КОНКУРС
КОНКУРС
Приятно получать такие ответы! Что бы ни гласили о «смене поколений», приведшей к падению технической грамотности в отдельных слоях автовладельцев, все таки и сейчас тон в технике задают те, кто лицезреет в физике живую науку. Создатель задачки, очень опытнейший автомобилист, возлагал надежды, что многих принудит помучиться в поисках решения. Вправду, посреди ответов есть, выскажемся так, не неоспоримые. Другие сами нуждаются в расшифровке. Таковой, к примеру: «Система была неисправна – вот мотор и перегревался…» Но ведь «неисправность системы» заложена в условие каждой задачки – а от вас, дорогие читатели, мы ждем точного ответа, какая конкретно система, в каком звене и, главное, по какой причине неисправна. Давайте договоримся: мы имеем дело не с кое-чем философски отвлеченным, а с техникой – она не любит недосказанности.
Начнем с тривиального – это отмечено практически во всех письмах: выше скорость – сильней поток, обдувающий радиатор. Эффект вырастает по закону квадрата скорости. Да и количество теплоты, которое должна отвести охлаждающая система, находится в зависимости от скорости: максимум излишних килокалорий движок должен скинуть при большей мощности. На высшей передаче это значит движение с наибольшей скоростью. И здесь есть неувязка: чтоб скорость возросла в два раза, движок должен развить мощность в восемь с излишним раз огромную. График ее подымается круче, чем кубическая парабола (см. ЗР, 1997, № 7). Вот почему некие проблемы в охлаждении не появляются при умеренных нагрузках, но движок «кипит» при попытках выйти на наивысшую скорость. Чтоб такового не было, охлаждающей системе нужен некий припас: ведь грязь, паровые пробки и т. п. могут приметно усугубить теплоотвод.
Но в задачке сказано, что мотор не перегревался при высочайшей скорости, а вот на затяжном подъеме температура резко росла. Придется кое-что вычислить. Для езды со скоростью 35 км/ч по ровненькому шоссе «девятке» весом 1400 кг требуется около 3 л. с. О перегреве не может быть и речи. А попробуем-ка взобраться на упомянутый в задачке длиннющий подъем. Угол не оговорен, но на сельских дорогах он может быть большим – допустим, 15%. В данном случае на машину действует скатывающая сила: 1400 0,15 = 210 кгс, а совместно с шинными потерями – около 231 кгс. При скорости 35 км/ч на этом подъеме требуется практически 30 л. с. Но если сделать расчет для ровненького шоссе, то такая мощность позволяет «девятке» держать около 110 км/ч, при которых завгар не замечал и намека на перегрев.
Если б мотор перегревался на подъеме (к примеру, из-за грязищи в системе), то при скорости 110 км/ч на шоссе ему пришлось бы ненамного легче – мощность-то одна и та же! Вопрос исключительно в эффективности обдува. Проблемы с вентилятором случаются у многих. Но у завгара он ревел во всю мощь – а туда ли дул, куда нужно? Вот этот главный вопрос мы отыскали в большинстве писем – и, очевидно, у фаворита. В неких ответах отмечается, что охлаждающая система иногда работает неустойчиво также из-за капризов термостата, паровых пробок и т. п., но все таки более обычный и понятный ответ – неправильное подключение вентилятора. На старенькой машине могла быть изношена соединительная колодка либо ее совсем не было – и вот вам оборотная полярность.
Судя по нашей почте, эта задачка либо похожие народу не в диковину: читатель из Кемерова длительно ругал «Волгу» за слабенькое отопление, пока в конце концов не сообразил, что печка… греет природу вокруг, а не салон.
Естественно, если вентилятор крутится в оборотном направлении, то он, во-1-х, гонит жаркий воздух из-под капота к радиатору – остывание еще ужаснее. Во-2-х, лопасти гребут воздух оборотными сторонами – другими словами ослабевай. Вот и ревет вентилятор даже на холостом ходу подольше положенного.
На больших скоростях радиатор отлично охлаждается встречным потоком – вентилятор может вообщем не врубаться. А вот при скорости приблизительно 35 км/ч появляется противная ситуация: воздушные потоки впереди и сзади, встретившиеся в сотах радиатора, друг дружку уравновешивают. На крутом подъеме это суровый повод для перегрева.
Вот так растолковали ситуацию бывалые автомобилисты, в числе их и нынешний фаворит. Счастливый жребий получить премию выпал, как обычно, одному посреди тыщи равных, которых мы благодарим. Поздравляем Алексея ГРОМЫХАЛИНА с победой в конкурсе.
Задачка 30 3-я
УТРО ТУМАННОЕ
К концу сентября прочно похолодало, но еще пока без заморозков, с вязкими туманами, изморосью. Выходить из теплой машины ох как не охото, а нужно!.. Старушка «семерка», приобретенная летом и служившая верой и правдой, сегодня днем подвела. Ни с того ни с этого перестает тянуть, мотор глохнет… Через минутку просто заводится – а позже все повторяется. Егор уже поменял свечки, высоковольтные провода, бегунок – не посодействовало. Проверил вентиляцию бака, выкинул подозрительный топливный фильтр.
Дальше-то что делать?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20.10.2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail:konop@zr.ru. Тел. (095) 207-79-84. Укажите стопроцентно паПодвесканые данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Муниципального пенсионного страхования.
