ВЪЕХАТЬ НА ЭЛЬБРУС
ВЪЕХАТЬ НА ЭЛЬБРУС
КЛУБ "Автовладелец"
Приемная
ЭКСТРИМ
ВЪЕХАТЬ НА ЭЛЬБРУС
ИВАН КСЕНОФОНТОВ. ФОТО: СЕРГЕЙ ГРУЗДЕВ, "МОТО"
Девятнадцатого августа 2003 года над Эльбрусом, высшей точкой Европы, был поднят флаг журнальчика "За рулем". Необычность акции состояла в том, что на верхушку в первый раз въехали на байке. Участники этого уникального восхождения, организованного журнальчиком "Мото", предназначили собственный поход юбилею "старшего брата" - журнальчика "За рулем". Как оно происходило, ведает один из водителей байка, заведующий отделом туризма редакции "Мото".
Опыт горных мотоэкспедиций редакции "Мото" (по конным тропам Алтая, Саян и Кавказа) дал подсказку, каким должен быть аппарат: надежным, легким и, не считая того, не удивляйтесь - вэдовым. Так как ничего подходящего ни российский мотопром, ни забугорные компании предложить не могли, появилась мысль самим выстроить такую машину. Работа закипела сходу по возвращении с гор в июне 2002-го.
Для экстремального восхождения (вобщем, и для широкого круга других задач) более подходящ одноместный байк с маленьким ходом подвесок, с минимумом светотехники. Сухая масса таковой машины - приблизительно 100 кг. Для перемещения легковеса довольно мощности около 10 л. с. - ее развивают многие 80-кубовые моторы. Опытнейший эталон мотора для 80-кубового мокика "Пилот" предоставил Ковровский завод имени Дегтярева.
Особенность полного привода - он максимально упрощен за счет отказа от редуктора, дифференциалов и всяких блокировок. В уникальной коробки применены Ремонт и эксплуатация байков "Минск", "Урал", "Карпаты", "Сова", "Крестьянин", автомобилей ВАЗ, АЗЛК, ЗИЛ.
В апреле 2003 года появился "Баксан-80 2WD". Премьера аппарата свершилась на столичной выставке "Моторпарк-03". А в конце мая организовали пробную поездку к подножию снежного великана. Погоняли машину по камням, попробовали на подъеме на Чегет (склоны самого Эльбруса были покрыты толстым слоем снега) и сделали вывод: в целом "Баксан" к штурму Эльбруса готов. Оставалось дождаться подходящего для восхождения времени - начала августа.
И вот 25 июля команда из 10 человек во главе с зам. головного редактора "Мото" Сергеем Груздевым выехала из Москвы на 3-х автомобилях. Два байка необыкновенной внешности расположили в прицепе. Ровно 1800 км по асфальту до поселка Терскол, что в Баксанском ущелье Кабардино-Балкарии, пропархали неприметно. Инспекторы на постах ДПС, узнав, что мы едем покорять Эльбрус, отпускали без досмотра - видимо, воспринимали за ненормальных.
1-ые по приезде в поселок Чегет деньки были посвящены активной акклиматизации, подготовке техники и подгонке снаряжения, согласованию подъема с МЧС.
1 августа. Старт восхождения. Байками управляли по очереди Александр Борисевич, Гиви Гвирджишвили и Иван Ксенофонтов. 1-ые восемь км проходили по так именуемой танковой дороге - параллельно действующей канатной. До площадки первой очереди канатной дороги "Новый Кругозор" - крутые подъемы по сыпучему грунту, тут работают только гусеничные машины. Выше дорога не эксплуатируется, в последний раз ее чистили, видимо, во время подъема "Ленд-Ровера" в 1997 году. Приблизительно через полкилометра 1-ое суровое препятствие - брод. После нескольких серпантинов начинаются по-настоящему крутые каменистые подъемы. За движки можно не бояться - добавленное в бензин синтетическое масло "Тексако", созданное для двухтактных моторов, защитит от клина в всех критериях. На "сыпухе" оба колеса пробуксовывают, к тому же приходится объезжать большие камешки. Для первого денька довольно, разбиваем лагерь недалеко от станции канатной дороги "Мир" (высота 3484 м).
