ОТ МОРЯ Темного ДО МОРЯ Белоснежного
ОТ МОРЯ Темного ДО МОРЯ Белоснежного
ПУТЕШЕСТВИЯ
ОТ МОРЯ Темного ДО МОРЯ Белоснежного
На семейном совете решили: съездить одним, без помощи других, в долгое автопутешествие - хотя бы в Мурманск, тем паче что там живут наши друзья. По натуре я страстный любитель путешествий и малость авантюрист. Двенадцатилетний отпрыск тут - практически копия. Супруга... тоже согласилась. Все расчеты были изготовлены заблаговременно: приблизительно обусловили нужные издержки и время выезда.
Миша РАКТОВИЧ
Маршрут.
Его разработали, сначала, с познавательным уклоном. Одной из особенностей путешествия стало символическое соединение вод Темного и Белоснежного морей, что, фактически, и вышло. Попутно сделали себе малюсенькое открытие: беломорская вода на вкус более соленая, чем из Темного моря.
Итак, Невинномысск - Черноморское побережье (пос. Кабардинка, наслышаны были о кемпинге) и четыре денька на море, позже - через Краснодарский край, Ростовскую область - станицу Вешенскую (шолоховские места) - по ростовской глубинке через станицу Казанскую (на Дону) на автомагистраль Ростов на дону - Москва. Потом Воронеж - Спасское-Лутовиново на Орловщине (музей-усадьба И. Тургенева), оттуда в музей-усадьбу художника В. Поленова в Тульской области, дальше - Сергиев Посад (Столичная область), Ярославль (кремль) - Вологда - Белозерск - Вытегра, по южному побережью Онежского озера - Петрозаводск - Кемь, пос. Рабочеостровск - Мурманск. Назад через Петрозаводск - Лодейное Поле - Новгород - Тверь - Сухиничи (Калужская область) с остановкой в автотуристском комплексе "Калинов кустик" - Курск - Воронеж и на Темное море в ту же Кабардинку на четыре денька.
Шофер и автомобиль.
39 лет, водительский стаж на денек выезда - 1 год и 2 месяца, 18 тыс. км самостоятельного "наезда" - не густо. Опыт техника-ремонтника существенно наименее среднего. VAZ 21011 1978 года выпуска. Пробег - 76 тыс. км. До марта 1995 года машина "жила" в Германии, состояние практически хорошее. В мае 1995-го поставил ярославские шины ("москвичовские") Я-370, за год они отлично себя зарекомендовали на высокоскоростных участках (110-120 км/ч), на раскисших черноземах, на скользкой зимней дороге. Один минус: хватает этих шин на 35-40 тыс. км. Бензин - АИ-93, расход по трассе со средней нагрузкой - 8 л/100 км. Не считая подмены чешских свеч зажигания BRISK L15V (после 20 тыс. км) в Мурманске на такие же и регулировки развала-схождения в "Калиновом кустике", заморочек больше не было.
Дороги и бензин.
Выехали в намеченный срок - 30 мая 1996 года. На Темное море решили идти не по классическому маршруту: через Армавир - Кропоткин - Краснодар - Джубгу, а от Армавира на Лабинск - Майкоп - Апшеронск - Хадыженск - Жаркий Ключ. Состояние дорог практически всюду хорошее, включая знаки и разметку, сильно мало транПодвескаа. Но недостающая информация, а где-то ее полное отсутствие (в Лабинске) и все-же нехорошая дорога на одном участке - от Хадыженска до Жаркого Ключа - предпосылки, по которым пропадает всякий смысл ездить к морю этим маршрутом, хотя он на 40 км короче. Снова убеждаешься в известной правде: лучше далее по неплохой дороге, чем короче, но по нехороший.
