Лечущее средство ОТ ОБЖОРСТВА
Лечущее средство ОТ ОБЖОРСТВА
Побеседуем О РАСХОДЕ Горючего
Большенному АВТОМОБИЛЮ - Огромные Растраты
Как ни хороша "Волга" в очах ее почитателей, а бензина за 100 тыс. км сожрет не меньше 12 тыс. л.! Помножьте на стоимость - и поймете, почему один клиент, выбирая автомобиль, с досады воскрикнул: "Да за эти деньжищи я еще "Mercedes" куплю!".
Вроде бы то ни было, исправный автомобиль расходует все таки столько горючего, сколько положено, и можно посчитать малые затраты энергии на то, чтоб машина ехала. А вот попытка их урезать вступает уже в конфликт с физическими законами - автомобиль не тянет, глохнет! У большой машины выше расход горючего. Означает, о издержек на бензин следует мыслить уже при выборе автомобиля.
Конструктивные методы понижения расхода горючего - "в разы" - науке не известны, разве что, починив неисправную машину, сэкономите в два раза - но это не в счет! Попробуйте-ка у отлично настроенного "Мерседеса" уменьшить потребление бензина процентов на 20! Это на Нобелевскую потянет.
Меж тем в продаже столько средств понижения расхода горючего, что впору поостеречься: применишь все разом - и бак разорвется от сэкономленного горючего! "Волгарю" обычно рекомендуют начать с покупки магического карбюратора - "Солекса": заменишь, дескать, "неидеальный" К-151 - и забудешь дорогу к АЗС. Что ж, в один прекрасный момент мы ассоциировали эти карбюраторы на редакционной "Волге" (ЗР, 1997, № 3) - расход горючего оказался схожим!
На автомобилях с системой впрыска популярен "чип-тюнинг", могли быть маленькие Энциклопедия грузовых автомобилей. И все-же чудес в технике не бывает. Изменив опции, можно осязаемо сделать лучше разгонные характеристики машины, но не безвозмездно - бензина сгорит больше.
Так на чем все-таки можно сберегать?
ПОЧЕМ РАЗГОН?
Многие упиваются чувством массивного ускорения. Даже те, кто твердо знает, что псевдоПодвескаивная езда лупит по кармашку, а плавный разгон бережет горючее и Энциклопедия грузовых автомобилей. Дворовый "гонщик" взвинтит обороты до предельных - резко вырастут механические утраты в движке, удельный расход горючего возрастет по сопоставлению с хорошим раза в два. Кроме этого, при резвом разгоне система питания (к примеру, ускорительный насос) обогащает смесь в цилиндрах. Медленный же, с переключением передач, разгон позволяет держать обороты поближе к хорошим (средним либо чуток ниже), и энергия горючего тратится правильно.
Но еще важнее стратегия езды: и разгонов, и торможений должно быть как можно меньше: каждый излишний разгон - это потраченная напрасно энергия горючего, которая при торможении подогреет окружающую среду. Для чего "рвать" машину, если здесь же будешь тормозить "в пол"?
Расход горючего зависит и от плавности линии движения автомобиля. Повернутые колеса делают дополнительное сопротивление: если его не восполнить "газом", скорость падает. На этом, кстати, основан один из узнаваемых приемов замедления при отказе тормозов: если ситуация позволяет, руль стремительно поворачивают из стороны в сторону, тормозя шинами.
Посмотрите на рис. 1. Реальный Подвескасмен пройдет эту трассу по зеленоватой линии движения. "Чайник" - как в голову взбредет (красноватая). 1-ый едет еще рациональнее, при малых потерях. 2-ой необоснованно "разламывает" линию движения, удлиняет путь, дополнительно тормозит. Для обыденных дорог "зеленоватая" схема не достаточно реальна в ежедневной езде, но вести машину плавненько может каждый. Отсюда вывод. Не стоит напрасно "топтать педали" и ерзать по рядам: плавный стиль вождения иногда сберегает чуть не половину горючего.
А ЧТО С "ОБУВКОЙ"?
Многие считают резину самым упругим материалом (понимая под этим ее упругость), на самом деле все труднее. Внутреннее трение в резине затрудняет деформацию, всячески ее сдерживая. Потому (рис. 2), сминаясь впереди пятна контакта (в зоне А), шина потребляет больше энергии, чем дает, расправляясь за пятном контакта (в зоне Б). Разница израсходована на борьбу с трением. Желаете "пощупать" итог? Коснитесь шины. Жгучая? Поработало трение.
Чем больше нагрузка на шину и ниже давление в ней, тем больше эти утраты. Плохо катятся шины и при неправильном "схождении". Непринципиально ведут себя тут и задубевшие на морозе. Ужаснее катятся по жесткому покрытию зимние и "бездорожные". Бескамерные - лучше камерных. Есть и другие аспекты, да и нареченных хватит, чтоб сделать последующий вывод: в целях экономии комплектуйте автомобиль надлежащими шинами, смотрите за давлением, углами установки колес, а в мороз не выходите на высшую скорость, пока "обувка" не разогреется.