2 августа. Цель этого денька - приют "Бочки" на высоте 3709 метров. Это более оборудованная и цивильная стоянка (после того как в 1998-м сгорел самый высокогорный отель Европы "Приют одиннадцати"). Тут есть свет, кухня, бетонный плац, дежурят спасатели. Сюда от "Мира" туристов поднимают по кресельной канатной дороге, тут проходит граница ледника. В особенности крутым и заваленным камнями оказался последний участок перед "Бочками". По дороге издавна не ездили (видимо, тоже со времен "Ленд-Ровера") - утверждения неких туземцев, что тут проходит "уазик", вызывают огромные сомнения. Местами камешки из-под буксующих колес вылетают в пропасть и длительно катятся по осыпи...
Удостоверились, что деньком по раскисшему снегу Новинки Автопрома ехать в гору не желают. Ставим палаточный лагерь посреди скал, недалеко от "Бочек".
3 августа. Поднявшись еще затемно (приблизительно в полшестого), по насту просто въехали по следам ратраков (гусеничных тягачей, применяемых для чистки склонов и перевозки туристов до скал Пастухова) на уровень "Приюта одиннадцати" (4065 м). Тут по плану чуток позднее расположился наш базисный лагерь (пять-семь палаток). Отсюда на восхождение шел уже только "Баксан". После 3-х дней довольно оживленного подъема все спустились вниз, чтоб приготовиться к основной части восхождения, поднять базисный лагерь.
4 августа. Сборы, упаковка. 5 августа - подъем на канатках, кресельной и ратраке. К вечеру погода иПодвескаилась, всю ночь и последующий денек, шестого, мело, дул ураганный ветер. Одну палатку засыпало снегом, и Различное промокли - их спустили вниз. Новинки Автопрома, установленные в яме, замело снегом по рули.
7 августа. Ветер и снег ослабели, деньком длительно откапывали Новинки Автопрома из-под снега. Установили на "Баксан" шины с 7-миллиметровыми шипами.
8 августа. Днем водители подняли Новинки Автопрома под горы Пастухова (высота 4373 м). После чего броска погода снова иПодвескаилась на некоторое количество дней. Проблеск случился только 12-го числа, когда ввысь ушла группа Борисевича: задачей было выдвинуть байк на горы Пастухова, а на последующий денек группа Гвирджишвили-Ксенофонтов должна была развить восхождение. Но судьба распорядилась совершенно по-другому...
13 августа. Вечерком во время еще одного сеанса связи (по мобильному телефону) узнали, что наверху Борисевич сломал ногу.
14 августа. Доставка травмированного осложнилась тем, что закрыли на ремонт первую очередь канатки. Борисевича спускали на гусеничном БТР строителей. Понизу ожидали и отвезли в поликлинику наиблежайшего городка Тырныауза. Гора как будто приняла людскую жертву - в первый раз за всю неделю установилась прекрасная погода.
15 августа. Подъем в базисный лагерь оставшихся 2-ух водителей и подъем "Баксана" еще на несколько сотен метров ввысь, к самому подножию скал Пастухова, к последней точке, куда прогуливается ратрак (высота 4511 м). Далее становится круто и нужно ехать утром, когда плотный наст.
16 августа. Погода вроде нормализовалась: ночкой ясное небо и маленький "минус". Встали в 5.30 утра. Горы Пастухова, как и шедшая снизу от "Бочек" гряда, представляют собой естественные каменные ограничители справа и слева. В центре снежный проспект шириной 300-600 метров. Под самым верхом скал на право (если стоять понизу и глядеть на верхушку) уходит косая тропа. По ней (со страховкой от бокового сноса) и проехали последние, самые крутые метры.
Денек выпал безупречный для штурма. Потому работали до того времени, пока не стали валиться с ног от вялости. Удалось подняться до начала горизонтального участка тропы, где оставили байк прямо на склоне, привязав к ледорубам (высота 5309 м).
