Неприятель НЕ Спит
Неприятель НЕ Спит
КЛУБ Автовладельцев
/Небезопасно!
Неприятель НЕ Спит
ПОСВЯЩАЕТСЯ "АКВАПЛАНЕРИСТАМ"
ТЕКСТ / ВАЛЕНТИН ПЛАТОВ
ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ
Неосторожность противопоказана всем нам, но в особенности грустно "улететь" опытному водителю - такому "королю" дороги. Вобщем, это нередко и подводит: опытнейший иногда не замечает собственных промахов.
Так и случилось с нашим читателем Ш., сменившим за 30 лет с хороший десяток автомобилей. Под майским дождиком ехал он на дачу, "девятка" слушалась безупречно, и шофер, отлично знавший каждый поворот, проходил их играючи, практически не касаясь тормоза. Дорога плавненько повернула на лево, и Ш., попав в затяжную лужу, даже не притормозил. Но руль внезапно "полегчал", и машина, как будто не касаясь воды, просвистела над обочиной.... Приземление в мелколесье оказалось достаточно жестким...
Все вышло в считанные мгновения, на что в особенности пенял пострадавший. А еще на то, что ему, мастеру зимней езды по гололеду, машина отказалась подчиниться!
Об аквапланировании шин (конкретно так именуют это явление) мы давненько не гласили. Пострадавшим можно только пособолезновать, в особенности опытным, которым "проколоться" тут вправду грустно: ведь каверзное аквапланирование появляется не на пустом месте! В той либо другой степени повинет сам шофер. И если он вправду опытен, то опасность должен предугадать.
Что все-таки это за "зверек" - аквапланирование? Почему он может быть опаснее гололеди и просто подлавливает очень уверенного в себе мастера зимней езды? Да что там зимней! Уж пилотам-"формульщикам" мастерства не занимать, а сколько их вылетало с трассы из-за дождика!
Доподлинно понятно: коэффициент сцепления авто шины с незапятнанным, сухим асфальтом - около 0,8. С влажным - раза в полтора-два меньше. Здесь будем осторожнее... Еще ужаснее сцепление шин со льдом, где искусное управление вообщем невообразимо без особых способностей.
Аквапланирование принципно отличается тем, что шина, скользя по воде, как глиссер, конкретного контакта с покрытием дороги вообщем не имеет. Тут коэффициент сцепления - нуль. Вот и "поуправляй" здесь...
Исследования выявили, что по мере роста скорости перед колесом возникает водяной валик, а снизу, перед зоной контакта, шину приподнимает "водяной клин" (рис. 1). Тем посильнее, чем выше скорость. Несложно подсчитать: если плоскую пластинку подставить воздушной струе, то при скорости 36 км/ч "высокоскоростной напор" (дополнительное давление, возникающее при торможении струи) будет невелик - около 0,0006 кгс/см2. Вода же приблизительно в 800 раз плотнее - ее высокоскоростной напор составит уже приблизительно 0,5 кгс/см2. Не торопитесь делать физический опыт, сидя в передвигающемся катере. На ладонь придется силушка кг... 70-80! И заметим: она вырастает "по квадрату" скорости. При 72 км/ч станет в четыре раза больше.
Каждый кубический сантиметр воды - это осязаемый, доброкачественный гр массы, которую необходимо разогнать в прорезях протектора и выкинуть за его пределы. К тому же вода не только лишь плотный материал, а к тому же вязкий. Резвому движению по узеньким, да еще зигзагообразным прорезям дополнительно сопротивляется. Таким макаром, чтоб выкинуть каждый "кубик" воды, к нему необходимо приложить тем огромную силу, чем резвее мы едем. В конце концов, в "клине" появляется давление, способное приподнять колесо. И оно стопроцентно растеряет контакт с дорогой. Вот это и есть аквапланирование.
Если лужа довольно глубока, а скорость только малость выше критичной, то само сопротивление валиков воды перед колесами достаточно огромное - скорость стремительно падает, скольжение прекращается. Еще опаснее въехать в лужу на скорости, при которой колеса в воду практически не погружаются, "глиссируя" по самой поверхности. Сопротивление воды невелико... и таковой "полет" угрожает катастрофой. Как это и случилось у Ш.