О Полезности Роскошных ИСКУССТВ
Кому как, а мне автомобили-"обмылки" (так их нарекли журналисты) нравятся: нет "строительных излишеств", простота, завершенность вида. Найдите избыточное у дельфина! В наше время авто различных производителей почти во всем идентичны. Это продиктовано требованиями аэродинамики, которые необходимо "увязать" с классической, доказавшей право на жизнь, сборкой машины.
А вот и итог. Если коэффициент аэродинамического сопротивления традиционных "Жигулей" Сх=0,5, то у многих "обмылков" он на уровне 0,3 и даже ниже. У VAZ 2112 - около 0,32. Совершенно хорошо для машины с солидным дорожным просветом. Уменьшив его, могли еще понизить Сх, но как ездить по колдобинам? Что дает Сх=0,3 заместо 0,5? При той же лобовой площади машины аэродинамическое сопротивление на 67% меньше!
Вобщем, у каждого из нас определенный автомобиль со своим "це-икс". Уменьшить его, если гласить о доступных средствах, тяжело. Не станешь же заклеивать скотчем щели и колесные арки! Важнее не наращивать сопротивление. Скажем, очень популярны багажники поверх крыши. Кто будет спорить - комфортно, но груз на их очень портит аэродинамику: сопротивление вырастает вследствие роста как Сх, так и лобовой площади (кстати, от полуметровой коробки на крыше "10-ка" растеряет больше, чем "шестерка").
Иногда наши желания не вписываются в "физические реалии". Если в жару мы открываем окна и лючок - это полностью разумно. Но стоит катать на машине непонятный пластмассовый "обвес"? От спойлера либо козырька иногда никакого толку, а сопротивление больше. Стоит устанавливать необоснованно "разлапистые" шины, расширять колею, вешать "кенгурятник", задирать кузов?
Аэродинамические силы каверзны - вырастают "по квадрату скорости". Увеличите ее в четыре раза - сопротивление подымется в 16 раз! А о чем многие даже не подозревают - это о роли встречного ветра. Один пример: на спидометре "100", но в лоб дует крепкий ветер со собственной скоростью - 40 км/ч. Аэродинамическое сопротивление машины определяется суммарной скоростью потока и, означает, вырастет в два раза (рис. 3). Двигаясь с большой скоростью против ветра, о топливной экономичности можно запамятовать.
Подведем результат. Экономная езда на исправном автомобиле сводится к понижению до минимума всех сил сопротивления. И просит самодисциплины! Тяжело вынудить себя "тянуть" на высшей передаче со скоростью 50-60 км/ч, избегая активных действий. Но не переусердствуйте: создавая помехи другим, можно оказаться виновником аварии, которая всю "экономику" подорвет.
Побеседуем О РАСХОДЕ Горючего
Большенному АВТОМОБИЛЮ - Огромные Растраты
Как ни хороша "Волга" в очах ее почитателей, а бензина за 100 тыс. км сожрет не меньше 12 тыс. л.! Помножьте на стоимость - и поймете, почему один клиент, выбирая автомобиль, с досады воскрикнул: "Да за эти деньжищи я еще "Mercedes" куплю!".
Вроде бы то ни было, исправный автомобиль расходует все таки столько горючего, сколько положено, и можно посчитать малые затраты энергии на то, чтоб машина ехала. А вот попытка их урезать вступает уже в конфликт с физическими законами - автомобиль не тянет, глохнет! У большой машины выше расход горючего. Означает, о издержек на бензин следует мыслить уже при выборе автомобиля.
Конструктивные методы понижения расхода горючего - "в разы" - науке не известны, разве что, починив неисправную машину, сэкономите в два раза - но это не в счет! Попробуйте-ка у отлично настроенного "Мерседеса" уменьшить потребление бензина процентов на 20! Это на Нобелевскую потянет.
Меж тем в продаже столько средств понижения расхода горючего, что впору поостеречься: применишь все разом - и бак разорвется от сэкономленного горючего! "Волгарю" обычно рекомендуют начать с покупки магического карбюратора - "Солекса": заменишь, дескать, "неидеальный" К-151 - и забудешь дорогу к АЗС. Что ж, в один прекрасный момент мы ассоциировали эти карбюраторы на редакционной "Волге" (ЗР, 1997, № 3) - расход горючего оказался схожим!
На автомобилях с системой впрыска популярен "чип-тюнинг", могли быть маленькие Энциклопедия грузовых автомобилей. И все-же чудес в технике не бывает. Изменив опции, можно осязаемо сделать лучше разгонные характеристики машины, но не безвозмездно - бензина сгорит больше.
Так на чем все-таки можно сберегать?
ПОЧЕМ РАЗГОН?
Многие упиваются чувством массивного ускорения. Даже те, кто твердо знает, что псевдоПодвескаивная езда лупит по кармашку, а плавный разгон бережет горючее и Энциклопедия грузовых автомобилей. Дворовый "гонщик" взвинтит обороты до предельных - резко вырастут механические утраты в движке, удельный расход горючего возрастет по сопоставлению с хорошим раза в два. Кроме этого, при резвом разгоне система питания (к примеру, ускорительный насос) обогащает смесь в цилиндрах. Медленный же, с переключением передач, разгон позволяет держать обороты поближе к хорошим (средним либо чуток ниже), и энергия горючего тратится правильно.
