ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ 2000
ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ 2000
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ЭКСПЕДИЦИЯ
ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ 2000
Русские Внедорожники ПОКОРЯЮТ УРАЛ
И ФОРСИРУЮТ КАМУ. НЕ БЕЗ Утрат*
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
Наутро показалось солнце. Деревья - в инее, как будто покрытые оренбургским платком-"паутинкой", поседела и заискрилась степная травка, торчащая из-под снега. Притча! Наша колонна, ведомая машиной ГИБДД (спасибо автоинспекции - всегда нас аккомпанировали авто ДПС, что в особенности помогало в незнакомых городках), движется по ровненькой дороге.
КАК СТАТЬ "ЗВЕЗДОЙ"
1-ый денек пути. Волнение начала. Ожидание чего-то нового. Неплохого? Отвратительного? Незнакомые пока Различное: им предстоит стать командой, новые машины - каких от их ожидать сюрпризов, ну и дорога с ее обязательными неожиданностями...
"КИА-Подвескаидж", где движутся папарацци и "киношники", то и дело опереждает колонну, отстает и опять опереждает. Из боковых окон российского "корейца" свисают бравые представители снимающей братии. Похоже, не столько в силу "производственной необходимости", сколько по складу нрава.
Юра Нечетов, на время экспедиции шофер КИА и представитель "Автотора" в одном лице, известен в редакции любовью к скорости. А здесь еще новая, с иголочки, машина! Ее наши испытатели получили практически намедни отъезда, за день до выезда КИА прошла обкатку (1000 км вокруг Москвы!), позже - 1-ое техобслуживание и подготовку к экспедиции. Неплох "Подвескаидж", хоть и не смотрится жестоким "проходимцем": разгоняется стремительно (движок охотно "вертится" до 6 тыщ) и не достаточно накреняется на поворотах (спасибо достаточно жесткой подвеске, широкой колее и низкому центру масс). Ну как здесь удержаться, не погонять по ровненькой, незагруженной дороге!
Встречные машины, впечатленные зрелищем (ДПС с "мигалкой", разноцветные диковинные авто, куча операторов), прижимаются к обочине, их водители и пассажиры приветственно машут руками. Вот это популярность!
В Орске желали только пообедать, но пришлось давать интервью: местной прессе, жителям городка, подоспевшим к разукрашенным автомобилям. На заезде в Сибай - горняцкий город в Башкортостане - экспедицию встречали хлебом-солью и выступлением народного ансамбля. На лицах участников "Евразийского пути" - удивление. Неуж-то это нас? Неужто мы такие принципиальные личности?
Не мы - авто. У заместителя главы районной администрации, когда он их рассматривал, глаза горели так же, как у сибайских мальчиков. Наутро у "Нивы" пропала антенна рации. Видимо, кто-то из ребятишек утащил на сувенир. Что ж, таковы издержки славы.
НАШИ
Достаточно стремительно все к этому привыкли (не к "заимствованиям" - их больше не было, а к особенному вниманию окружающих). Ведь энтузиазм к экспедиции проявляют свои: братья-автомобилисты. Те, кто ездит на российских моделях различных лет, кто знаком со всеми их плюсами и недочетами и кто желает, чтоб новые авто были лучше, ожидает их, готов брать.
"Свои" - зрители были въедчивы и пристрастны. Интересовались конструкцией новинок, их исполнением и ценой. "Свои" - участники терпеливо отвечали на все вопросы, интересовались жизнью вокруг. Спустились вниз, в самый глубочайший карьер в Европе - на Сибайском медноколчедановом месторождении. Ну хорошо, если без преувеличений, то практически до середины. Хотя и это - около четверти километра ниже уровня поверхности. Оставшиеся наверху казались точками, а огромный карьерный экскаватор понизу - козявкой. Для машин, естественно, не испытание, но малюсенькое приключение.
В авто городке Миассе не просто поглядели на триал в выполнении "уралов", да и сами проехали по этой трассе на грузовиках - кто за рулем, кто на пассажирском месте. Вот это зрелище! Кажется, что огромные, неловкие машины перевернутся либо завалятся набок на практически вертикальных склонах бывшего карьера, разобьются, прыгая с уступов. Но они просто, с каким-то даже им только присущим изяществом атакуют препятствия.
"Ну а что ваши, тоже поедут?" - не без легкой поддевки спрашивает представитель "УралАЗа", кивая в сторону наших машин. Участники экспедиции ответили, как и подобает, - вышли на трассу. Неуж-то и малая "Ода"? И вагончик "Соболь"? Какие из их внедорожники! "УАЗы побережем, еще три тыщи км впереди", - рассуждает управляющий экипажа Вячеслав Деминцев, а уже через несколько секунд один из УАЗов - на старте.
Зрители, стоявшие плотной стенкой у края карьера, только рты разинули. Ижевская малютка быстро карабкалась по устрашающим склонам, избегая разве что участков с глубочайшей колеей. Поразил всех и "Соболь": так просто преодолевал он сверхпересеченную местность. Без приметных усилий взобрался даже на самую крутую горку, к которой не решился подступиться никто из других участников "Евразийского пути". Сказался неизменный привод всех колес и междуколесные дифференциалы завышенного трения. "Подвескаидж" безбашенно носился по трассе, подпрыгивая на трамплинах, звучно ударялся днищем о кочки. "Не остается ли он после чего здесь навечно?" - беспокоились организаторы импровизированного триала. "У него защита картера, - успокаивали их. - И вообщем, у этой модели мощная рама!"
Новенькая "Нива" и УАЗы проявили себя ожидаемо отлично - их предшественники известны собственной проходимостью, им, как говорится, сам бог повелел...
В общем, поглядели людей, проявили себя. И приняли в команду "Урал": торжественно повязали новенькому экипажу "фирменные" желтоватые шарфы - исключительную принадлежность участников экспедиции. Кто тогда знал, какая судьба уготована нашим миасским товарищам!
Итак, нас стало... Вобщем, сосчитайте сами (перечень - на стр. 102).
"УРАЛ", "ТИТАНИК", "ЧЕЛЮСКИН"...