Итак, аквапланирование относится к тому же уровню гидродинамических явлений, что и скольжение глиссера либо воднолыжника по поверхности водоема - сопротивление воды позволяет достигнуть высочайшей скорости. Тонкий камень, брошенный повдоль "зеркала" пруда, замечательно по нему скользит, даже отскакивая в воздух... Понятно, что артиллерийский снаряд, коснувшись поверхности воды под малым углом, способен отскакивать ввысь - рикошетировать! Спасибо высочайшей скорости.
Вернемся к шине. Пристально приглядимся к ней. Основательно изношена? Мм два протектора, а кое-где и меньше... Многие, сберегая, ездят и на таких. Только всегда ли получится сберечь? По сухой дороге - пожалуйста! По чистому льду?.. Как ни феноминально, высота (глубина) протектора тут не настолько принципиальна - только бы не совершенно лысый! А в грязищи, снегу либо воде требования совершенно другие. Малая глубина канавок изношенного протектора мешает воде стремительно освобождать зону контакта, содействуя возникновению "клина". А если шина очень широкая, с наименьшей нагрузкой на контактную зону и с наименьшим, соответственно, давлением снутри? Повышение площади контакта равносильно повышению лыжи у Подвескасмена-водника - обширное колесо всплывает при наименьшей скорости, ежели узенькое.
Даже новые шины ведут себя по-разному зависимо от конструктивных особенностей, типа каркаса, использованных материалов, рисунка протектора, его насыщенности, количества прорезей для эвакуации воды, их ширины, формы и т. д. Задачка в том, чтоб вода (а то и водянистая грязь, влажная снежная "каша" и т. п.) просто вытеснялась из зоны контакта. С этой целью протектор делают направленным, когда главные канавки напоминают елочку (наверху - верхушкой вперед). Тогда первой в контакт с покрытием заходит верхушка этой елочки - и вода (грязь и т. п.) "не закрывается" в канавках протектора либо их пересечениях, а мягко (но напористо!) вытесняется наружу.
Вобщем, у всех направленных шин имеется естественный недочет: крутить их нельзя. По другому вода потечет назад - от боковин к центру. Многие шины посреди протектора имеют широкую кольцевую канавку, по которой часть воды сбрасывается вспять, тоже разрушая "клин".
Понятие "аквапланирование" распространяется не только лишь на родниковую воду, да и на запятнанную - напополам с глиной, песком и т. п. Плотность и вязкость таковой консистенции еще больше, в чем многие не раз убеждались - в грязищи машина может закончить повиноваться еще ранее, чем в незапятанной луже! Очень коварен снег, пропитанный водой. Ведь самоочистка протектора - даже самого известного - происходит не одномоментно.
Завершая тему, упомянем о покрытии дороги. Если под колесами гладкий асфальт, риск аквапланирования максимален. Здесь пленка воды всего в несколько мм для обладателя лысых шин может обернуться неудачой. А шершавый, крупнозернистый асфальтобетон исключает аквапланирование, пока вода не перекроет выступающие камни хотя бы на несколько мм.
Подведем результат. По-настоящему небезопасно для нас аквапланирование с высочайшей скоростью и в многометровой луже: скользящая машина фактически неуправляема и практически лишена тормозов (в основном, чем на льду). Автомобиль, не имеющий сцепления с дорогой, может развернуться боком даже от порыва ветра. И кто знает, чем это кончится?
Что можно этому противопоставить? Свой разум! Сначала не "сберегать", ездя на лысых шинах. Да и с новыми напрасно не испытывать судьбу. Кстати, в поездке по зигзагообразной дороге с маленькими лужами просто установить собственный "высокоскоростной порог": если в лужах колеса срываются в "букс", проскальзывают, машину водит в стороны, то въезжать с этой скоростью в огромную лужу неразумно. Оставьте это отпетым "романтикам". Притормозите!
Так появляется аквапланирование: а - скорость меньше критичной; б - колесо "выплыло".
Так работает шина с направленным протектором (вид из-под поверхности дороги).
Шершавое покрытие затрудняет
аквапланирование.