ЛОГИКЕ ВОПРЕКИ
ЛОГИКЕ ВОПРЕКИ
НЕ ПО ПРАВИЛАМ
ЛОГИКЕ ВОПРЕКИ
Нередко в аварийных ситуациях мы руководствуемся обыкновенной логикой. Нам кажется, что так мы сможем избежать ДТП. На самом же деле ставим себя в условия, когда ответственность за происшествие ляжет на нас.
Дмитрий ЖЕРНОВ
Представьте для себя равнозначный регулируемый перекресток (рис. 1). К нему подъезжает грузовик, намереваясь повернуть вправо. Шофер поглядел влево - нет машин, вправо - показывается некий автомобиль, но он должен ехать по собственной полосе и ему не помеха. В том-то все и дело: должен. А машина ехала по встречной! Грузовик поворачивает... Удар, столкновение, ДТП.
Кто повинет в аварии? Нет, не шофер, превысивший скорость и выехавший на полосу встречного движения. В аварии повинет, как досадно бы это не звучало, тот, кто за рулем грузовика. ДТП вышло в итоге того, что его шофер не выполнил пункт 13.11 ПДД: "На перекрестке равнозначных дорог шофер ... должен уступить дорогу транПодвесканым средствам, приближающимся справа" - то самое известное правило "правой руки".
Очевидно, шофер легкового автомобиля нарушил ПДД, но... На дороге, имеющей по одной полосе в каждом направлении и разметку 1.5, пункт 9.2 ПДД не воспрещает выезд на встречную полосу. Скорость же движения легкового автомобиля тут вообщем ни при чем.
Как бы удивительно ни звучали эти наши объяснения (нарушил, но "ни при чем"), они основаны на Правилах. Ведь прибывшие на место ДТП работники ГАИ сначала будут определять причину аварии, другими словами в итоге чьих действий вышло столкновение. Водителя же легкового автомобиля можно оштрафовать за нарушение ПДД, но обвинить в происшествии - нельзя.
Еще одна ситуация, к огорчению, очень всераспространенная. Так как, согласно логике, шофер, пытающийся избежать столкновения, действует верно. Но выясняется, что он нарушил ПДД и обязан за это рассчитываться. Пример: дорога имеет по две полосы в каждом направлении (рис. 2). По ним едет поток машин. В последнем левом ряду, вереницей, на достаточном расстоянии (соблюдая дистанцию) следуют "Жигули" (1) и "Москвич" (2).
Внезапно перед "Москвичом" "влезает" импортная машина (3) и резко тормозит. Шофер "Москвича", пытаясь избежать наезда сзади, в считанные толики секунды воспринимает решение уходить в сторону. Справа машина - не успеет, слева - тоже, но по осевой, может быть, получится перескочить. Руль на лево... Не высчитал: встречная двигалась быстрей и ее шофер не успел среагировать. ДТП. Кто повинет?
Давайте поглядим, что молвят Правила. Пункт 10.1 "При появлении угрозы для движения, которую шофер в состоянии найти, он должен принять вероятные меры прямо до полной остановки". Есть упоминание о маневре? Нет. Шофер "Москвича" должен нажимать на тормоза. Да, может быть, он врежется в импортную машину, но будет невиновен. Выехав же на полосу встречного движения, он сделал столкновение, и что бы ни послужило предпосылкой его маневра, оказался повинет. Естественно, шофер иномарки тоже должен быть привлечен к ответственности: сделал аварийную ситуацию, не выполнил требования ПДД (пункты 8.1 и 8.4). Хотя непонятно, что после ДТП импортная машина остановится. Потому возмездие ее водителя настигнет только, если кто-либо запомнит номер машины и выступит очевидцем происшествия. Обычно же бедняга, пытавшийся избежать столкновения, остается один на один с пострадавшим на встречной полосе. Его вина явна.
И в конце концов, ситуация более прозаичная, без столкновений и пострадавших. Рядовая городская улица (рис. 3). Без разметки, шириной 12 метров. На правой стороне остановка запрещена: висит символ 3.27, на левой тот же символ далековато впереди и, естественно, обращен к водителю тыльной стороной. Как следует, можно припарковать машину на левой стороне дороги?
Шофер тормознул, сходил в магазин, ворачивается, а рядом с машиной сотрудник ГАИ: "Нарушили правила остановки. Ваши документы". Шофер не согласен: "За что штраф? Я же не встал под знаком!" Вправду, символ воспрещает остановку только водителям, которые его лицезреют - передвигающимся с обратной стороны. Нашему же тут останавливаться воспрещает пункт 12.1 ПДД. Прочтем его: "На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пт на дорогах с одной полосой движения для каждого направления..." Снова: с одной полосой! Согласно пт 1.1 ПДД, "Полоса" - "Неважно какая из продольных полос проезжей части,.. имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд". ГОСТ 23457-86 гласит, что малая ширина проезжей части - 2,75 м. Как следует, описываемая дорога имела по две полосы в каждом направлении. Стало быть, шофер нарушил ПДД.
Вывод прост: пристально читайте Правила! Если вы выполняете их требования, то в хоть какой ситуации окажетесь невиновны.