гонял" - в общем, в гости к Бабе Яге за семь верст киселя хлебать.
А меж тем в этих медвежьих углах живут Различное. Такие же как мы... постойте, постойте, как они там живут, если с апреля по ноябрь туда вообщем никакой дороги нет?
Можно ли отыскать зимник, скажем, в пятистах километрах от столицы (поближе, чем Петербург), в центральной части Рф? "Приезжайте - покажем", - заинтересовал нас Николай Гузилов, начальник управления содержания автодорог в администрации Вологодской области. Через день мы уже ехали в сторону Шуйского, от которого в Туровец ведет натуральный 70-километровый зимник.
- Летом местные обитатели передвигаются только на моторках. Весной, когда ледоход либо просто идет шелуга, люд вообщем посиживает дома. Осенью, пока лед еще не окреп, - тоже, - разъясняет Гузилов. - На последний случай, если кто-либо захворает, просим газовиков (рядом газопровод - Д. Л.) дать вертолет.
30 См И 4 ТОННЫ
Мы едем на "Ниве" к зимнику. От Вологды до Шуйского дорога благопристойная. С обеих сторон натыканы знаки "Скрещение со второстепенной дорогой", но самих "второстепенных" не видать - погребены под снежной целиной.
- Пока асфальта не было, - ведает Гузилов, - тут "пазик" прогуливался по грунтовке. На автовокзале билеты продавали, если автобус... прорвется. Места были такие, что грузовики только с цепями на колесах проезжали. 20 км в час - максималка. Сам в один прекрасный момент здесь в ливень попал: в колеях по колено воды, сухого места нет. Задумывался, не выберусь.
Вот и Шуйское. Зимник начинается с ледовой переправы через реку Сухона. Переправа была готова как раз к нашему приезду: четырехтонным грузовикам путь свободен. А в позапрошлом году проезд только после Нового года открыли - погода не позволяла, очень тепло. Для переправы выбирают самое мелкое место на реке (здесь всего метр 40 см), чтоб транПодвеска, случись чего, не затонул. Ну и сберегал должен быть пологим, комфортным для заезда.
Перед тем как наморозить переправу, дорожники должны ожидать, пока лед наберет положенные 15 см толщины. Задачка "мастеров" добавить сверху еще 30. Но ведь так и ползимы можно провозиться. Вот и выходят рабочие местного ДРСУ на лед ранее. Аккуратненько ограждают место переправы досками, ставят мотопомпу и льют первую порцию воды. Она должна промерзнуть стопроцентно и только потом - последующая порция. Одним "заливом" максимум 5 см наморозишь. Главное, чтоб не вышел слоеный пирог: по бокам лед, а в середке вода - тогда колеса грузовиков проваливаться начнут. Молвят, подходящей для "заморозки" погоды может полмесяца не быть.
Неуж-то все ожидают? Да нет, естественно! На деньке примыкающего водохранилища лежит больше 100 автомобилей - их уже никто не достанет. В Сухоне не так глубоко, но каждый год пару грузовиков изо льдов вытаскивают. Народу некогда: лес уже порубили, пора продавать. Ну и родственников повидать охота. За хоть какой справкой снова же в Шуйское приходится ездить. В магазин тоже. Вот и катят по узкому льду.
К середине зимы переправа будет выдерживать 10 тонн. Но дорожники знают: везти все равно будут больше...
ВОЛКИ РЯДОМ
Пересаживаемся на "уазик" шуйского ДРСУ и переезжаем на ту сторону реки. Зимник поначалу петляет повдоль берега.
- Время от времени снега может столько насыпать, что по обе стороны трехметровые заносы стоят. Машина едет, а ее не видать, - наш новый провожатый Александр Попов, замначальника ДРСУ "расписывает" местную экзотику. - Только сейчас перед вашим приездом два бульдозера пробили дорогу, после их - мы 1-ые.
По свежайшему зимнику, да на "козле" - сберегай маковку. Мотает из стороны в сторону и вверх-вниз, как на палубе баркаса. Опасные выбоины как будто маленькие овраги. А остатки прошлогодней колеи, пробитой вездеходами? Метр глубиной! Того и гляди колеса соскочат и "козлик" сядет на мосты.
- По зимнику лучше ездить, когда снега больше выпадет и мы его катком утрамбуем (каток, конечно, не для асфальта, а особый - Д. Л.). Тогда тут даже "пазик" пройдет. Дважды в неделю будет ездить, как рейсовый автобус. Местные умудряются и на "Оке" проехать.
