КОЛЕЯ ТЫ МОЯ!
КОЛЕЯ ТЫ МОЯ!
КЛУБ Автовладельцев
КОЛЕЯ ТЫ МОЯ!
Нет дорог надежней российских: захочется пообщаться
с попутчицей - клади кирпич на газ и смело кидай руль! Машина из колеи никуда не денется!
Эдуард КОНОП
Почему мы начали с этого старенького смешного рассказа? Поэтому, что начинающие автовладельцы нередко имеют достаточно туманное представление о том, чем им угрожает то либо другое препятствие из тыщ на наших дорогах. Правда, тот, кто прошел в свое время "школу" велика либо байка, лучше подготовлен к вождению автомобиля: падения напоминают о для себя шрамами на теле и "засечками" на подкорке мозга. Опытный мотоциклист с глубочайшим уважением относится к вероломным колеям, рельсам, скользкой брусчатке, булыжной мостовой.
За рулем автомобиля мотолюбитель не становится другим человеком - способности, записанные на уже упоминавшейся подкорке, не исчезают. Но в наши деньки больше людей, для которых автомобиль - их 1-ое (после детской коляски) личное транПодвесканое средство. Отсюда и некие промахи.
На рис. 1, а показана соответствующая для многих наших дорог деталь: обочина значительно ниже проезжей части. Мотоциклист отлично знает, чем это ему угрожает. "Спрыгнуть" на обочину просто, правда, если из-за дождика она не припоминает глиняный кисель. Выехать же оттуда на дорогу куда труднее - в особенности во время дождика. Мотоциклист знает: нельзя выезжать под острым углом к кромке асфальта - колеса с нее соскальзывают и пропадает равновесие. Необходимо дождаться момента, когда шоссе освободится хотя бы на 10 секунд, чтоб победить "ступень" под огромным углом, "в лоб" и не сделать на дороге аварийной ситуации.
Балованный "двухколейностью", автомобилист может взобраться на уступ и "по касательной", но здесь его поджидают противные сюрпризы. Во-1-х, это риск исковеркать шины и диски (об этом мы не раз гласили - к примеру, в ЗР, 1996, № 12). В особенности мучаются от схожей эксплуатации круговые низкопрофильные шины с тонкими боковинами. Если у вас такие, выезжать с обочины на асфальт следует под углом к его кромке около 20-30 градусов. И, очевидно, с маленький скоростью. А "лезть" на бордюры, когда это не продиктовано исключительными обстоятельствами, вообщем не стоит.
Во-2-х, при наезде колеса на выступ асфальта под острым углом очень велика сила, отбрасывающая колесо опять на обочину (рис. 1, б). В показанной ситуации при неплохом сцеплении левого колеса оно пересилит правое - и машина выкарабкается на асфальт. (Может быть, повторяем, расплатившись шинами!) Другая картина, если дорога скользкая.
Положим, вы на "Жигулях" либо другом заднеприводном автомобиле съехали с асфальта на обочину, а сейчас необходимо вновь выехать на дорогу. Если это делать, как показано на рис. 2, а, то повернутое левое колесо "сносит" повдоль кромки асфальта, а правое - по обочине. И так пока хотя бы одно из колес за чего-нибудть зацепится - после этого левое окажется на асфальте. Но другие три - еще на обочине. Здесь - снова "варианты": к примеру, машина некий путь может пройти в положении, показанном на рис. 2, б, потому что заднему левому колесу на данный момент "взобраться" на выступ сложнее, - вспомним рис. 1, б. Так как обочина имеет уклон, ведущие колеса при пробуксовке сползают к канаве. Опытный шофер повернет руль, "куда учили" - в сторону заноса. И прикроет дроссель, чтоб "зацепиться" за обочину (рис. 2, в). Удалось? Можно вырулить на дорогу (рис. 2, г), на данный момент для этого больше шансов - в особенности если получится взять "ступень", используя инерцию машины, без "шлифовки" колесами.
