ГАЛАКТИКА ИЗ ШЕСТЕРЕН
ГАЛАКТИКА ИЗ ШЕСТЕРЕН
КЛУБ Автовладельцев
/Страница ИСТОРИИ
ГАЛАКТИКА ИЗ ШЕСТЕРЕН
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОЗВОЛИЛ Кооперировать ФУНКЦИИ СЦЕПЛЕНИЯ И РЕДУКТОРА
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Каких только конструкций сцепления не применяли в конце XIX - начале ХХ веков! Прямые и оборотные конусы, различные центробежные механизмы, спирали. А на неких автомобилях, к примеру, французских "Готье", сцепление было в виде планетарного шестеренчатого механизма (см. рис.).
На маховике укреплена основная шестерня - солнечное зубчатое колесо. Два сателлита соединены с валом коробки (на рубеже веков его почаще называли передаточным валом) и входят в зацепление с так именуемой цилиндрической шестеренчатой коробкой, другими словами с коронным зубчатым колесом. При выключенном сцеплении оно свободно крутится на валу коробки, который, естественно, остается недвижным.
Чтоб передать на него момент от мотора, коронное колесо нужно затормозить. Тогда сателлиты, влекомые солнечной шестерней, побегут по коронному колесу, раскручивая вал коробки.
Включали сцепление как на современных автомобилях - педалью. Привод был очень сложен: коронное колесо стопорил мощный хомут, воздействовавший на особый барабан. Губы хомута двигались по червячной резьбе, нарезанной на педальном валу. Он поворачивался под действием сильной спиральной пружины, которая, в свою очередь, срабатывала, когда шофер отпускал педаль сцепления: зубцы рычага выходили из зацепления с шестерней, укрепленной на педальном валу.
Кроме функций сцепления, механизм делал и роль редуктора. Ведь разница в скоростях коленчатого и передаточного валов определялась отношением поперечников солнечного и коронных колес. В "Готье" вал коробки крутился в 5 раз медлительнее коленвала.
Французская конструкция оказалась очень сложной и тяжеленной. Правда, несколько позднее на "Форде-Т" сделали планетарную коробку - прототип современных "автоматов" (ЗР, 2000, № 6), но к отдельному шестеренчатому сцеплению конструкторы больше не ворачивались.
Схема планетарного сцепления: 1 - маховик; 2 - хомут; 3 - сателлиты; 4 - солнечное зубчатое колесо; 5 - коронное зубчатое колесо; 6 - пружина; 7 - вал педали сцепления; 8 - шестерня вала педали сцепления; 9 - педаль сцепления; 10 - зажимной барабан; 11 - вал коробки.
КЛУБ Автовладельцев
/Страница ИСТОРИИ
ГАЛАКТИКА ИЗ ШЕСТЕРЕН
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОЗВОЛИЛ Кооперировать ФУНКЦИИ СЦЕПЛЕНИЯ И РЕДУКТОРА
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Каких только конструкций сцепления не применяли в конце XIX - начале ХХ веков! Прямые и оборотные конусы, различные центробежные механизмы, спирали. А на неких автомобилях, к примеру, французских "Готье", сцепление было в виде планетарного шестеренчатого механизма (см. рис.).
На маховике укреплена основная шестерня - солнечное зубчатое колесо. Два сателлита соединены с валом коробки (на рубеже веков его почаще называли передаточным валом) и входят в зацепление с так именуемой цилиндрической шестеренчатой коробкой, другими словами с коронным зубчатым колесом. При выключенном сцеплении оно свободно крутится на валу коробки, который, естественно, остается недвижным.
Чтоб передать на него момент от мотора, коронное колесо нужно затормозить. Тогда сателлиты, влекомые солнечной шестерней, побегут по коронному колесу, раскручивая вал коробки.
Включали сцепление как на современных автомобилях - педалью. Привод был очень сложен: коронное колесо стопорил мощный хомут, воздействовавший на особый барабан. Губы хомута двигались по червячной резьбе, нарезанной на педальном валу. Он поворачивался под действием сильной спиральной пружины, которая, в свою очередь, срабатывала, когда шофер отпускал педаль сцепления: зубцы рычага выходили из зацепления с шестерней, укрепленной на педальном валу.
Кроме функций сцепления, механизм делал и роль редуктора. Ведь разница в скоростях коленчатого и передаточного валов определялась отношением поперечников солнечного и коронных колес. В "Готье" вал коробки крутился в 5 раз медлительнее коленвала.
Французская конструкция оказалась очень сложной и тяжеленной. Правда, несколько позднее на "Форде-Т" сделали планетарную коробку - прототип современных "автоматов" (ЗР, 2000, № 6), но к отдельному шестеренчатому сцеплению конструкторы больше не ворачивались.
Схема планетарного сцепления: 1 - маховик; 2 - хомут; 3 - сателлиты; 4 - солнечное зубчатое колесо; 5 - коронное зубчатое колесо; 6 - пружина; 7 - вал педали сцепления; 8 - шестерня вала педали сцепления; 9 - педаль сцепления; 10 - зажимной барабан; 11 - вал коробки.