Наверняка, так бывает исключительно в кино: перед какими-нибудь потрясениями звучит тревожная музыка, возникают суровые предзнаменования, сгущается атмосфера. В жизни совершенно не так.
Но попробуем, как в кино. С самого начала.
Кадры: необычно теплая встреча, приготовленная нашим генеральным спонсором "Автоаудиоцентром" в Екатеринбурге. Дружественное общение с неизменными участниками нашей конференции в Вебе (молодцы, мужчины!). Ледяная пещера в Кунгуре - полторы тыщи метров, пройденные под землей, посреди сверкающих кристаллами льда залов, замудренных нагромождений камня, мимо застывших вод подземной реки. А позже таинство древесных скульптур (ничего лубочного - лесные деревья, освобожденные от излишнего и превращенные в необычных леших, кикимор и другую развеселую, добрую и злую нечисть) в каком-то пермском селе. Жалко, что так и не узнали имя их создателя, не запомнили заглавие места.
Еще кадры: сверкающий огнями в ночи, только что оживающий после банкротства завод в Губахе. И там же: руины дворца культуры, строения администрации, дома с пустыми глазницами окон - сильнее римских развалин. Перед очами катастрофа сегодняшнего времени - умирание не так давно благополучного шахтерского городка.
Опять безмятежный сюжет: на границе Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного окрестность в 40-градусный мороз - наивкуснейшие шашлыки. Прямо на лесной опушке, на бережно уложенном на снег еловом лапнике. Это местные дорожники подготовили сюрприз. За денек ранее в Губахе нам темно сказали, что цивилизация кончилась и в протяжении без малого четырехсот км до райцентра Гайны негде будет пообедать - нужно брать сухой паек. И вот для тебя...
Но места тут, вправду, безлюдные: в Гайнинском районе на 10 тыщ квадратных км - 14 тыщ обитателей. Зато зоны, зоны...
Вобщем, экспедиция этого не ощущает. Отличные дороги, даже зимники, как ровнехонький асфальт. Погода, естественно, не курортная - от Екатеринбурга указатель температуры не демонстрировал выше минус 20 5. Но все машины - в порядке. После первой морозной ночи не завелся один только ИЖ. И только из-за того, что перед пробегом запамятовали поменять масло и оно загустело. Позже с "Одой" заморочек не появлялось.
Колонну наших полноприводников, готовых к трудностям бездорожья, аккомпанирует ГИБДД... на вазовских "шестерках"! Нет недочета в бензине. Словом, не полный испытаний пробег, а прогулка! Участники начинают даже потихоньку ворчать.
Днем - выезд из поселка Гайны в сторону Сыктывкара. Идиллический пейзаж (за кадром - тихая, как предчувствие, тревожная музыка). Идем по полностью солидному зимнику, любуясь заснеженным лесом, розово-бирюзовым восходом (какие они долгие на Севере!). Впереди - наши ангелы-хранители из дорожного управления окрестность. Мы дали им переносную рацию: "дальнобойность" никакая, но в первых машинах колонны слышно. "Впереди - ледяная переправа!" - объявляют нам сопровождающие (тревожная музыка громче). Люд, услышав весть, приободряется, всесущая КИА летит вперед, чтоб посадить снимающих по ту сторону Камы. "Волга" с дорожниками поспешает за ней и останавливается на другом берегу. А здесь и колонна подходит.
Далее, как в замедленной съемке. Широкая полоса льда, залитого водой, пересекает реку. Перед ней - символ, запрещающий заезд. А рядом - езженная дорога. Естественно, избираем ее. Колонна, кроме "Урала", выезжает на речной лед. "Может, двери откроем?" - на всякий случай рекомендует юрист. Смеемся.
Одна машина перебирается на другой сберегал, другая, 3-я. Вот уже река далековато сзади. И вдруг по рации: "Урал" провалился!" Что за дурные шуточки! Но уже из машин выскакивают участники и, забыв захлопнуть двери, бегут что есть мочи вспять, к берегу, а из приемников несется знакомое...
Перед мысленным взглядом - полынья посредине Камы и черная вода, сомкнувшаяся над нашим "пепелацем" и его экипажем. Душераздирающие аккорды. Затемнение.
ОПЕРАЦИЯ ПО СПАСЕНИЮ
Слава богу, "Урал" провалился у самого берега. И сидевший за рулем Петя Торичный (он вообще-то сотрудник редакции, но в экспедиции принято было пересаживаться из 1-го автомобиля в другие), на самом деле дела, выручил ситуацию. Он успел резко надавить на педаль акселератора и выскочить фронтальными колесами на сушу. Кабина оказалась на жесткой поверхности, а будка - большая, просторная, комфортная будка, в какой мог просто поместиться весь личный состав экспедиции, осталась в воде и погружалась все поглубже. Калоритные краски неба, ослепительный снег, 43 градуса мороза - и наш "Челюскин", вмерзающий в лед.
Как такое могло случиться? Дорожники обещали нормальную переправу, ну и лед (сами лицезрели!) на Каме в полуметра.
А дорожники сами в шоке. У их на очах мы, не высадив пассажиров, колонной (!) вышли на лед. И не на переправу, а на "пиратскую" дорогу. Дело в том, что ледяную переправу готовят специально - намораживают, поливают водой очищенный от снега лед, чтоб он стал намного крепче. И этот путь уже был готов - мы первыми должны были проехать по нему. Но... Не был снят запрещающий символ, а рядом была езженная дорожка, никто из участников ранее не ездил по ледяным переправам и не сумел оценить ситуацию. Сопровождающие из дорожного управления, растерявшись, орали в рацию, пытаясь приостановить нас, но расстояние велико - не было слышно.
Стечение событий (а необоснованно винить здесь можно многих) могло стоить жизни людям. Что уж гласить о технике! Раз в год происходит схожее: автомобилисты, не дожидаясь открытия ледяных переправ, пробуют форсировать замерзшие реки на собственный ужас и риск и гибнут. Спастись фактически нереально: машина резко уходит "носом" вниз, пробив совершенно маленькую полынью. Даже если под водой выкарабкаться из нее, выхода на поверхность не отыскать. Природа очень жестока, если не относиться к ней с почтением.
