«ПЛАТНАЯ» ПО-ПСКОВСКИ
«ПЛАТНАЯ» ПО-ПСКОВСКИ
«ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Они ожидали нас у самой границы. Стоило только русским пограничникам и таможенникам «шлепнуть» последние штампы в наши документы, стоило миновать столб с надписью «Псковская область. Добро пожаловать в Россию!» (охраны порядка категорически воспретили его фотографировать), как дорогу перегородил шлагбаум. Рядом с ним пристроился ладный таковой вагончик, а около плакат «Вы въезжаете на платную автодорогу».
Вокруг рябило в очах от «кирпичей» и символов «Стоп». Около шлагбаума два крепких молодца – в камуфляже, естественно. «Согласно постановлению администрации области участок автодороги от российско-эстонской границы до городка Полуостров является платным», – как-то приподнято возвестил какой-то из них (видно, издавна заученный текст). И после паузы: «Так, у вас «шестерка», означает, платите в кассу 110 рублей!»
Любопытно, но, за что? Помнится, несколько месяцев вспять проезжали по платному участку федеральной дороги Москва–Воронеж в районе села Хлевное. Так об этом предупреждал щит уже км за 10, а бессчетные указатели предлагали ехать и по другой, бесплатной дороге, ну и проезд там стоил всего 10-ку… А здесь деваться некуда – впереди шлагбаум платной дороги, сзади – пограничная застава.
«Чего стали! Платите и проезжайте, не создавайте помехи движению! – командовали бодренькие молодцы. – Не то милицию вызовем!» Выхода не было – пришлось платить. Судя по прейскуранту, нам еще подфартило – за груженый КамАЗ «отстегнули» бы все семьсот. Узнали тут, что от сборов освобождены машины скорой помощи и милиции, пожарной охраны и дорожников, также все, зарегистрированные в Псковской области. Как досадно бы это не звучало, ни к тем, ни к другим мы не относились.
Сходу за светофором – развилка 2-ух дорог. Какая из их платная, не усвоишь. «Вообще-то официально – та, что слева», – растолковал шофер, понимающий местные порядки. – Ее зовут «обходом городка Печоры», хотя отчасти идет через него. А та, что справа, вообще-то бесплатная, но попасть на нее, минуя шлагбаум, нельзя. Да они практически одинаковые».
Мы решили поглядеть, что такое «платная дорога». Оказалось – рядовая, очень раздолбанная, где нет никакой разметки, не говоря уже о придорожном сервисе. Проехали по ней чуток больше 20 км, петляя меж огроменными ямами и лязгая подвеской. Когда вырулили на трассу А212 (Рига – Псков), плакат снова напомнил, что сзади – не просто очень нехорошее шоссе, а к тому же платное. «В народе это именуют «михайловской дорогой», в честь псковского губернатора, – объяснил шофер. – Только все знают, что Энциклопедия грузовых автомобилей берут не за проезд – видите, меж Печорами и Изборском можно безвозмездно туда-сюда шастать – а за въезд-выезд в Россию через границу».
Стоимость ВОПРОСА
Большая по размерам Псковская область, где проживает чуток больше 800 тыс. человек, издавна основалась в перечне дотационных. Но при всем этом она граничит с 3-мя государствами – Эстонией, Латвией, Белоруссией. Ее местность пересекают федеральные и международные пути-дороги, а в местах их скрещения с границей сосредоточено 11 авто переходов! Грех было бы не заработать на транзите. Вот только каким методом? 1-ый просит вложений: поначалу привести в порядок дорогу, обустроить ее, как положено. И на легитимных основаниях получать – с желающих! – Энциклопедия грузовых автомобилей за проезд. 2-ой – поставить шлагбаумы, молодцов в камуфляже и знай для себя собирай Энциклопедия грузовых автомобилей. Авось сойдет с рук.
Руководители Псковской области пошли конкретно таким методом.
– Наше постановление о платных дорогах отвечает главным федеральным законам, – считает председатель территориального дорожного комитета Псковской области Юрий Рачеев. – Администрация области приняла решение по трем дорогам: так именуемый обход Печор, участок дороги от Острова до латвийской границы и автодорога Опочка – Полоцк. Общая их протяженность – около 150 км. Как и положено по закону, у каждой бесплатная кандидатура. Это федеральные дороги Москва – Рига, Санкт-Петербург – Киев и Псков – Рига. И вообщем, в области 11 авто пт пропуска на границе, три из их – на федеральных дорогах. Те, где более оживленное движение, мы делаем платными.
Послушаем другие резоны председателя дорожного комитета. По его расчетам, область на двадцатом месте в стране по протяженности дорог, а по финансированию – на одном из последних. Вот и приходится выворачиваться… В бюджет территориального дорожного фонда заложено 50 млн. рублей – каждогодний сбор от платных дорог. Планировалось, что средства будут ориентированы на их ремонт и содержание. Пока ни один из 150 км, по воззрению Ю. Рачеева, не отвечает никаким эталонам. «Это должна быть широкая (8–9 метров), ровненькая дорога, с неплохим освещением, с барьерным огораживанием, объектами сервиса и местами отдыха, – справедливо считает председатель дорожного комитета, – чтоб шофер сам избрал: ехать по таковой платной дороге, где можно сберечь время и горючее, либо трястись по обыкновенной проселочной».
Все вроде верно! Только постановление было принято два года вспять (!), Энциклопедия грузовых автомобилей с водителей берут исправно, но ни один километр обхода Печор как и раньше никаким эталонам не соответствует. Удостоверился лично. «Платная дорога», как свидетельствуют те, кто пользуется ей повсевременно, делается все ужаснее и ужаснее, а надпись «Добро пожаловать в Россию» воспринимаешь уже как незапятнанное изымательство. Может, потому ее даже фотографировать воспрещают.
А насчет «соответствия законам», то довольно открыть Указ Президента РФ № 728 (27.06.1998), чтоб убедиться – он нарушен сходу по нескольким пт.
Получил ли что-то от этого нововведения (неведомого доныне в мировой практике) бюджет области – непонятно; числа не оглашаются. Видимо, если и получил, то не сильно много. Судя по опросам большинства водителей, они предпочитают платить не по официальному прейскуранту в кассу, а впрямую собирателям – 50% тарифа. И все как бы довольны…
Собиратели податей ожидают гостей у шлагбаума.
ФОТО Создателя