Проехав по 19 регионам Рф, можно с уверенностью сказать, что краснодарские дороги - наилучшие по качеству, разметке, инфы вне населенных пт. Вобщем, и главные дороги средней полосы (те, по которым пролегал маршрут) находятся, обычно, в применимом состоянии. Грустное исключение - участок от границы Ярославской области до Вологды - "стиральная доска". Неприятно изумило отсутствие указателей перед Ярославлем - дороги расползаются в различные стороны, и все... Перед Вологдой, по совету служащих ГАИ, свернули не на Кириллов, а в сторону Череповца: эта дорога чуток далее - 160 км, но хорошего свойства. За Белозерском столкнулись с враньем в атласе автодорог. Здесь же вспомнили, что читали о схожем в ЗР (1996, № 5). Заместо 45-50 км "обещанной" грунтовки - 160 км сплошной грязищи! Вот где опять с благодарностью вспомнил о ярославской резине. В Вытегре, куда приехали в конце денька, весь экипаж трясло маленькой дрожью. Петрозаводск запомнился широкими, незапятнанными улицами и... отсутствием указателей на Мурманск. От Петрозаводска - практически тыща км доброкачественного асфальта. После Медвежьегорска иногда проезжали 10-ки км в одиночку: ни встречных, ни попутных...
С "93-м" заморочек практически не было - лишь на юге Воронежской области, севере Карелии и местами в Мурманской области, а еще на оборотном пути за Ростовом из передвижной АЗС "угостили" бурдой - движок очень чувствителен к нехорошему бензину.
ГАИ.
Больше всего инспекторов и постов в Краснодарском крае и Столичной области от границы с Тверской. Зато от Петрозаводска до Мурманска повстречали три либо четыре поста ГАИ с заколоченными окнами и дверцами и не лицезрели ни 1-го сотрудника автоинспекции - ни, так сказать, пешего, ни конного. Работая в системе МВД (в Гос противопожарной службе, служебное удостоверение начинается словами "майор внутренней службы"), не совершенно корректно ассоциировать себя с обычным братом-шофером. Во избежание долгого диалога, я предъявлял сначала удостоверение, а потом, если появлялась необходимость, "права".
От Ростова-на-Дону до Москвы у обочин дорог встречаются стенды-предупреждения о ночевках поблизости постов ГАИ. До сего времени вызывает удивление, с каким нежеланием ее сотрудники разрешили тормознуть на ночлег у поста перед заездом в Сергиев Посад и на выезде из Петрозаводска в сторону Мурманска.
А о карельских гаишниках остались просто незабвенные мемуары. На оборотном пути при выезде из Петрозаводска (на окружной дороге) приостановили на посту ГАИ. Подошел человек в гражданском - не представился, молчком выхватил документы, молчком длительно изучал служебное удостоверение, также молчком вернул и удалился к сотоварищам. А перед границей с Ленинградской областью нас приостановил патруль из 2-ух сержантов. Уже практически проехав пост, услышал... свист, но не милицейского свистка, а конкретно свист "соловья-разбойника", и, оглянувшись, увидел кулак 1-го из постовых. Никаких нарушений ПДД не было. Обошлось.
Кемпинги и общепит.
В особенности неплох кемпинг в Кабардинке, что неподалеку от Новороссийска. Незапятнанная, ухоженная территория на самом берегу моря, много зелени, двух- и трехместные домики, в их - холодильники. На местности - несколько публичных кухонь с газовыми плитами, есть душевые. Еженедельная смена белья. Машину можно оставлять у домика. Есть кафе-бар, где мы хорошо обедали за 15-20 тыщ рублей. Цена проживания в домике - 30 тыщ, в собственной палатке - 9 тыщ с человека в день - и все. Автотуристам тут рады в хоть какое время суток. Комфортная форма расчета - за 12 часов. Единственный, наверняка, минус - маленький участок пляжа и каменистое дно моря.
Вообще-то, цивилизованных зон отдыха для автотуристов по нашему маршруту - единицы. Один-два кемпинга за Ростовом-на-Дону в сторону Воронежа, очередной - "Инема" - перед Подпорожьем Ленинградской области, где все в комплексе - от солидной гостиницы с обычным питанием до охраняемой стоянки. Очень приглянулся комплекс для автотуристов, "дальнобойщиков" и просто проезжающих - "Калинов кустик" в Калужской области. Прочитав о нем в журнальчике "За рулем" за 1995 год, захотели узреть своими очами. Все, как написано - двухместные номера, рядом, практически под окнами, охраняемая стоянка. Тут же заправка, 100, автомагазин. Запомнился спец по ремонту ходовой части на 100 (к величавому собственному стыду и огорчению не вызнал его имени). Вправду мастер - золотые руки.
