ПОЛЕВОЙ РЕМОНТ - Серьезный
ПОЛЕВОЙ РЕМОНТ - Серьезный
КЛУБ Автовладельцев
ПОЛЕВОЙ РЕМОНТ - Серьезный
В памятное лето 1986 года, сходу после Чернобыльской катастрофы, следуя всеобщему примеру, я решил вывезти свою семью подальше из Киева к родственникам. Билетов на самолет либо поезд не достать. Все продано. Оставалось одно - убегать из городка на машине.
Игорь ФАРТУШНЯК
Итак, мы в пути. В салон нашей "шестерки", приобретенной совершенно незадолго до катастрофы, поместились двое малышей, младший брат, племянник, супруга и я. Автомобиль в данный момент находился просто в стршном состоянии: после пробега 250 тыс. км движок уже дышал на ладан - контрольная лампа давления масла угасала только после 2-ух тыщ оборотов. Собирался смонтировать, но кто знал, что гром грянет ранее! Надежда, что 500 км до Львова, конечной точки нашего маршрута, мы дотянем, все таки теплилась. Но на полпути наше бегство прервалось: лампа с масленкой вероломно зажглась и под капотом раздался резкий железный звук...
Движок, естественно, я тотчас выключил. Машина продолжала ехать по инерции. И вдруг - о волшебство: рядом с дорогой эстакада! Скорости хватило, чтоб на нее въехать. Сперва провернул коленвал - не заклинил, уже лучше. Снял поддон. Так и есть: вкладыш второго шатуна отсутствует начисто. Что все-таки делать? Спасительная идея пришла в один момент. Вспомнилась одна из книжек о войне, где фронтовые шоферы управлялись с таковой задачей при помощи солдатского ремня.
Немедля изъял у супруги кошелек из толстой кожи. Из него вырезал полоску по размерам вкладыша, поставил ее под шатун, установил поддон... Ключ на старт - и... НИЧЕГО! Коленвал не проворачивается - очень уж тугой вышел вкладыш. Пришлось согнуть заводную ручку, чтоб сделать пол-оборота, но сейчас я знал, что положение небезнадежно.
Метров через двести на трассе начинался длиннющий и достаточно крутой спуск - как раз то, что мне необходимо. Вдвоем с братом дотолкали до него машину, я вскочил за руль... Не сходу, но мотор завелся! Контрольная лампа погасла на холостых оборотах - притча!
Но, пока я ворачивался к своим измученным пассажирам, давление падало на очах и с ним улетучивалась вспыхнувшая было надежда. Въехал на эстакаду, опять снял поддон, а вкладыша-то моего нет! "Кожу" измельчило на куски менее мм. Как позже выяснилось, кошелек был изготовлен из спрессованных отходов производства.
По спине холодком пробежало - конец! Родных нужно доставлять во Львов во что бы то ни стало. Только где же взять попутку на 5 человек во время полного бегства? Несколько попыток потерпели беду. Я с тоской осмотрелся по сторонам. Неподалеку стоял дом. Подумалось, что Различное, живущие около трассы, полностью могут иметь прямое отношение к автозапчастям. С тем и пошел к обладателям.
Нет, вкладышей у их не было. Я со вздохом повернул назад и вдруг увидел в травке под ногами пластинку из какого-то дюралевого сплава, кем-то брошенную, а для меня неоценимую.
Поначалу я сделал две заготовки, придал им ориентировочную форму и обжал на шее коленвала. Сейчас они стали похожи на истинные вкладыши. Правда, их еще предстояло доработать - сначала, сделать замки. Я надрезал металл и вдавил получившийся язычок в канавку на внутренней поверхности крышки шатуна - вот для тебя и замок. Естественно, это не самая тяжелая задачка. Предстояло главное: обеспечить очень плотное прилегание с равномерным зазором меж шеей коленвала и самодельным вкладышем. Делаю так: обжимаю заготовку на шее; проворачиваю коленвал в стороны и понемногу подтягиваю шатунные гайки, пока вал не "закусит"; вынимаю заготовку и обычным ратфилем снимаю излишний металл. И так до того времени, пока вал не стал крутиться просто и свободно, без заеданий.
Осталось просверлить отверстие для смазывания цилиндра (выручил узкий гвоздь) и совсем собрать движок. Сколько мук принесла чистка маслоприемника от остатков кожи, лучше не вспоминать... С замиранием сердца включил стартер, и мотор заработал стабильно, без стуков, лампа давления масла даже не помаргивала.
Оставшиеся 250 км мы ехали не спеша. Я то и дело кидал тревожные взоры на щиток устройств и настороженно вслушивался в звук мотора, но подфартило мне больше, чем я подразумевал: добрались благополучно.
Естественно, таковой способ не гарантирует особенной точности, но, как скоро выяснилось, в критериях трассы он полностью применим. Мотору ужаснее не стало. Мне, повторяю, подфартило: и эстакада попалась впору, и пластинка нашлась из подходящего материала. Но я сделал себе из этой истории принципиальный вывод - им-то и желаю поделиться.
Никогда не паникуйте, сломавшись в дороге. Даже если вас, как и в моем случае, догоняют несусветной скорости миллирентгены, постарайтесь очень использовать все способности. К этому правилу малость фортуны - и безнадежных положений не будет.