Спасательная операция продолжалась 5 часов. Точнее, не она сама, а поиск тягача, который бы совладал с задачей. Все это время Юра Нечетов и экипаж "Урала" скалывали лед, на очах нараставший на корпусе великана. В ближнем поселочке с грехом напополам отыскали трелевщики, ставили лебедку, находили горючее. Процесс помогало ускорить "горючее", но не для машин, а для местных "спасателей". Когда два трелевщика начали тянуть "утопленника", очень боялись, что машине вырвут мост. Но наш практически совершенно затонувший "Челюскин" медленно-медленно стал выползать наверх. И (о удовлетворенность!) - он на берегу! Не достаточно того, движок после плавания в ледяной купели завелся! Правда, на короткий срок. Попавшая в бак вода добралась до топливных фильтров и, замерзнув, закупорила их. "Урал" заглох.
На деньке Камы оказались журнальчики "За рулем", наш "пробеговский" транспарант и плакаты спонсоров, вещи участников.
Люд пробовал спасти, что можно. Альфред Галлямов лег на льдину и, приблизившись к полынье, доской поддевал и откидывал на неопасное место плавающие вещи. Его держал за ноги Володя Швецов, которому на голову сыпались наши сувенирные шариковые ручки, выловленные спасателем. Помогали и другие. В это время юрист Волгин вытаскивал уцелевшее из будки "Урала". Весь в клубах пара (мороз, похоже, усиливался) он выносил намокшее экспедиционное добро. Утраты были значительны. Но главное - все живые, машина спасена, даже часть вещей цела.
Условились отбуксировать "Челюскин" в теплый бокс и с помощью все тех же дорожников воскресить автомобиль, чтоб он догнал нас на последующий денек в Сыктывкаре. Оставляли экипаж "Урала" с томным чувством. А что испытывала в этот момент троица из Миасса, и гласить не приходится.
Поредевшая колонна в стремительно сгустившихся сумерках тронулась вперед по пустынному зимнику. И в машинах сейчас были не просто экипажи и участники с незнакомыми фамилиями. Вот доброжелательные Андрей и Володя, в чьем "Соболе" все отогревались (ну и классная же там "печка"!), а заглянувших на тепло угощали тушенкой и рыбными консервами. Вот надежный трудяга Арбузов, без шумихи делающий дело. Отзывчивый, галантный Альфред Галлямов. Рачительный Володя Швецов. А вот на вид безбашенный весельчак, на самом деле цементирующий команду, фотокор Саша Батыру. Команда, которая может преодолеть почти все. Вперед, на Харьягинский!
...- На Харьягу мы вас пустить не можем, - произнесли дорожники в Сыктывкаре. - Нет ледяных переправ. Экспедиция завершится послезавтра.
Неуж-то цель - Заполярье - так и остается недосягаемой? О том, как "наша взяла", читайте в последующем номере.
УЧАСТНИКИ ОБ АВТОМОБИЛЯХ
СЕРГЕЙ МИШИН
УАЗы всегда отличала высочайшая проходимость и непритязательность. Авто последнего поколения UAZ 3160 и 3162 сохранили ульяновский "конек", но при всем этом существенно выиграли в комфортабельности. Этому содействовало модернизированное шасси - впереди с пружинной подвеской, сзади - малолистовые рессоры. При всем этом машины остались верны концепции подключаемого полного привода. Появились освеженные мосты типа "спайсер" с просто отключаемыми от полуосей ступицами фронтальных колес. Но все-же главное достоинство новых моделей - комфортный цельнометаллический кузов.
Парочка этих машин в экспедиции заслужила прозвище "Чук и Гек", при этом без определенного разделения. Ведь у их даже движки однообразные: ульяновского моторного завода, объемом 2,9 литра, с распределенным впрыском горючего. И без нейтрализатора, что позволяет воспользоваться хоть каким бензином - с этилом и без него. Обе машины с гидроусилителями управляющего управления - стандартное выполнение!
"Шестидесятка" отличалась наличием предпускового подогревателя, а "шестьдесят 2-ой" - дополнительным отопителем в зоне заднего сидения. Вобщем, при сильном морозе даже в дабл-печной машине горячо не было. Вот что означает просторный кузов! Вещи, запчасти, канистры с топливом ульяновцы расположили в больших багажниках собственных машин, а в салонах оставались свободные места. Потому с экипажами УАЗов повсевременно ехали другие участники экспедиции.
Подробнее об этих машинах можно прочесть в прошлогодних номерах ЗР: № 2 (с. 30), № 7 (с. 32), № 11 (с. 38).
"Ижмашавто" представляла "Ода" Izh 2126 4х4. Эта машина - нечто среднее меж дорожной "кваттро" и внедорожником. От первой ее отличает увеличенный по сопоставлению с обыкновенной (4х2) версией дорожный просвет, а от внедорожника - отсутствие демультипликатора. "Раздатка" с блокируемым межосевым дифференциалом находится, но только только для "раздачи" вращающего момента меж осями в пропорции 50:50. Через подрамник к фронтальным лонжеронам кузова крепится фронтальный редуктор от "Нивы". Приводы фронтальных колес комбинированные - с внутренними шарнирами от VAZ 2121, внешними - от VAZ 2108. Шины - четырнадцатидюймовые.
В целом машина с движком VAZ 2106 рабочим объемом 1,6 л воспринимается как обыденный дешевый русский автомобиль. Нет пониженной передачи, что очень ограничивает способности машины на пересеченной местности, в особенности на подъемах. Красивые дуги впереди и сзади, судя по крепежным болтикам М8, вероятнее всего, декорация, а не реальная защита.
Еще об этой машине можно прочесть в ЗР, № 11 за 2000 год (с. 36).
Мы благодарны спонсорам, благодаря помощи которых наша экспедиция свершилась.
Генеральному спонсору - фирме "Автоаудиоцентр", продвигающей на русском рынке авто аудиотехнику марки "Урал".
