На той стороне ПРИЦЕЛА
На той стороне ПРИЦЕЛА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Арсенал инспектора
На той стороне ПРИЦЕЛА
Найдется ли антирадар на этот радар?
Анатолий КАРПЕНКОВ, Миша КОЛОДОЧКИН
Есть такая народная примета: если из придорожных кустов выскакивает инспектор ГИБДД, то это - к деньгам. В том смысле, что придется раскошеливаться - инспектор небережно указывает жезлом на замаскированный радар, на табло которого сумма штра... извините, скорость. Спорить, обычно, никчемно - инспектор, естественно, хорошая душа, но вот радар, дрянь такая, уговорам не поддается. А что он, фактически, указывает?
А вот и проверим. В нашем распоряжении - новый российский радар "Искра-1", выпускаемый питерской компанией "Симикон". Водители, проезжавшие хоть раз Ленинградскую губернию (либо Санкт-Петербургскую область?), наверное, оценили на для себя все "красоты" этого уроженца Северной Пальмиры - местные охраны порядка издавна освоили новейшую технику и на инфляцию не сетуют. Но мы поедем не в Петербург, а на Дмитровский автополигон. Носиться по его дорогам будут VAZ 21093, VAZ 2111 и УАЗ-452, а инспектировать вредный прибор станет "интернациональный наблюдающий" - аппаратура компании "Оно Сокки".
До того как кидаться на противника, полезно изучить его досье. "Искра-1" работает на частоте 24 150 МГц - его известные коллеги типа "Барьер" и "Сокол" употребляют более низкую частоту - 10 525 МГц. Большая частота обеспечивает высшую точность измерений, уменьшает вредное воздействие на организм оператора и делает известные трудности обладателям антирадаров. Из всех российских радаров только "Искра-1" умеет работать в передвигающемся автомобиле. При всем этом прибор позволяет фиксировать скорость второго нарушителя, не теряя информацию о первом - для каждого предусмотрен собственный таймер. Не достаточно того, радар может выхватывать из потока самую резвую цель - "девятке" за трейлером не спрятаться...
В общем, симпатии инспекторов к "симиконовскому" изделию полностью понятны. Явна и наша 1-ая проверка - измеряем скорость "нарушителя" на прямом горизонтальном участке дороги из стоящего автомобиля - назовем его "патрульным" (рис. 1). Результаты измерений приведены в табл. 1.
Что ж, пока техника на высоте. Отличия значения измеренной скорости от реальной не превысили 0,5 км/ч, а дальность уверенно затмила обещанные 300 метров. Ради энтузиазма повторяем опыт, нацелив радар под углом к направлению движения "нарушителя" (рис. 2). И вот что вышло: дальность падает, но точность сохраняется. Угол 10° гарантирует дальность до 250 м, 30° - понижает ее до 40 м, а 40° - до 2-8 м. Отметим, что эта зависимость справедлива при скорости "нарушителя" около 60 км/ч - с ростом скорости характеристики будут уменьшаться, а при понижении - расти.
Проверка радара в движении проводилась согласно рис. 3. Инспектор движется с неизменной скоростью, а встречные "нарушители" - по-разному. Данные, сведенные в табл. 2, получены при работе радара в автоматическом режиме. Ошибок снова нет.
Кстати, а зачем нам пригодился УАЗ? А вот зачем: попробуем отловить на его фоне хулиганистую "10-ку" (рис. 4). Выделить байк на фоне троллейбуса - это просто, а вот сумеет ли "Искра-1" зафиксировать лихача, обгоняющего "буханку"? Запускаем "уазик" со скоростью 40 км/ч и начинаем не спеша обгонять его "10-кой" в 300 метрах от радара. Прибор верно фиксирует превышение скорости на 3-4 км/ч.
Официальная часть испытаний закончена. "Искра-1" уверенно заслужила хорошую оценку как по главным характеристикам, так и по мелочам, облегчающим задачку инспектора. А именно, разработчики предлагают штатив для установки радара в салоне автомобиля, плечевой ремень для работы в автономном режиме, зарядные устройства для аккумов - сетевое и бортовое, пульт дистанционного управления для работы в режиме движения без напарника и почти все другое. Добавим, что "свежайшие" радары владеют более высочайшей дальностью и наилучшей "разборчивостью", чем их прошлогодние коллеги. Но неуж-то не к чему придраться? Да есть, естественно...
Не умаляя плюсов современного изделия, отметим, что питерский радар не переносит принудительной системы вентиляции в салоне автомобиля, начиная демонстрировать всякую ерунду. Разработчики заверяют, что схожим недугом мучаются даже самые дорогие забугорные измерители, но обещают побороть это явление в последнее время.
В заключение - веселый для большинства водителей итог, приобретенный в процессе неофициальной части испытаний. Не торопитесь похоронить антирадар как класс - он может понадобиться. Многодиапазонные редакционные "Кобры" уверенно фиксировали среднего "питерца" на расстоянии более километра! Подобными талантами владеют и антирадары, сделанные... где бы вы задумывались? Верно - на фирме "Симикон": дуэль должна быть добросовестной...
ИЗМЕРИТЕЛЬ СКОРОСТИ "ИСКРА-1"
Рабочая частота излучения - 24 150 МГц; излучаемая мощность, менее - 20 Вт; дальность измерения скорости - 300 (600-800)* м; суммарная погрешность измерения скорости - 2 км/ч; наибольшая измеряемая скорость: в стационарном режиме - 250 км/ч, в движении (скорость сближения патрульного автомобиля и цели) - 250 км/ч; время измерения скорости - менее 1 с; выделение самой резвой цели из группы: при превышении ее скорости над остальными - 10 (5)* км/ч, при соотношении отраженных сигналов от цели и группы - 1:10 (1:100)*; дискретность установки порогового значения скорости - 1 км/ч; габаритные размеры, менее - 270х180х70 мм; масса, менее - 0,9 кг.
* Свойства последней версии изделия.
*