Но еще важнее стратегия езды: и разгонов, и торможений должно быть как можно меньше: каждый излишний разгон - это потраченная напрасно энергия горючего, которая при торможении подогреет окружающую среду. Для чего "рвать" машину, если здесь же будешь тормозить "в пол"?
Расход горючего зависит и от плавности линии движения автомобиля. Повернутые колеса делают дополнительное сопротивление: если его не восполнить "газом", скорость падает. На этом, кстати, основан один из узнаваемых приемов замедления при отказе тормозов: если ситуация позволяет, руль стремительно поворачивают из стороны в сторону, тормозя шинами.
Посмотрите на рис. 1. Реальный Подвескасмен пройдет эту трассу по зеленоватой линии движения. "Чайник" - как в голову взбредет (красноватая). 1-ый едет еще рациональнее, при малых потерях. 2-ой необоснованно "разламывает" линию движения, удлиняет путь, дополнительно тормозит. Для обыденных дорог "зеленоватая" схема не достаточно реальна в ежедневной езде, но вести машину плавненько может каждый. Отсюда вывод. Не стоит напрасно "топтать педали" и ерзать по рядам: плавный стиль вождения иногда сберегает чуть не половину горючего.
А ЧТО С "ОБУВКОЙ"?
Многие считают резину самым упругим материалом (понимая под этим ее упругость), на самом деле все труднее. Внутреннее трение в резине затрудняет деформацию, всячески ее сдерживая. Потому (рис. 2), сминаясь впереди пятна контакта (в зоне А), шина потребляет больше энергии, чем дает, расправляясь за пятном контакта (в зоне Б). Разница израсходована на борьбу с трением. Желаете "пощупать" итог? Коснитесь шины. Жгучая? Поработало трение.
Чем больше нагрузка на шину и ниже давление в ней, тем больше эти утраты. Плохо катятся шины и при неправильном "схождении". Непринципиально ведут себя тут и задубевшие на морозе. Ужаснее катятся по жесткому покрытию зимние и "бездорожные". Бескамерные - лучше камерных. Есть и другие аспекты, да и нареченных хватит, чтоб сделать последующий вывод: в целях экономии комплектуйте автомобиль надлежащими шинами, смотрите за давлением, углами установки колес, а в мороз не выходите на высшую скорость, пока "обувка" не разогреется.
О Полезности Роскошных ИСКУССТВ
Кому как, а мне автомобили-"обмылки" (так их нарекли журналисты) нравятся: нет "строительных излишеств", простота, завершенность вида. Найдите избыточное у дельфина! В наше время авто различных производителей почти во всем идентичны. Это продиктовано требованиями аэродинамики, которые необходимо "увязать" с классической, доказавшей право на жизнь, сборкой машины.
А вот и итог. Если коэффициент аэродинамического сопротивления традиционных "Жигулей" Сх=0,5, то у многих "обмылков" он на уровне 0,3 и даже ниже. У VAZ 2112 - около 0,32. Совершенно хорошо для машины с солидным дорожным просветом. Уменьшив его, могли еще понизить Сх, но как ездить по колдобинам? Что дает Сх=0,3 заместо 0,5? При той же лобовой площади машины аэродинамическое сопротивление на 67% меньше!
Вобщем, у каждого из нас определенный автомобиль со своим "це-икс". Уменьшить его, если гласить о доступных средствах, тяжело. Не станешь же заклеивать скотчем щели и колесные арки! Важнее не наращивать сопротивление. Скажем, очень популярны багажники поверх крыши. Кто будет спорить - комфортно, но груз на их очень портит аэродинамику: сопротивление вырастает вследствие роста как Сх, так и лобовой площади (кстати, от полуметровой коробки на крыше "10-ка" растеряет больше, чем "шестерка").
Иногда наши желания не вписываются в "физические реалии". Если в жару мы открываем окна и лючок - это полностью разумно. Но стоит катать на машине непонятный пластмассовый "обвес"? От спойлера либо козырька иногда никакого толку, а сопротивление больше. Стоит устанавливать необоснованно "разлапистые" шины, расширять колею, вешать "кенгурятник", задирать кузов?
Аэродинамические силы каверзны - вырастают "по квадрату скорости". Увеличите ее в четыре раза - сопротивление подымется в 16 раз! А о чем многие даже не подозревают - это о роли встречного ветра. Один пример: на спидометре "100", но в лоб дует крепкий ветер со собственной скоростью - 40 км/ч. Аэродинамическое сопротивление машины определяется суммарной скоростью потока и, означает, вырастет в два раза (рис. 3). Двигаясь с большой скоростью против ветра, о топливной экономичности можно запамятовать.
Подведем результат. Экономная езда на исправном автомобиле сводится к понижению до минимума всех сил сопротивления. И просит самодисциплины! Тяжело вынудить себя "тянуть" на высшей передаче со скоростью 50-60 км/ч, избегая активных действий. Но не переусердствуйте: создавая помехи другим, можно оказаться виновником аварии, которая всю "экономику" подорвет.