Спонсорам: фирме "БелМаг" - изготовитель шаровых опор и наконечников управляющих тяг;
германской компании "Ликви Моли - масла, присадки, автокосметика";
фирме "Дафми" - тормозные колодки.
Наш соорганизатор - Росавтодор. Авто и участники экспедиции застрахованы в компании "Содружество "За рулем". Отдельное спасибо фирме "Востсибаккумулятор", помогавшей нам в Екатеринбурге, ГИБДД Рф.
УЧАСТНИКИ ОБ АВТОМОБИЛЯХ
ЮРИЙ НЕЧЕТОВ
К этому автомобилю - наибольший энтузиазм населения на всем протяжении пути. VAZ 2123 "Нива". Очень просторный и широкий салон, низкая линия остекления. Хорошие огромные внешние зеркала. Непонятное и алогичное управление электростеклоподъемниками. Подвывает коробка. Плохо врубается 1-ая передача - отверстие в тоннеле пола для ручки коробки смещено на право. Очень теплая снутри и практически не обмерзает. Мотор, естественно, необходимо бы помощнее. За время поездки потекла помпа, пришлось поменять. Кстати, движок "зажат" под "95-й" бензин, который был на всем пути. В сопоставлении с таковой просторной машиной куцым кажется багажник, но общую длину ограничивают способности сборочного потока - ничего не попишешь. В общем, по задумке - красивый автомобиль (поглядим на выполнение). Еще просторнее старенькой 3-х дверной "Нивы" и элегантнее 5-и дверного "паровоза". Внедорожные свойства очень высоки, ограничиваются только показателями прочности несущего кузова и мощностью мотора.
СЕРГЕЙ МИШИН
2-ая часть имени автомобиля "КИА-Подвескаидж" в переводе с британского значит "Подвескаивный возраст" (Спорт Age - "Подвеска эйдж"). Уже из этого ясно, что эта корейская по происхождению машина, собранная на СП "Автотор" в Калининграде, создана для активного отдыха.
Под кузовом "Подвескаиджа" упрятана мощная рама. Поэтому конструкция очень крепкая. В один прекрасный момент наш КИА с фотографами и операторами на очах у всего каравана перелетел через "лежачего полицейского". Задумывались, что далее он не сумеет без помощи других ехать, но машине хоть бы что, даже углы на фронтальных колесах восстанавливать не потребовалось. За этот-то полет автомобиль и получил прозвище "подскок". Кстати, полетом через препятствие КИА должен не очень удачному методу работы Abs. А еще у "корейца" агрессивно подключаемый полный привод, что не обеспечивает уверенного движения на скользких дорогах.
Плюсы машины - оживленный двухлитровый движок, рассчитанный на "92-й" бензин (правда, неэтилированный - в системе выпуска установлен нейтрализатор), теплый салон и вместительный багажник. Недочеты - короткоходная подвеска, недостаточно энергоемкая для разбитых дорог, обмерзающие боковые стекла.
Более тщательно о КИА можно прочесть в ЗР, № 12 за 2000 год (с. 94).
Перечень УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ (мы включили в него только тех, кто сделал путь до конца):
От журнальчика "За рулем":
Лена ВАРШАВСКАЯ -
управляющий
экспедиции
Владимир АРБУЗОВ -
заместитель
управляющего
по техническим
вопросам
Аркадий КОЗЛОВ -
корреспондент
Александр БАТЫРУ -
фотокорреспондент
Ольга ИСЛАМКИНА -
координатор
Сергей ВОЛГИН -
директор
Публичной
приемной
Петр ТОРИЧНЫЙ -
водитель-испытатель
Петр Наименьших -
главный редактор
Экипаж АО "АвтоВАЗ"
на "Ниве" VAZ 2123:
Сергей МИШИН -
командир
Валерий КАРАБАНОВ -
водитель-испытатель
Экипаж АО "Автотор"
на "КИА-Подвескаидж":
Юрий НЕЧЕТОВ -
командир и водитель-
испытатель
Экипаж АО "ГАЗ"
на "Соболе" 4х4 GAZ 27527:
Андрей АФАНАСОВ -
командир
Сергей ПЕТУШКОВ -
телеоператор ГАЗа
Владимир НОВИКОВ -
водитель-испытатель
Экипаж АО "Ижмашавто"
на "Оде" Izh 2126 4х4:
Альфред ГАЛЛЯМОВ -
командир
Сурен ТОРОСЯН -
водитель-испытатель
Самый бессчетный
экипаж - АО "УАЗ" на UAZ 3160 и UAZ 3162:
Вячеслав ДЕМИНЦЕВ -
командир
Шавкат КАРИМОВ -
оператор
"ВидеоУАЗ"
Эдуард ДЕНИСОВ -
фотокорреспондент
УАЗа
Владимир ШВЕЦОВ -
водитель-испытатель
Александр КУЗНЕЦОВ -
водитель-испытатель
Экипаж АО "УралАЗ"
на автомобиле
"Урал-3255":
Юрий СЛИЖ -
командир
Виктор ШЕСТАКОВ -
ассистент
Анатолий ЕНЧЕНКОВ -
водитель-испытатель
Зарубежные
журналисты:
Ральф БИЛЕФЕЛЬДТ - репортер газеты "Аутобильд" (Германия)
Бернд АРЕНС - фотокорреспондент газеты "Аутобильд" (Германия)
Герит ШУЛЬЦЕ -
корреспондент "Столичной германской газеты" (Москва)
*Продолжение. Начало - в ЗР, 2001, № 1.
На Сибайском карьере.
Чем "Нива" ужаснее триаловских "уралов"?
Трудности пока впереди...
Бернд Аренс за работой. Как он там, любопытно, держится?
Рядом с развалюхой - старенькым мостом уже который год недостроен новый: пермские дорожники ожидают разрешения из Москвы. А вся неувязка в том, что нужно вырубить 10-ка два деревьев! Начальство за тыщи км задумывается...
Рядовая картина в пути: машины, слетевшие с дороги, и Различное, днями ожидающие помощи.
Во льдах.
Мотор работает!
Спасение "Челюскина"...