Выезжая с обочины, никогда не запамятовывайте, что на дороге вы не один! В схожих ситуациях потерявшие осторожность водители не раз подставляли себя и машину под удар (рис. 2, д). Ну и шины, не успевшие очиститься от глины, на асфальте каверзны.
Современный легковой автомобиль с маленьким дорожным просветом плохо адаптирован к неровностям наших дорог. А при колебаниях кузова - в особенности при огромных свесах - риск удара о дорогу еще более. Тут от каждого из нас требуется пространственное воображение - "чувство габарита" машины снизу. "Решительным" обладателям VAZ 2108, 2109 не раз удавалось бросить коробку на выступающем над дорогой лючке! Тут особенное искусство нужно дачнику, когда на перегруженной машине он преодолевает классическую для пригородных мест "полосу препятствий".
Большая часть водителей знают, как двигаться повдоль колеи, чтоб не разрушить машину (рис. 3, а). Но это в теории просто. Буксующее либо скользящее юзом колесо сползает в сторону наклона - тем быстрее, чем ослабевай сцепление меж ним и дорогой.
Опытнейший шофер "автоматом", подсознательно это учитывает - знает, что в определенной ситуации у "Волги" либо "Жигулей" в канаву первой сползает задняя ось, а у "Самары", напротив, передняя. С вэдовым автомобилем, казалось бы, труднее, но это только при грубом воззвании с педалью газа. Возможность сползания в канаву у "Нивы" существенно меньше, чем, к примеру, у "Самары" либо "Волги". Об этом мы не раз гласили.
Сухая глинистая дорога еще может "простить" вам неосмотрительную езду (рис. 3, б), а вот во время дождика машина окажется в колее. Один из худших вариантов развития событий изображен на рис. 4: машина застряла в колее под углом к ней, а то и упершись в твердь земную днищем, карданным валом и т. д. В особенности просто это удается любителям высокоскоростной езды по колеям! Выкарабкаться из ловушки, не поработав вволю лопатой либо без сторонней помощи навряд ли получится. В поле либо в лесу, когда необходимо пересечь другую колею, секунду-другую поразмыслить бывает полезно. Наименее небезопасны старенькые, издавна "закатанные", замшелые колеи, обтесанные беднягами вроде вас. Да и тут нужно "чувство габарита" в его динамическом нюансе: как вот тут просядет передок, а позже корма машины, не достанет ли картер до бугорка...Здесь приходится и руль покрутить, а не ехать напролом. Вам мешает пенек? Объезжать его необходимо аккуратненько и потихонечку!
Закончим беседу последующим. Неприятно разбить картер, согнуть какой-либо рычаг, сломать кронштейн - но все эти случаи "несмертельные". Почините! Еще ужаснее, когда неуправляемая машина летит невесть куда... Здесь более небезопасны "продольные" выпуклости на дороге - уже упомянутые колеи, рельсы, щели меж небережно уложенными плитами, неопрятно приколоченные доски на старенькых мостах, продольные выбоины меж полосами асфальта либо, как у нас нередко бывает, продольные соединения 2-ух полос - новейшей и старенькой - на различных уровнях.
Привыкнув небережно держать руль 2-мя пальцами, глядеть не на дорогу, а на попутчицу, вы сможете "утратить" руль совсем внезапно - довольно одному из колес испытать неплохой толчок с боковой стороны. А стремительно и верно справиться со супротивной машиной сможет не каждый...
Рис. 1. Очень низкая обочина - это: а - опасность повреждения деталей снизу машины (двигаясь повдоль кромки асфальта, будьте аккуратны, не позволяйте машине раскачиваться на неровностях!); б - трудно выехать на асфальт - колесо "отбрасывается" от кромки.
Рис. 2. Некие "фазы" выезда заднеприводного автомобиля с низкой обочины на асфальт: а, б - исходные положения; в - занос задней оси; г - оканчивающее положение; д - выезд под очень огромным углом к оси дороги небезопасен.
Рис. 3. Езда повдоль колеи: а - верно; б - вы рискуете!
Рис. 4. Как выкарабкаться в данном случае?