Этот участок тоже таил каверзы, недаром горы далековато понизу под ними нежно называли "трупосборником". Дело в том, что если человек по некий причине падал с тропы (подвернул ногу, закружилась голова либо сдуло порывом ветра), то он скользил вниз с нарастающей скоростью, не способен тормознуть, пока не разбивался.
17 августа. Отдых понизу перед решающим видном, навестили Борисевича в Тырныаузе.
18 августа. Подъем в базисный лагерь для решающего броска.
19 августа. С вечера сборы, практически не спали, подъем в 1.30, на небе звезды, морозно. Байк охотно завелся. Современные смазки МС-1000 и МС-2000 (производитель ВМП-Авто) позволяли не волноваться за пары трения как при жаре на каменистых участках, так и на морозе. Гвирджишвили с группой страхующих членов команды благополучно преодолел маленький горизонтальный участок перед седловиной и без остановки полез ввысь на правую (восточную) верхушку. Хотя западная верхушка на 11 метров выше, подъем на восточную более пологий и считается легче. Сюда заезжал "Ленд-Ровер", на восточную было решено подымать и наш байк.
Обогнув по седловине часть верхушки (высота 5385), Гвирджишвили начал финальный подъем повдоль гряды больших камешков. (Было решено, что 2-ой шофер, Ксенофонтов, будет спускать байк, зачем потребуются свежайшие силы.) Разыгрался ветер, время от времени приходилось кидаться плашмя на снег, чтоб не сдуло вниз. Периодически все заволакивала уплотненная пелена тумана, так что становилось тяжело ориентироваться. Но верхушку перескочить нереально: вот она, пологая площадка, на далеком конце которой в тумане различается постороннее тело. Это железный тур, официально обозначающий восточную верхушку Эльбруса (высота 5421 м). В первый раз тут отпечатались колеса байка, в первый раз над верхушкой снежного великана развевались флаги журналов "За рулем" и "Мото"!
Участники экспедиции и редакция "Мото" благодарят за помощь спонсоров проекта: Издательский дом "За рулем", компанию "ТНК-Тексако", компанию "ВМПавто" и лично Василия Николаевича Кузьмина, КПО "ЗиД-МОТО", фирму "Баск", компанию Finn Flare, страховую компанию "РУКСО", магазин "Moto.ru", фирму "Секрет-сервис", также главу администрации Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики Хизира Музафаровича Макитова, начальника поисково-спасательной службы Приэльбрусья Бориса Омановича Тилова, "начальника тягачей" Муслима Этезова, водителя ратрака Володю, хозяйку гостиницы "Горянка" Балужан, Александра Абрамова (компания "Альпиндустрия") и многих других людей, которые верили и от всей души вожделели экспедиции фуррора.
Главные ДАННЫЕ Байка "БАКСАН-80 2WD"
(уникальная разработка редакции "Мото")
Сухая масса - 99 кг; длина - 2130 мм; база - 1500 мм; дорожный просвет - 390 мм.
Движок - ЗиД-80, двухтактный, одноцилиндровый; мощность - 7 кВт/9,5 л. с. при 7500 об/мин; коробка - пятиступная; общее передаточное число коробки (от КП к колесам) - 8,13.
Шины - бескамерные, 25х8-12 "Данлоп KT-131".
Большие камешки завалили старенькую "танковую дорогу".
Ратрак употребляют не только лишь для чистки склона, да и для перевозки туристов.
В базисном лагере после недели ненастья.
Ледник начинается на уровне приюта "Бочки" (высота 3709 м).
У восстановленной дизельной около "Приюта одиннадцати" (высота 4065 м).
До верхушки осталась сотка метров.
ДЛЯ СПРАВКИ
Всего пройдено с самого низа 19,5 км, незапятнанное время движения - 8 ч 13 мин, достигнутая наибольшая скорость - 30,7 км/ч (данные получены при помощи GPS-навигатора). Израсходовано 6 л бензина; ключи и запчасти не пригодились.