... и вещей.
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ЭКСПЕДИЦИЯ
ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ 2000
Русские Внедорожники ПОКОРЯЮТ УРАЛ
И ФОРСИРУЮТ КАМУ. НЕ БЕЗ Утрат*
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
Наутро показалось солнце. Деревья - в инее, как будто покрытые оренбургским платком-"паутинкой", поседела и заискрилась степная травка, торчащая из-под снега. Притча! Наша колонна, ведомая машиной ГИБДД (спасибо автоинспекции - всегда нас аккомпанировали авто ДПС, что в особенности помогало в незнакомых городках), движется по ровненькой дороге.
КАК СТАТЬ "ЗВЕЗДОЙ"
1-ый денек пути. Волнение начала. Ожидание чего-то нового. Неплохого? Отвратительного? Незнакомые пока Различное: им предстоит стать командой, новые машины - каких от их ожидать сюрпризов, ну и дорога с ее обязательными неожиданностями...
"КИА-Подвескаидж", где движутся папарацци и "киношники", то и дело опереждает колонну, отстает и опять опереждает. Из боковых окон российского "корейца" свисают бравые представители снимающей братии. Похоже, не столько в силу "производственной необходимости", сколько по складу нрава.
Юра Нечетов, на время экспедиции шофер КИА и представитель "Автотора" в одном лице, известен в редакции любовью к скорости. А здесь еще новая, с иголочки, машина! Ее наши испытатели получили практически намедни отъезда, за день до выезда КИА прошла обкатку (1000 км вокруг Москвы!), позже - 1-ое техобслуживание и подготовку к экспедиции. Неплох "Подвескаидж", хоть и не смотрится жестоким "проходимцем": разгоняется стремительно (движок охотно "вертится" до 6 тыщ) и не достаточно накреняется на поворотах (спасибо достаточно жесткой подвеске, широкой колее и низкому центру масс). Ну как здесь удержаться, не погонять по ровненькой, незагруженной дороге!
Встречные машины, впечатленные зрелищем (ДПС с "мигалкой", разноцветные диковинные авто, куча операторов), прижимаются к обочине, их водители и пассажиры приветственно машут руками. Вот это популярность!
В Орске желали только пообедать, но пришлось давать интервью: местной прессе, жителям городка, подоспевшим к разукрашенным автомобилям. На заезде в Сибай - горняцкий город в Башкортостане - экспедицию встречали хлебом-солью и выступлением народного ансамбля. На лицах участников "Евразийского пути" - удивление. Неуж-то это нас? Неужто мы такие принципиальные личности?
Не мы - авто. У заместителя главы районной администрации, когда он их рассматривал, глаза горели так же, как у сибайских мальчиков. Наутро у "Нивы" пропала антенна рации. Видимо, кто-то из ребятишек утащил на сувенир. Что ж, таковы издержки славы.
НАШИ
Достаточно стремительно все к этому привыкли (не к "заимствованиям" - их больше не было, а к особенному вниманию окружающих). Ведь энтузиазм к экспедиции проявляют свои: братья-автомобилисты. Те, кто ездит на российских моделях различных лет, кто знаком со всеми их плюсами и недочетами и кто желает, чтоб новые авто были лучше, ожидает их, готов брать.
"Свои" - зрители были въедчивы и пристрастны. Интересовались конструкцией новинок, их исполнением и ценой. "Свои" - участники терпеливо отвечали на все вопросы, интересовались жизнью вокруг. Спустились вниз, в самый глубочайший карьер в Европе - на Сибайском медноколчедановом месторождении. Ну хорошо, если без преувеличений, то практически до середины. Хотя и это - около четверти километра ниже уровня поверхности. Оставшиеся наверху казались точками, а огромный карьерный экскаватор понизу - козявкой. Для машин, естественно, не испытание, но малюсенькое приключение.
В авто городке Миассе не просто поглядели на триал в выполнении "уралов", да и сами проехали по этой трассе на грузовиках - кто за рулем, кто на пассажирском месте. Вот это зрелище! Кажется, что огромные, неловкие машины перевернутся либо завалятся набок на практически вертикальных склонах бывшего карьера, разобьются, прыгая с уступов. Но они просто, с каким-то даже им только присущим изяществом атакуют препятствия.
"Ну а что ваши, тоже поедут?" - не без легкой поддевки спрашивает представитель "УралАЗа", кивая в сторону наших машин. Участники экспедиции ответили, как и подобает, - вышли на трассу. Неуж-то и малая "Ода"? И вагончик "Соболь"? Какие из их внедорожники! "УАЗы побережем, еще три тыщи км впереди", - рассуждает управляющий экипажа Вячеслав Деминцев, а уже через несколько секунд один из УАЗов - на старте.
Зрители, стоявшие плотной стенкой у края карьера, только рты разинули. Ижевская малютка быстро карабкалась по устрашающим склонам, избегая разве что участков с глубочайшей колеей. Поразил всех и "Соболь": так просто преодолевал он сверхпересеченную местность. Без приметных усилий взобрался даже на самую крутую горку, к которой не решился подступиться никто из других участников "Евразийского пути". Сказался неизменный привод всех колес и междуколесные дифференциалы завышенного трения. "Подвескаидж" безбашенно носился по трассе, подпрыгивая на трамплинах, звучно ударялся днищем о кочки. "Не остается ли он после чего здесь навечно?" - беспокоились организаторы импровизированного триала. "У него защита картера, - успокаивали их. - И вообщем, у этой модели мощная рама!"
Новенькая "Нива" и УАЗы проявили себя ожидаемо отлично - их предшественники известны собственной проходимостью, им, как говорится, сам бог повелел...
В общем, поглядели людей, проявили себя. И приняли в команду "Урал": торжественно повязали новенькому экипажу "фирменные" желтоватые шарфы - исключительную принадлежность участников экспедиции. Кто тогда знал, какая судьба уготована нашим миасским товарищам!
Итак, нас стало... Вобщем, сосчитайте сами (перечень - на стр. 102).
"УРАЛ", "ТИТАНИК", "ЧЕЛЮСКИН"...