Еще перед заездом в Тверь со стороны Санкт-Петербурга есть гостиница и рядом охраняемая стоянка. Вот, пожалуй, и все, что мы повстречали на маршруте. От Вытегры Вологодской области до Петрозаводска по побережью Онежского озера - нигде ни 1-го хоть какого-то кемпинга. А ведь краса какая и мест для отдыха предостаточно! Добросовестное слово, обидно. Но вот останавливаться одним в палатке на берегу - страшновато. Так что половину путешествия пришлось ночевать просто в машине.
Что все-таки касается питания, то тут проявилась закономерность: чем далее от "цивилизации", тем дешевле и вкуснее. Запомнился обед в кафе станицы Вешенской. 1-ое, 2-ое и третье на троих сначала июня обошлись в 17 тыщ рублей! Отлично готовят, но мелкие порции, в личном кафе на трассе меж Киришами и Новгородом, также меж Ярославлем и Вологдой, но здесь уже дороже - от 35 до 57 тыщ на троих. В пути пару раз готовили на сухом горючем - стремительно, удобно, комфортно. Жарить яичницу и вскипятить чайник - это восемь-десять пилюль (упаковка) ценой 1,5 тыщи рублей. В русской глубинке - в Ярославской и Вологодской областях - в магазинах все нужное, чтоб поесть в дороге.
Эпилог.
Пройдено 9 тыс. км, 25 дней заняло все путешествие - из их 17 в дороге. Проехали местности 2-ух краев, 2-ух республик, пятнадцати областей. Истрачено бензина на 1,5 млн. руб., на питание - 2,5 млн. руб. и около 1 млн. на все другое. Много, естественно, но в такие поездки каждый год не поедешь. В конце концов - дома! Утомились, кажется, больше, чем отдохнули. Но одолели маршрут, дорогу, одолели в одиночку. Многие спросят: для чего? Нас усвоют те, кто не может посиживать на месте, кто стремится узреть новое, необыкновенное, узнать себя; в конце концов, нас усвоют те, кого зовет дорога, кто хоть раз ощутил свежайший ветер странствий.
ПУТЕШЕСТВИЯ
ОТ МОРЯ Темного ДО МОРЯ Белоснежного
На семейном совете решили: съездить одним, без помощи других, в долгое автопутешествие - хотя бы в Мурманск, тем паче что там живут наши друзья. По натуре я страстный любитель путешествий и малость авантюрист. Двенадцатилетний отпрыск тут - практически копия. Супруга... тоже согласилась. Все расчеты были изготовлены заблаговременно: приблизительно обусловили нужные издержки и время выезда.
Миша РАКТОВИЧ
Маршрут.
Его разработали, сначала, с познавательным уклоном. Одной из особенностей путешествия стало символическое соединение вод Темного и Белоснежного морей, что, фактически, и вышло. Попутно сделали себе малюсенькое открытие: беломорская вода на вкус более соленая, чем из Темного моря.
Итак, Невинномысск - Черноморское побережье (пос. Кабардинка, наслышаны были о кемпинге) и четыре денька на море, позже - через Краснодарский край, Ростовскую область - станицу Вешенскую (шолоховские места) - по ростовской глубинке через станицу Казанскую (на Дону) на автомагистраль Ростов на дону - Москва. Потом Воронеж - Спасское-Лутовиново на Орловщине (музей-усадьба И. Тургенева), оттуда в музей-усадьбу художника В. Поленова в Тульской области, дальше - Сергиев Посад (Столичная область), Ярославль (кремль) - Вологда - Белозерск - Вытегра, по южному побережью Онежского озера - Петрозаводск - Кемь, пос. Рабочеостровск - Мурманск. Назад через Петрозаводск - Лодейное Поле - Новгород - Тверь - Сухиничи (Калужская область) с остановкой в автотуристском комплексе "Калинов кустик" - Курск - Воронеж и на Темное море в ту же Кабардинку на четыре денька.
Шофер и автомобиль.