Приятно получать такие ответы! Что бы ни гласили о «смене поколений», приведшей к падению технической грамотности в отдельных слоях автовладельцев, все таки и сейчас тон в технике задают те, кто лицезреет в физике живую науку. Создатель задачки, очень опытнейший автомобилист, возлагал надежды, что многих принудит помучиться в поисках решения. Вправду, посреди ответов есть, выскажемся так, не неоспоримые. Другие сами нуждаются в расшифровке. Таковой, к примеру: «Система была неисправна – вот мотор и перегревался…» Но ведь «неисправность системы» заложена в условие каждой задачки – а от вас, дорогие читатели, мы ждем точного ответа, какая конкретно система, в каком звене и, главное, по какой причине неисправна. Давайте договоримся: мы имеем дело не с кое-чем философски отвлеченным, а с техникой – она не любит недосказанности.
Начнем с тривиального – это отмечено практически во всех письмах: выше скорость – сильней поток, обдувающий радиатор. Эффект вырастает по закону квадрата скорости. Да и количество теплоты, которое должна отвести охлаждающая система, находится в зависимости от скорости: максимум излишних килокалорий движок должен скинуть при большей мощности. На высшей передаче это значит движение с наибольшей скоростью. И здесь есть неувязка: чтоб скорость возросла в два раза, движок должен развить мощность в восемь с излишним раз огромную. График ее подымается круче, чем кубическая парабола (см. ЗР, 1997, № 7). Вот почему некие проблемы в охлаждении не появляются при умеренных нагрузках, но движок «кипит» при попытках выйти на наивысшую скорость. Чтоб такового не было, охлаждающей системе нужен некий припас: ведь грязь, паровые пробки и т. п. могут приметно усугубить теплоотвод.
Но в задачке сказано, что мотор не перегревался при высочайшей скорости, а вот на затяжном подъеме температура резко росла. Придется кое-что вычислить. Для езды со скоростью 35 км/ч по ровненькому шоссе «девятке» весом 1400 кг требуется около 3 л. с. О перегреве не может быть и речи. А попробуем-ка взобраться на упомянутый в задачке длиннющий подъем. Угол не оговорен, но на сельских дорогах он может быть большим – допустим, 15%. В данном случае на машину действует скатывающая сила: 1400 0,15 = 210 кгс, а совместно с шинными потерями – около 231 кгс. При скорости 35 км/ч на этом подъеме требуется практически 30 л. с. Но если сделать расчет для ровненького шоссе, то такая мощность позволяет «девятке» держать около 110 км/ч, при которых завгар не замечал и намека на перегрев.
Если б мотор перегревался на подъеме (к примеру, из-за грязищи в системе), то при скорости 110 км/ч на шоссе ему пришлось бы ненамного легче – мощность-то одна и та же! Вопрос исключительно в эффективности обдува. Проблемы с вентилятором случаются у многих. Но у завгара он ревел во всю мощь – а туда ли дул, куда нужно? Вот этот главный вопрос мы отыскали в большинстве писем – и, очевидно, у фаворита. В неких ответах отмечается, что охлаждающая система иногда работает неустойчиво также из-за капризов термостата, паровых пробок и т. п., но все таки более обычный и понятный ответ – неправильное подключение вентилятора. На старенькой машине могла быть изношена соединительная колодка либо ее совсем не было – и вот вам оборотная полярность.
Судя по нашей почте, эта задачка либо похожие народу не в диковину: читатель из Кемерова длительно ругал «Волгу» за слабенькое отопление, пока в конце концов не сообразил, что печка… греет природу вокруг, а не салон.
Естественно, если вентилятор крутится в оборотном направлении, то он, во-1-х, гонит жаркий воздух из-под капота к радиатору – остывание еще ужаснее. Во-2-х, лопасти гребут воздух оборотными сторонами – другими словами ослабевай. Вот и ревет вентилятор даже на холостом ходу подольше положенного.
На больших скоростях радиатор отлично охлаждается встречным потоком – вентилятор может вообщем не врубаться. А вот при скорости приблизительно 35 км/ч появляется противная ситуация: воздушные потоки впереди и сзади, встретившиеся в сотах радиатора, друг дружку уравновешивают. На крутом подъеме это суровый повод для перегрева.
Вот так растолковали ситуацию бывалые автомобилисты, в числе их и нынешний фаворит. Счастливый жребий получить премию выпал, как обычно, одному посреди тыщи равных, которых мы благодарим. Поздравляем Алексея ГРОМЫХАЛИНА с победой в конкурсе.
Задачка 30 3-я
УТРО ТУМАННОЕ
К концу сентября прочно похолодало, но еще пока без заморозков, с вязкими туманами, изморосью. Выходить из теплой машины ох как не охото, а нужно!.. Старушка «семерка», приобретенная летом и служившая верой и правдой, сегодня днем подвела. Ни с того ни с этого перестает тянуть, мотор глохнет… Через минутку просто заводится – а позже все повторяется. Егор уже поменял свечки, высоковольтные провода, бегунок – не посодействовало. Проверил вентиляцию бака, выкинул подозрительный топливный фильтр.
Дальше-то что делать?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20.10.2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail:konop@zr.ru. Тел. (095) 207-79-84. Укажите стопроцентно паПодвесканые данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Муниципального пенсионного страхования.