СОВЕТЫ Опытных
СОВЕТЫ Опытных
«Десятое» семейство ВАЗ читатели отлично знают. Но как, к примеру, обеспечить задержку выключения электровентилятора после остановки мотора, чтобы исключить «тепловой удар»? Виктор Петров, инженер-механик лесного хозяйства, делится с вами своим опытом.
Создатель наилучшего совета получает от журнальчика премию 5000 рублей, а от компании «Апико-Авто» электрообогреваемую накидку на сидение.
Издавна понятно, что после выключения жаркого мотора, в особенности если температура охлаждающей воды на пределе, прекращение ее циркуляции может негативно сказаться на состоянии мотора. Дело в том, что более жаркие его зоны (поблизости стен камер сгорания и цилиндров) начинают «делиться» теплом с наименее нагретыми участками, картина тепловых напряжений изменяется – это может стать предпосылкой небезопасного коробления больших и дорогих деталей – таких, как блок цилиндров и его головка. Во избежание этого на многих современных автомобилях электровентилятор после остановки мотора продолжает работать еще секунд 30, обдувая радиатор и охлаждая в нем жидкость. Ее плотность возрастает, она опускается, а на ее место поступает более жгучая. Конвекция обеспечивает приметную циркуляцию воды и понижение ее температуры на несколько градусов. Но на VAZ 2110 после выключения зажигания электрический блок обесточивает электровентилятор. Как обеспечить задержку его выключения?
На схеме показано устройство, включаемое в штатные разъемы меж электровентилятором и ЭБУ. Оно собрано из 2-ух реле 904.3747-10 и реле стеклоочистителя 524.3747. ЭБУ управляет движком вентилятора по «минусу». В нашей схеме врубается реле Р1 – оно обеспечивает питание реле стеклоочистителя Р3. Последнее включает реле Р2 – и, соответственно, электровентилятор. После выключения ЭБУ реле Р3 остается соединенным с «минусом» через диодик Д1. Время его срабатывания находится в зависимости от емкости конденсатора в реле Р3. Для задержки 30 с нужна емкость 100 мкФ.
А. ЛАБЕНДИК,
Полевской Свердловской обл.
На неких автомобилях фонари красноватого цвета, так что и сигнал поворота красноватый, что сейчас уже подпадает под запрет. Но дело ведь не в цвете фонаря – вспомните VAZ 2110 с белоснежными рассеивателями, но желтоватыми лампами! Важен цвет сигнала. Желтоватый получится, когда рассеиватель красноватый, а лампа зеленоватая. Попытайтесь – и удостоверьтесь.
От отдела эксплуатации. Вправду, если таких ламп нет в продаже, их пробирки можно окрасить – к примеру, зеленоватым цапон-лаком. Или вложить прозрачную зеленоватую пленку вовнутрь фонаря. Интенсивность желтоватого находится в зависимости от начальных цветов, также от яркости самой лампы.
И. ХАМИДУЛЛИН,
Нефтеюганск
Прокачать тормоза можно и одному, без ассистента, если в «прокачной» шланг встроить шариковый клапан от шинного насоса. При нажатии педали через шланг соединяется жидкость, а при оборотном ее движении подсос воздуха через шланг исключен.
Е. СЕРДЮК,
Москва
На «Мазде-3» щетки стеклоочистителей оставляют мертвые зоны. Потому левую я снял и, укоротив правый конец приблизительно на 20 мм, поменял ею штатную правую. Очищаемое поле стало больше. А заместо левой «маздовской» поставил щетку от «Форда-Фокус II», которая на 120 мм длиннее.
О. ГРИШАНОВ,
Рузаевка, Мордовия
Неувязка запуска впрыскового мотора в мороз не нова. Часто ее предпосылкой бывает неправильная «прошивка» ЭБУ, управляющего работой форсунок. Иногда приходится «обманывать» контроллер, целенаправленно изменив показания датчика температуры. А морозы случаются различные – вот зачем я установил на «десятке» галетный тумблер (см. схему) с распаянными резисторами. Провода протянуты в моторный отдел к датчику температуры. Это значительно упрощает запуск мотора в мороз (опыт приобретается стремительно!), понижает утраты горючего при прогреве и износ мотора.
А. КРУПИН,
Киров
Мы, автовладельцы, иногда попадаем в сложное положение: вечерком была оттепель, а наутро мороз. Имеющаяся в продаже «разморозка» часто не помогает. В один прекрасный момент, возвратившись из поездки, я сообразил, что закрыть замки дверей не получится – вот и пришло в голову пользоваться жарким «Тосолом». Набрав его в мед шприц, я вводил иглу в личинки замков и промывал их. Замки стали нормально работать, и больше их морозом не прихватывало.