39 лет, водительский стаж на денек выезда - 1 год и 2 месяца, 18 тыс. км самостоятельного "наезда" - не густо. Опыт техника-ремонтника существенно наименее среднего. VAZ 21011 1978 года выпуска. Пробег - 76 тыс. км. До марта 1995 года машина "жила" в Германии, состояние практически хорошее. В мае 1995-го поставил ярославские шины ("москвичовские") Я-370, за год они отлично себя зарекомендовали на высокоскоростных участках (110-120 км/ч), на раскисших черноземах, на скользкой зимней дороге. Один минус: хватает этих шин на 35-40 тыс. км. Бензин - АИ-93, расход по трассе со средней нагрузкой - 8 л/100 км. Не считая подмены чешских свеч зажигания BRISK L15V (после 20 тыс. км) в Мурманске на такие же и регулировки развала-схождения в "Калиновом кустике", заморочек больше не было.
Дороги и бензин.
Выехали в намеченный срок - 30 мая 1996 года. На Темное море решили идти не по классическому маршруту: через Армавир - Кропоткин - Краснодар - Джубгу, а от Армавира на Лабинск - Майкоп - Апшеронск - Хадыженск - Жаркий Ключ. Состояние дорог практически всюду хорошее, включая знаки и разметку, сильно мало транПодвескаа. Но недостающая информация, а где-то ее полное отсутствие (в Лабинске) и все-же нехорошая дорога на одном участке - от Хадыженска до Жаркого Ключа - предпосылки, по которым пропадает всякий смысл ездить к морю этим маршрутом, хотя он на 40 км короче. Снова убеждаешься в известной правде: лучше далее по неплохой дороге, чем короче, но по нехороший.
Проехав по 19 регионам Рф, можно с уверенностью сказать, что краснодарские дороги - наилучшие по качеству, разметке, инфы вне населенных пт. Вобщем, и главные дороги средней полосы (те, по которым пролегал маршрут) находятся, обычно, в применимом состоянии. Грустное исключение - участок от границы Ярославской области до Вологды - "стиральная доска". Неприятно изумило отсутствие указателей перед Ярославлем - дороги расползаются в различные стороны, и все... Перед Вологдой, по совету служащих ГАИ, свернули не на Кириллов, а в сторону Череповца: эта дорога чуток далее - 160 км, но хорошего свойства. За Белозерском столкнулись с враньем в атласе автодорог. Здесь же вспомнили, что читали о схожем в ЗР (1996, № 5). Заместо 45-50 км "обещанной" грунтовки - 160 км сплошной грязищи! Вот где опять с благодарностью вспомнил о ярославской резине. В Вытегре, куда приехали в конце денька, весь экипаж трясло маленькой дрожью. Петрозаводск запомнился широкими, незапятнанными улицами и... отсутствием указателей на Мурманск. От Петрозаводска - практически тыща км доброкачественного асфальта. После Медвежьегорска иногда проезжали 10-ки км в одиночку: ни встречных, ни попутных...
С "93-м" заморочек практически не было - лишь на юге Воронежской области, севере Карелии и местами в Мурманской области, а еще на оборотном пути за Ростовом из передвижной АЗС "угостили" бурдой - движок очень чувствителен к нехорошему бензину.
ГАИ.
Больше всего инспекторов и постов в Краснодарском крае и Столичной области от границы с Тверской. Зато от Петрозаводска до Мурманска повстречали три либо четыре поста ГАИ с заколоченными окнами и дверцами и не лицезрели ни 1-го сотрудника автоинспекции - ни, так сказать, пешего, ни конного. Работая в системе МВД (в Гос противопожарной службе, служебное удостоверение начинается словами "майор внутренней службы"), не совершенно корректно ассоциировать себя с обычным братом-шофером. Во избежание долгого диалога, я предъявлял сначала удостоверение, а потом, если появлялась необходимость, "права".
От Ростова-на-Дону до Москвы у обочин дорог встречаются стенды-предупреждения о ночевках поблизости постов ГАИ. До сего времени вызывает удивление, с каким нежеланием ее сотрудники разрешили тормознуть на ночлег у поста перед заездом в Сергиев Посад и на выезде из Петрозаводска в сторону Мурманска.