Наверняка, так бывает исключительно в кино: перед какими-нибудь потрясениями звучит тревожная музыка, возникают суровые предзнаменования, сгущается атмосфера. В жизни совершенно не так.
Но попробуем, как в кино. С самого начала.
Кадры: необычно теплая встреча, приготовленная нашим генеральным спонсором "Автоаудиоцентром" в Екатеринбурге. Дружественное общение с неизменными участниками нашей конференции в Вебе (молодцы, мужчины!). Ледяная пещера в Кунгуре - полторы тыщи метров, пройденные под землей, посреди сверкающих кристаллами льда залов, замудренных нагромождений камня, мимо застывших вод подземной реки. А позже таинство древесных скульптур (ничего лубочного - лесные деревья, освобожденные от излишнего и превращенные в необычных леших, кикимор и другую развеселую, добрую и злую нечисть) в каком-то пермском селе. Жалко, что так и не узнали имя их создателя, не запомнили заглавие места.
Еще кадры: сверкающий огнями в ночи, только что оживающий после банкротства завод в Губахе. И там же: руины дворца культуры, строения администрации, дома с пустыми глазницами окон - сильнее римских развалин. Перед очами катастрофа сегодняшнего времени - умирание не так давно благополучного шахтерского городка.
Опять безмятежный сюжет: на границе Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного окрестность в 40-градусный мороз - наивкуснейшие шашлыки. Прямо на лесной опушке, на бережно уложенном на снег еловом лапнике. Это местные дорожники подготовили сюрприз. За денек ранее в Губахе нам темно сказали, что цивилизация кончилась и в протяжении без малого четырехсот км до райцентра Гайны негде будет пообедать - нужно брать сухой паек. И вот для тебя...
Но места тут, вправду, безлюдные: в Гайнинском районе на 10 тыщ квадратных км - 14 тыщ обитателей. Зато зоны, зоны...
Вобщем, экспедиция этого не ощущает. Отличные дороги, даже зимники, как ровнехонький асфальт. Погода, естественно, не курортная - от Екатеринбурга указатель температуры не демонстрировал выше минус 20 5. Но все машины - в порядке. После первой морозной ночи не завелся один только ИЖ. И только из-за того, что перед пробегом запамятовали поменять масло и оно загустело. Позже с "Одой" заморочек не появлялось.
Колонну наших полноприводников, готовых к трудностям бездорожья, аккомпанирует ГИБДД... на вазовских "шестерках"! Нет недочета в бензине. Словом, не полный испытаний пробег, а прогулка! Участники начинают даже потихоньку ворчать.
Днем - выезд из поселка Гайны в сторону Сыктывкара. Идиллический пейзаж (за кадром - тихая, как предчувствие, тревожная музыка). Идем по полностью солидному зимнику, любуясь заснеженным лесом, розово-бирюзовым восходом (какие они долгие на Севере!). Впереди - наши ангелы-хранители из дорожного управления окрестность. Мы дали им переносную рацию: "дальнобойность" никакая, но в первых машинах колонны слышно. "Впереди - ледяная переправа!" - объявляют нам сопровождающие (тревожная музыка громче). Люд, услышав весть, приободряется, всесущая КИА летит вперед, чтоб посадить снимающих по ту сторону Камы. "Волга" с дорожниками поспешает за ней и останавливается на другом берегу. А здесь и колонна подходит.
Далее, как в замедленной съемке. Широкая полоса льда, залитого водой, пересекает реку. Перед ней - символ, запрещающий заезд. А рядом - езженная дорога. Естественно, избираем ее. Колонна, кроме "Урала", выезжает на речной лед. "Может, двери откроем?" - на всякий случай рекомендует юрист. Смеемся.
Одна машина перебирается на другой сберегал, другая, 3-я. Вот уже река далековато сзади. И вдруг по рации: "Урал" провалился!" Что за дурные шуточки! Но уже из машин выскакивают участники и, забыв захлопнуть двери, бегут что есть мочи вспять, к берегу, а из приемников несется знакомое...
Перед мысленным взглядом - полынья посредине Камы и черная вода, сомкнувшаяся над нашим "пепелацем" и его экипажем. Душераздирающие аккорды. Затемнение.
ОПЕРАЦИЯ ПО СПАСЕНИЮ
Слава богу, "Урал" провалился у самого берега. И сидевший за рулем Петя Торичный (он вообще-то сотрудник редакции, но в экспедиции принято было пересаживаться из 1-го автомобиля в другие), на самом деле дела, выручил ситуацию. Он успел резко надавить на педаль акселератора и выскочить фронтальными колесами на сушу. Кабина оказалась на жесткой поверхности, а будка - большая, просторная, комфортная будка, в какой мог просто поместиться весь личный состав экспедиции, осталась в воде и погружалась все поглубже. Калоритные краски неба, ослепительный снег, 43 градуса мороза - и наш "Челюскин", вмерзающий в лед.
Как такое могло случиться? Дорожники обещали нормальную переправу, ну и лед (сами лицезрели!) на Каме в полуметра.
А дорожники сами в шоке. У их на очах мы, не высадив пассажиров, колонной (!) вышли на лед. И не на переправу, а на "пиратскую" дорогу. Дело в том, что ледяную переправу готовят специально - намораживают, поливают водой очищенный от снега лед, чтоб он стал намного крепче. И этот путь уже был готов - мы первыми должны были проехать по нему. Но... Не был снят запрещающий символ, а рядом была езженная дорожка, никто из участников ранее не ездил по ледяным переправам и не сумел оценить ситуацию. Сопровождающие из дорожного управления, растерявшись, орали в рацию, пытаясь приостановить нас, но расстояние велико - не было слышно.
Стечение событий (а необоснованно винить здесь можно многих) могло стоить жизни людям. Что уж гласить о технике! Раз в год происходит схожее: автомобилисты, не дожидаясь открытия ледяных переправ, пробуют форсировать замерзшие реки на собственный ужас и риск и гибнут. Спастись фактически нереально: машина резко уходит "носом" вниз, пробив совершенно маленькую полынью. Даже если под водой выкарабкаться из нее, выхода на поверхность не отыскать. Природа очень жестока, если не относиться к ней с почтением.