- Куда желаете попасть? - спросил Александр, остановив машину и достав карту. - Вот деревня - 20 обитателей, далее - две семьи, еще далее - один живет.
Впереди дорогу неторопливо перешли четыре волка. Мы невольно поежились.
- Волки сегодня живут поближе к поселкам. На собак охотятся... На нашем берегу уже сколько псов съели.
...Шиченга. Когда-то сюда лес со всей окрестности свозили, чтоб выслать вниз по реке. А на данный момент бараки с пустыми окнами, остовы тракторов и бульдозеров. И вдруг - на обочине "Запорожец". Неуж-то на ходу? Нет, брошен помирать естественной гибелью. Справа - обугленные бревна.
- Клуб летом сгорел. Тушить было некоторому. Пожарным сюда не добраться.
- Летом совершенно не проехать? - на всякий случай переспрашиваем Александра.
- Ногой ступить и то жутко. Кругом болота... Различное в деревне по древесным мосткам прогуливаются.
В Шиченге живет больше сорока человек, но добраться до их жилищ на "уазике" нелегко. Нам удалось повстречаться только с одним. Представился: "Москвин. В прошедшем подводник - 12 лет на лодке. Сегодня пенсионер".
Минуем развалины бывшего совхоза. Потом деревня Знаменка. Пару домиков - дымок из трубы только над одним. Заходим. С печки слезает старая бабушка. Выглядывает и кот. Зоя Аркадьевна и Василий издавна тут живут... Интересуется: "Дорогу пробили? Означает, газеты скоро привезут. Почтовый "уазик" у нас прогуливается. Мне не скучновато. Родные навещают: двое внуков, трое правнуков. Телефон рядом... в 4 километрах".
Основоположник ВОЛТАША
К деревне Волташ подъезжаем уже в ранешних сумерках. Здесь, по слухам, один человек живет. Но заходим в большущий дом, нас встречают дама и женщина. Молвят, что вот только мужчинам обед отвезли (жителей-то, оказывается, много). "А куда?" - "На делянку. Поедемте, покажем". - "Дорога есть?" - "Мы ее сами сделали...".
Пробираемся по солидному зимнику, который проложил... Александр Иванович Конев - владелец дома. Прорубил просеку и утрамбовал снег трактором на три километра. Вот для тебя и личная дорога. Добрались до делянки. Там трое мужчин: владелец, его зять и ассистент.
- Журнальчик "За рулем"? Как не знать - я прошлый подписчик. Как живем? Хорошо. К нам даже местная власть время от времени приезжает.
- Помогают?
- А для чего? У нас есть все. Мы и хлеб сами печем...
Александр Иванович родился тут, после уехал в город. Возжелал возвратиться, а деревня даже с карты пропала. Стерли с лица земли в прямом смысле слова. "Обитателей не осталось? А я?" - обосновывал он в администрации. И деревня появилась вновь на карте и на земле. Так что Конев, можно сказать, основоположник Волташа.
Поначалу был фермером, 15 скотин держал. Сейчас валит лес и мастерит срубы. Автомобиля нет, а гусеничный трактор имеется. В город уезжать не собирается. Нравится ему тут...
Стемнело. Наш проводник забеспокоился. Зимник и далее идет, только если в мгле застрянем, вынуть будет некоторому. И мы повернули домой.
МОСТ В МЕЧТАХ И НА БУМАГЕ
Зимник идет по местам, где в 2-ух шагах от опушки можно набрать подводу рыжиков, где лоси и лисицы ощущают себя как дома, где в речке можно изловить стерлядь. Местный люд радуется природе, но хочет другого - чтоб тут прошла федеральная трасса. Это мечта (уже воплощенная на бумаге - в проекте и техническом обосновании) - выстроить через Сухону мост и проложить по болоту 30 км дороги, превратив ее в часть трассы Москва-Архангельск.
Мечта мечтой, только держать асфальт в болоте не просто. Вот на подъезде к Шуйскому по Егорьевскому болоту шоссе идет и каждые пять-шесть лет проседает. Приходится на полуметра насыпать сверху песок. Выходит этакий пирог: асфальт-песок-асфальт... Недешево обходится цивилизация.
С нового года дорожные фонды упразднены. Что ж, бездорожье так и остается бездорожьем?