А о карельских гаишниках остались просто незабвенные мемуары. На оборотном пути при выезде из Петрозаводска (на окружной дороге) приостановили на посту ГАИ. Подошел человек в гражданском - не представился, молчком выхватил документы, молчком длительно изучал служебное удостоверение, также молчком вернул и удалился к сотоварищам. А перед границей с Ленинградской областью нас приостановил патруль из 2-ух сержантов. Уже практически проехав пост, услышал... свист, но не милицейского свистка, а конкретно свист "соловья-разбойника", и, оглянувшись, увидел кулак 1-го из постовых. Никаких нарушений ПДД не было. Обошлось.
Кемпинги и общепит.
В особенности неплох кемпинг в Кабардинке, что неподалеку от Новороссийска. Незапятнанная, ухоженная территория на самом берегу моря, много зелени, двух- и трехместные домики, в их - холодильники. На местности - несколько публичных кухонь с газовыми плитами, есть душевые. Еженедельная смена белья. Машину можно оставлять у домика. Есть кафе-бар, где мы хорошо обедали за 15-20 тыщ рублей. Цена проживания в домике - 30 тыщ, в собственной палатке - 9 тыщ с человека в день - и все. Автотуристам тут рады в хоть какое время суток. Комфортная форма расчета - за 12 часов. Единственный, наверняка, минус - маленький участок пляжа и каменистое дно моря.
Вообще-то, цивилизованных зон отдыха для автотуристов по нашему маршруту - единицы. Один-два кемпинга за Ростовом-на-Дону в сторону Воронежа, очередной - "Инема" - перед Подпорожьем Ленинградской области, где все в комплексе - от солидной гостиницы с обычным питанием до охраняемой стоянки. Очень приглянулся комплекс для автотуристов, "дальнобойщиков" и просто проезжающих - "Калинов кустик" в Калужской области. Прочитав о нем в журнальчике "За рулем" за 1995 год, захотели узреть своими очами. Все, как написано - двухместные номера, рядом, практически под окнами, охраняемая стоянка. Тут же заправка, 100, автомагазин. Запомнился спец по ремонту ходовой части на 100 (к величавому собственному стыду и огорчению не вызнал его имени). Вправду мастер - золотые руки.
Еще перед заездом в Тверь со стороны Санкт-Петербурга есть гостиница и рядом охраняемая стоянка. Вот, пожалуй, и все, что мы повстречали на маршруте. От Вытегры Вологодской области до Петрозаводска по побережью Онежского озера - нигде ни 1-го хоть какого-то кемпинга. А ведь краса какая и мест для отдыха предостаточно! Добросовестное слово, обидно. Но вот останавливаться одним в палатке на берегу - страшновато. Так что половину путешествия пришлось ночевать просто в машине.
Что все-таки касается питания, то тут проявилась закономерность: чем далее от "цивилизации", тем дешевле и вкуснее. Запомнился обед в кафе станицы Вешенской. 1-ое, 2-ое и третье на троих сначала июня обошлись в 17 тыщ рублей! Отлично готовят, но мелкие порции, в личном кафе на трассе меж Киришами и Новгородом, также меж Ярославлем и Вологдой, но здесь уже дороже - от 35 до 57 тыщ на троих. В пути пару раз готовили на сухом горючем - стремительно, удобно, комфортно. Жарить яичницу и вскипятить чайник - это восемь-десять пилюль (упаковка) ценой 1,5 тыщи рублей. В русской глубинке - в Ярославской и Вологодской областях - в магазинах все нужное, чтоб поесть в дороге.
Эпилог.
Пройдено 9 тыс. км, 25 дней заняло все путешествие - из их 17 в дороге. Проехали местности 2-ух краев, 2-ух республик, пятнадцати областей. Истрачено бензина на 1,5 млн. руб., на питание - 2,5 млн. руб. и около 1 млн. на все другое. Много, естественно, но в такие поездки каждый год не поедешь. В конце концов - дома! Утомились, кажется, больше, чем отдохнули. Но одолели маршрут, дорогу, одолели в одиночку. Многие спросят: для чего? Нас усвоют те, кто не может посиживать на месте, кто стремится узреть новое, необыкновенное, узнать себя; в конце концов, нас усвоют те, кого зовет дорога, кто хоть раз ощутил свежайший ветер странствий.