Спасательная операция продолжалась 5 часов. Точнее, не она сама, а поиск тягача, который бы совладал с задачей. Все это время Юра Нечетов и экипаж "Урала" скалывали лед, на очах нараставший на корпусе великана. В ближнем поселочке с грехом напополам отыскали трелевщики, ставили лебедку, находили горючее. Процесс помогало ускорить "горючее", но не для машин, а для местных "спасателей". Когда два трелевщика начали тянуть "утопленника", очень боялись, что машине вырвут мост. Но наш практически совершенно затонувший "Челюскин" медленно-медленно стал выползать наверх. И (о удовлетворенность!) - он на берегу! Не достаточно того, движок после плавания в ледяной купели завелся! Правда, на короткий срок. Попавшая в бак вода добралась до топливных фильтров и, замерзнув, закупорила их. "Урал" заглох.
На деньке Камы оказались журнальчики "За рулем", наш "пробеговский" транспарант и плакаты спонсоров, вещи участников.
Люд пробовал спасти, что можно. Альфред Галлямов лег на льдину и, приблизившись к полынье, доской поддевал и откидывал на неопасное место плавающие вещи. Его держал за ноги Володя Швецов, которому на голову сыпались наши сувенирные шариковые ручки, выловленные спасателем. Помогали и другие. В это время юрист Волгин вытаскивал уцелевшее из будки "Урала". Весь в клубах пара (мороз, похоже, усиливался) он выносил намокшее экспедиционное добро. Утраты были значительны. Но главное - все живые, машина спасена, даже часть вещей цела.
Условились отбуксировать "Челюскин" в теплый бокс и с помощью все тех же дорожников воскресить автомобиль, чтоб он догнал нас на последующий денек в Сыктывкаре. Оставляли экипаж "Урала" с томным чувством. А что испытывала в этот момент троица из Миасса, и гласить не приходится.
Поредевшая колонна в стремительно сгустившихся сумерках тронулась вперед по пустынному зимнику. И в машинах сейчас были не просто экипажи и участники с незнакомыми фамилиями. Вот доброжелательные Андрей и Володя, в чьем "Соболе" все отогревались (ну и классная же там "печка"!), а заглянувших на тепло угощали тушенкой и рыбными консервами. Вот надежный трудяга Арбузов, без шумихи делающий дело. Отзывчивый, галантный Альфред Галлямов. Рачительный Володя Швецов. А вот на вид безбашенный весельчак, на самом деле цементирующий команду, фотокор Саша Батыру. Команда, которая может преодолеть почти все. Вперед, на Харьягинский!
...- На Харьягу мы вас пустить не можем, - произнесли дорожники в Сыктывкаре. - Нет ледяных переправ. Экспедиция завершится послезавтра.
Неуж-то цель - Заполярье - так и остается недосягаемой? О том, как "наша взяла", читайте в последующем номере.
УЧАСТНИКИ ОБ АВТОМОБИЛЯХ
СЕРГЕЙ МИШИН
УАЗы всегда отличала высочайшая проходимость и непритязательность. Авто последнего поколения UAZ 3160 и 3162 сохранили ульяновский "конек", но при всем этом существенно выиграли в комфортабельности. Этому содействовало модернизированное шасси - впереди с пружинной подвеской, сзади - малолистовые рессоры. При всем этом машины остались верны концепции подключаемого полного привода. Появились освеженные мосты типа "спайсер" с просто отключаемыми от полуосей ступицами фронтальных колес. Но все-же главное достоинство новых моделей - комфортный цельнометаллический кузов.
Парочка этих машин в экспедиции заслужила прозвище "Чук и Гек", при этом без определенного разделения. Ведь у их даже движки однообразные: ульяновского моторного завода, объемом 2,9 литра, с распределенным впрыском горючего. И без нейтрализатора, что позволяет воспользоваться хоть каким бензином - с этилом и без него. Обе машины с гидроусилителями управляющего управления - стандартное выполнение!
"Шестидесятка" отличалась наличием предпускового подогревателя, а "шестьдесят 2-ой" - дополнительным отопителем в зоне заднего сидения. Вобщем, при сильном морозе даже в дабл-печной машине горячо не было. Вот что означает просторный кузов! Вещи, запчасти, канистры с топливом ульяновцы расположили в больших багажниках собственных машин, а в салонах оставались свободные места. Потому с экипажами УАЗов повсевременно ехали другие участники экспедиции.
Подробнее об этих машинах можно прочесть в прошлогодних номерах ЗР: № 2 (с. 30), № 7 (с. 32), № 11 (с. 38).
"Ижмашавто" представляла "Ода" Izh 2126 4х4. Эта машина - нечто среднее меж дорожной "кваттро" и внедорожником. От первой ее отличает увеличенный по сопоставлению с обыкновенной (4х2) версией дорожный просвет, а от внедорожника - отсутствие демультипликатора. "Раздатка" с блокируемым межосевым дифференциалом находится, но только только для "раздачи" вращающего момента меж осями в пропорции 50:50. Через подрамник к фронтальным лонжеронам кузова крепится фронтальный редуктор от "Нивы". Приводы фронтальных колес комбинированные - с внутренними шарнирами от VAZ 2121, внешними - от VAZ 2108. Шины - четырнадцатидюймовые.
В целом машина с движком VAZ 2106 рабочим объемом 1,6 л воспринимается как обыденный дешевый русский автомобиль. Нет пониженной передачи, что очень ограничивает способности машины на пересеченной местности, в особенности на подъемах. Красивые дуги впереди и сзади, судя по крепежным болтикам М8, вероятнее всего, декорация, а не реальная защита.
Еще об этой машине можно прочесть в ЗР, № 11 за 2000 год (с. 36).
Мы благодарны спонсорам, благодаря помощи которых наша экспедиция свершилась.
Генеральному спонсору - фирме "Автоаудиоцентр", продвигающей на русском рынке авто аудиотехнику марки "Урал".
