ЗАЛИВНОЕ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ
ЗАЛИВНОЕ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ
Страница ИСТОРИИ
ЗАЛИВНОЕ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ
Подмена вкладышей - операция, знакомая многим. Но не достаточно кто из сегодняшних ремонтников имеет способности литейщика.
Сергей КАНУННИКОВ
Начиная с конца прошедшего века и прямо до 40-х годов на многих движках ставили баббитовые вкладыши. Основой этого сплава были олово либо свинец. Сплав включал также медь, кадмий, мышьяк, время от времени цинк. Баббит наплавляли на бронзовые подшипники, представляющие из себя два полукольца, пореже - кольцо. Время от времени конструкция предугадывала только одно полукольцо, металл наносили прямо на крышку подшипника (рис. 1). У неких моторов, скажем, "Москвича-400", шатунных вкладышей и совсем не было - баббит наплавляли конкретно на шатун и крышку его нижней головки.
Разобрав движок, старенькые вкладыши выплавляли, нагревая паяльной лампой до 250-350 градусов. Потом подшипник кропотливо очищали и обезжиривали - кипятили пару минут в 10-процентном растворе каустической соды. Протравив полукольца соляной кислотой, их облуживали припоем.
Для заливки подшипников-полуколец в гаражных критериях еще сначала века изобрели обычное приспособление - металлической угольник с полукруглым выступом на одной из полок. Полукольцо ставили так, чтоб меж ним и выступом оставался маленький и равномерный зазор (рис. 2). Обложив внешную часть подшипника печной глиной, фиксировали полукольцо струбциной.
После чего, подогревая подшипник паяльной лампой, из специальной ложки, медлительно, чтоб не допустить образования пузырьков воздуха, в зазор меж бронзовым полукольцом и выступом угольника заливали расплавленный баббит. Когда подшипник остывал, вкладыш доводили до подходящего размера вручную - шабером либо на токарном станке, проверяя качество подгонки "на краску" - приблизительно так, как время от времени инспектируют пятно контакта шестерен гипоидной главной передачи. Отсутствие раковин определяли на глаз. Но основным диагностическим прибором служило ухо опытнейшего моториста. Спец, легонько постукивая по Ремонт и эксплуатация молотком, оценивал качество проведенной работы по чистоте звука.
Срок службы баббитовых вкладышей был невелик - промышленных подшипников хватало на 15-20 тыс. км, ремонтных - на еще наименьший пробег. Потому меж крышкой подшипников и блоком цилиндров, также меж шатунами и их крышками ставили тонкие латунные прокладки. Их удаляли по мере износа вкладышей. Движок для этого не демонтировали - просто сливали масло и снимали поддон. Эту операцию мотористам приходилось проводить раз в несколько тыщ км.
Рис. 1. Коренной подшипник коленвала: 1- крышка подшипника; 2 - блок цилиндров; 3 - бронзовое полукольцо; 4 - баббит; 5 - латунные прокладки; 6 - маслопровод.
Рис. 2. Приспособление для заливки вкладышей: 1 - струбцина; 2 - угольник с полукруглым выступом; 3 - печная глина; 4 - бронзовое полукольцо.
Страница ИСТОРИИ
ЗАЛИВНОЕ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ
Подмена вкладышей - операция, знакомая многим. Но не достаточно кто из сегодняшних ремонтников имеет способности литейщика.
Сергей КАНУННИКОВ
Начиная с конца прошедшего века и прямо до 40-х годов на многих движках ставили баббитовые вкладыши. Основой этого сплава были олово либо свинец. Сплав включал также медь, кадмий, мышьяк, время от времени цинк. Баббит наплавляли на бронзовые подшипники, представляющие из себя два полукольца, пореже - кольцо. Время от времени конструкция предугадывала только одно полукольцо, металл наносили прямо на крышку подшипника (рис. 1). У неких моторов, скажем, "Москвича-400", шатунных вкладышей и совсем не было - баббит наплавляли конкретно на шатун и крышку его нижней головки.
Разобрав движок, старенькые вкладыши выплавляли, нагревая паяльной лампой до 250-350 градусов. Потом подшипник кропотливо очищали и обезжиривали - кипятили пару минут в 10-процентном растворе каустической соды. Протравив полукольца соляной кислотой, их облуживали припоем.
Для заливки подшипников-полуколец в гаражных критериях еще сначала века изобрели обычное приспособление - металлической угольник с полукруглым выступом на одной из полок. Полукольцо ставили так, чтоб меж ним и выступом оставался маленький и равномерный зазор (рис. 2). Обложив внешную часть подшипника печной глиной, фиксировали полукольцо струбциной.
После чего, подогревая подшипник паяльной лампой, из специальной ложки, медлительно, чтоб не допустить образования пузырьков воздуха, в зазор меж бронзовым полукольцом и выступом угольника заливали расплавленный баббит. Когда подшипник остывал, вкладыш доводили до подходящего размера вручную - шабером либо на токарном станке, проверяя качество подгонки "на краску" - приблизительно так, как время от времени инспектируют пятно контакта шестерен гипоидной главной передачи. Отсутствие раковин определяли на глаз. Но основным диагностическим прибором служило ухо опытнейшего моториста. Спец, легонько постукивая по Ремонт и эксплуатация молотком, оценивал качество проведенной работы по чистоте звука.
Срок службы баббитовых вкладышей был невелик - промышленных подшипников хватало на 15-20 тыс. км, ремонтных - на еще наименьший пробег. Потому меж крышкой подшипников и блоком цилиндров, также меж шатунами и их крышками ставили тонкие латунные прокладки. Их удаляли по мере износа вкладышей. Движок для этого не демонтировали - просто сливали масло и снимали поддон. Эту операцию мотористам приходилось проводить раз в несколько тыщ км.
Рис. 1. Коренной подшипник коленвала: 1- крышка подшипника; 2 - блок цилиндров; 3 - бронзовое полукольцо; 4 - баббит; 5 - латунные прокладки; 6 - маслопровод.
Рис. 2. Приспособление для заливки вкладышей: 1 - струбцина; 2 - угольник с полукруглым выступом; 3 - печная глина; 4 - бронзовое полукольцо.