Спонсорам: фирме "БелМаг" - изготовитель шаровых опор и наконечников управляющих тяг;
германской компании "Ликви Моли - масла, присадки, автокосметика";
фирме "Дафми" - тормозные колодки.
Наш соорганизатор - Росавтодор. Авто и участники экспедиции застрахованы в компании "Содружество "За рулем". Отдельное спасибо фирме "Востсибаккумулятор", помогавшей нам в Екатеринбурге, ГИБДД Рф.
УЧАСТНИКИ ОБ АВТОМОБИЛЯХ
ЮРИЙ НЕЧЕТОВ
К этому автомобилю - наибольший энтузиазм населения на всем протяжении пути. VAZ 2123 "Нива". Очень просторный и широкий салон, низкая линия остекления. Хорошие огромные внешние зеркала. Непонятное и алогичное управление электростеклоподъемниками. Подвывает коробка. Плохо врубается 1-ая передача - отверстие в тоннеле пола для ручки коробки смещено на право. Очень теплая снутри и практически не обмерзает. Мотор, естественно, необходимо бы помощнее. За время поездки потекла помпа, пришлось поменять. Кстати, движок "зажат" под "95-й" бензин, который был на всем пути. В сопоставлении с таковой просторной машиной куцым кажется багажник, но общую длину ограничивают способности сборочного потока - ничего не попишешь. В общем, по задумке - красивый автомобиль (поглядим на выполнение). Еще просторнее старенькой 3-х дверной "Нивы" и элегантнее 5-и дверного "паровоза". Внедорожные свойства очень высоки, ограничиваются только показателями прочности несущего кузова и мощностью мотора.
СЕРГЕЙ МИШИН
2-ая часть имени автомобиля "КИА-Подвескаидж" в переводе с британского значит "Подвескаивный возраст" (Спорт Age - "Подвеска эйдж"). Уже из этого ясно, что эта корейская по происхождению машина, собранная на СП "Автотор" в Калининграде, создана для активного отдыха.
Под кузовом "Подвескаиджа" упрятана мощная рама. Поэтому конструкция очень крепкая. В один прекрасный момент наш КИА с фотографами и операторами на очах у всего каравана перелетел через "лежачего полицейского". Задумывались, что далее он не сумеет без помощи других ехать, но машине хоть бы что, даже углы на фронтальных колесах восстанавливать не потребовалось. За этот-то полет автомобиль и получил прозвище "подскок". Кстати, полетом через препятствие КИА должен не очень удачному методу работы Abs. А еще у "корейца" агрессивно подключаемый полный привод, что не обеспечивает уверенного движения на скользких дорогах.
Плюсы машины - оживленный двухлитровый движок, рассчитанный на "92-й" бензин (правда, неэтилированный - в системе выпуска установлен нейтрализатор), теплый салон и вместительный багажник. Недочеты - короткоходная подвеска, недостаточно энергоемкая для разбитых дорог, обмерзающие боковые стекла.
Более тщательно о КИА можно прочесть в ЗР, № 12 за 2000 год (с. 94).
Перечень УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ (мы включили в него только тех, кто сделал путь до конца):
От журнальчика "За рулем":
Лена ВАРШАВСКАЯ -
управляющий
экспедиции
Владимир АРБУЗОВ -
заместитель
управляющего
по техническим
вопросам
Аркадий КОЗЛОВ -
корреспондент
Александр БАТЫРУ -
фотокорреспондент
Ольга ИСЛАМКИНА -
координатор
Сергей ВОЛГИН -
директор
Публичной
приемной
Петр ТОРИЧНЫЙ -
водитель-испытатель
Петр Наименьших -
главный редактор
Экипаж АО "АвтоВАЗ"
на "Ниве" VAZ 2123:
Сергей МИШИН -
командир
Валерий КАРАБАНОВ -
водитель-испытатель
Экипаж АО "Автотор"
на "КИА-Подвескаидж":
Юрий НЕЧЕТОВ -
командир и водитель-
испытатель
Экипаж АО "ГАЗ"
на "Соболе" 4х4 GAZ 27527:
Андрей АФАНАСОВ -
командир
Сергей ПЕТУШКОВ -
телеоператор ГАЗа
Владимир НОВИКОВ -
водитель-испытатель
Экипаж АО "Ижмашавто"
на "Оде" Izh 2126 4х4:
Альфред ГАЛЛЯМОВ -
командир
Сурен ТОРОСЯН -
водитель-испытатель
Самый бессчетный
экипаж - АО "УАЗ" на UAZ 3160 и UAZ 3162:
Вячеслав ДЕМИНЦЕВ -
командир
Шавкат КАРИМОВ -
оператор
"ВидеоУАЗ"
Эдуард ДЕНИСОВ -
фотокорреспондент
УАЗа
Владимир ШВЕЦОВ -
водитель-испытатель
Александр КУЗНЕЦОВ -
водитель-испытатель
Экипаж АО "УралАЗ"
на автомобиле
"Урал-3255":
Юрий СЛИЖ -
командир
Виктор ШЕСТАКОВ -
ассистент
Анатолий ЕНЧЕНКОВ -
водитель-испытатель
Зарубежные
журналисты:
Ральф БИЛЕФЕЛЬДТ - репортер газеты "Аутобильд" (Германия)
Бернд АРЕНС - фотокорреспондент газеты "Аутобильд" (Германия)
Герит ШУЛЬЦЕ -
корреспондент "Столичной германской газеты" (Москва)
*Продолжение. Начало - в ЗР, 2001, № 1.
На Сибайском карьере.
Чем "Нива" ужаснее триаловских "уралов"?
Трудности пока впереди...
Бернд Аренс за работой. Как он там, любопытно, держится?
Рядом с развалюхой - старенькым мостом уже который год недостроен новый: пермские дорожники ожидают разрешения из Москвы. А вся неувязка в том, что нужно вырубить 10-ка два деревьев! Начальство за тыщи км задумывается...
Рядовая картина в пути: машины, слетевшие с дороги, и Различное, днями ожидающие помощи.
Во льдах.
Мотор работает!
Спасение "Челюскина"...
... и вещей.